План-конспект урока в 3 классе
Родительный падеж имён существительных
Ружникова Елена Аркадьевна,
учитель ГБОУ школа № 471
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта урока
Тема: |
Родительный падеж имён существительных |
Цель:
Задачи: |
Сформировать представление об именах существительных в родительном падеже
ü 1. Учить определять имена существительные в родительном падеже в предложениях. ü 2.Формировать навыки грамотного письма. ü 3. Развивать навыки устной речи. ü 4. Воспитывать дружный коллектив. |
Планируемые результаты: |
Предметные: умение отличать в речи имена существительные в родительном падеже умение находить однокоренные слова умение задавать вопросы для определения падежа умение графически обозначать падеж существительного правильно списывать слова, проверять написанное осознанно, правильно, выразительно читать вслух Личностные: умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: коммуникативные: умение слушать и понимать других строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. оформлять свои мысли в устной форме. умение работать в паре. регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. прогнозировать предстоящую работу осуществлять познавательную и личностную рефлексию. познавательные: умения извлекать информацию из текстов выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы обобщать и классифицировать по признакам ориентироваться на развороте учебника. находить ответы на вопросы. |
Основные понятия |
Имя существительное, падеж, вопросы и предлоги родительного падежа |
Межпредметные связи |
Связь с литературным чтением; подбор примеров из художественных произведений |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» (2 части) , Москва, «Просвещение» 2013 - О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку», М: ВАКО, 2013 - Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями - Презентация. |
Этапы урока |
Задания для учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Чтение стихотворения О.Высотской (слайд 2) |
- Прочитайте. Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным и только! Всё запомнишь, всё поймёшь! - На что нацеливает она нас на уроке? |
Даёт установку на деятельность, выслушивает ответы учеников |
Читают стихотворение сначала про себя, затем вслух, дают ответ на вопрос |
осознанно, правильно, выразительно читать вслух, умение извлекать информацию из текстов
|
|
- Повторяйте слова и движения со мной:
Желаю Успеха Большого Во всём И везде. Здравствуйте! (1-ый раз) Удачи тебе на уроке! (2-ой раз) |
Проговаривает слова, демонстрирует движения: Соприкасаются большими пальцами Указательными Средними Безымянными Мизинцами Прикосновение всей ладонью
|
Читают стихотворение сначала про себя, затем вслух. Повторяют слова 2 раза и движения |
Умение слушать и понимать других. |
Анализ тетрадей |
- На предыдущем уроке и при выполнении д/з отлично поработали, писали каллиграфически грамотно и без ошибок несколько ребят. -Какую задачу ставите перед собой сегодня? |
Даёт положительную оценку ребятам, которые каллиграфически грамотно и без ошибок работали на предыдущем уроке. Выслушивает мнения ребят. Называет учеников, тетради которых берёт на контроль. |
Внимательно слушают Дают ответ на вопрос (Писать каллиграфически грамотно, без ошибок, внимательно выполнять все задания) |
Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, Умение оформлять свои мысли в устной форме.
|
Работа в тетрадях Доска |
- Откроем тетради, Запишем каллиграфически правильно и грамотно. |
Обращает внимание на посадку. Диктует. Обращает внимание на орфограммы. |
Открывают тетради, записывают число (Десятое февраля. Классная работа.) |
осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Минутка чистописания Доска: род, родить, родитель |
- Прочитайте слова - Что заметили? Что общего? - С какой буквы начинаются слова? Что можно о ней рассказать? Какие звуки обозначает? - Пропишите строчную букву р/р/р - Во второй строке запишите слова, выделите корень. |
Задаёт вопросы. Выслушивает ответы. Задаёт наводящие вопросы. Подводит детей к выводам. |
Отвечают на вопросы. Делают выводы. Выполняют чистописание. Оценивают себя. |
умение определять однокоренные слова, осуществлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Повторение изученного. Подготовка к изучению нового. (Слайд 3)
|
- На синих карточках ребята выполнят задания (научись правильно читать)
Я именительный падеж,
Меня легко все узнают -А мы вспомним, над какой темой работали на прошлом уроке? -Что вы узнали об именительном падеже имён существительных? -А сейчас послушайте, что вам прочитают ребята (читают стихотворение) - Расскажите об именительном падеже по плану.
- Молодцы. Всё правильно запомнили и рассказали. |
Даёт индивидуальные задания. Производит фронтальный опрос по теме прошлого урока. Выслушивает ответы детей. Даёт оценку усвоенному. |
Два ученика выполняют индивидуальные задания. Дети отвечают на вопросы, обобщают ответы. Рассказывают по плану об имени существительном и имени существительном в именительном падеже |
осознанно, правильно, выразительно читать вслух; умение слушать и понимать других; умения извлекать информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам
|
Работа на карточках (в парах) (Доска + карточки на партах)
Игра «Разложи правильно»
|
- Вспомним, как нужно работать в парах. - Рассмотрите содержимое конвертов. Предложите задание. - Как определить падеж имени существительного? (поставить вопрос) - Разложите по порядку названия падежей, вопросы к ним (на партах и у доски) - Проверим. Кто не допустил ошибок? Поднимите руки. - Молодцы. |
Предлагает вспомнить правило работы в парах, определить цель задания. |
Дети определяю цель задания, раскладывают по порядку названия падежей и вопросы к ним. Сверяются с доской. Делают вывод. |
умение слушать и понимать других; обобщать и классифицировать по признакам осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Работа над орфограммами. Письмо по памяти. (доска) |
- Прочитайте предложение - Какие буквы нужно вставить? Почему? Под мя.ким белым к.вром не видно х.лодной з.мли. - Проверка. - Прочитайте ещё раз. Запомните. - Запишите по памяти. - Проверка. Кто написал без ошибок? Поставьте воскл. знак(!) - Определите падеж имён существительных.
|
Предлагает прочитать, определить и обосновать правильность вставленной буквы. Затем после прочтения 2-х раз закрывает предложение и просит записать по памяти. Предлагает сверить написанное с доской., оценить свою работу. Определить падежи. |
По очереди выходят к доске, вставляют пропущенную букву, проверяют орфограмму. Читают 2 раза, запоминают, пишут по памяти. Сверяют написанное, исправляют ошибки, делают вывод. Определяют падеж имён существительных |
осознанно, правильно, выразительно читать вслух; правильно списывать слова, проверять написанное; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
«Буратино» |
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл – Видно, ключик не нашёл |
Предлагает отдохнуть. Проговаривает слова, показывает движения. (в соответствии со словами) |
Выполняют: проговаривают слова и выполняют движения |
|
(карточки+доска)
(Слайд 4) |
- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных в парах. Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги. - Что интересного заметили? Что общего? (ед.ч.,Р.п.) - Чем отличаются? (предлоги) - Выделите в кружок предлоги. - Как вы думаете, над какой темой будем работать? - На какие вопросы мы должны ответить? Слайд 4 • На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.? • С какими предлогами употребляются? Каким членом предложения является имя существительное в Р.п. ? - Это новые для вас знания? Что вы уже знаете? - С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.? - Какая задача стоит перед нами?
|
Предлагает прочитать словосочетания на карточках, найти общее, сделать вывод о теме урока. Поставить вопросы, на которые нужно ответить в конце урока (с помощью текста на слайде). Поставить задачу урока. |
Читают. определяют число, падеж, делают вывод о теме урока. Ставят вопросы и задачу урока. (Уточнять знания, учиться находить сущ. в Р.п., и т.д.) |
умение отличать в речи имена существительные в родительном падеже; умение задавать вопросы для определения падежа; умение графически обозначать падеж существительного строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. оформлять свои мысли в устной форме. прогнозировать предстоящую работу
|
5. Работа по теме урока. Работа по учебнику Доска, учебник |
- Прочитайте сведения о языке на с.44. - Назовите вопросы родительного падежа. - С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.? - Выберите предлоги для Р.п. (с доски)
|
Предлагает прочитать сведения о языке., ответить на вопросы, сделать вывод. Выбрать карточки с предлогами Р.п. на доске |
Читают сведения о языке, отвечают на вопросы, делают вывод Один ученик выбирает на доске предлоги. Остальные проверяют, дополняют. |
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника выявлять сущность, особенности объектов; ориентироваться на развороте учебника. |
Самостоятельная работа Карточки + слайд 5 |
– Проверим, как вы умеете определять падеж. - Прочитайте словосочетания (карточки + слайд 5) Ветка осины, ранец брата, письмо от сестры, был без пальто, слез с дерева, гулял вокруг дома, шёл после школы, гулял около площадки. - Определите падеж имён существительных. - Докажите. (Какие вопросы задавали?) - К каким сущ. задавали вопрос КОГО?, к каким – ЧЕГО?) - Выделите предлоги. - Сделайте вывод (Что можно сказать о сущ. в Р.п.?) - Молодцы.
|
Предлагает определить падежи существительных на индивидуальных карточках карточках. Доказать с помощью вопросов, выделить предлоги, сделать вывод об имени существительном в Р.п. Оказывает помощь в выполнении заданий. Обращает внимание детей на то, что сущ. ранец и письмо м.б. И. и В. падежа в зависимости от роли в предложении. |
Определяют падежи существительных, доказывают правильность выполнения, исправляют ошибки. Делают вывод. (Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы кого? (одушю) чего? 9неодуш.). Употребляются с предлогами и без предлогов) Оценивают свою работу |
умение отличать в речи имена существительные в родительном падеже умение задавать вопросы для определения падежа умение графически обозначать падеж существительного умение высказывать своё мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. оформлять свои мысли в устной форме. осуществлять познавательную и личностную рефлексию. делать выводы обобщать находить ответы на вопросы. |
Работа по учебнику Упр.78 с.44
|
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл (2 пословицы: 3 и 4) -Запишите. Определите падеж существительных в этих пословицах. - Что интересного обнаружили? - Как найти в предложении имена существительные в Р.п.?
|
Предлагает прочитать задание, выполнить задание. Контролирует работу. Предлагает ответить на вопросы |
Читают задание, объясняют смысл пословиц. Записывают, определяют падеж существительных. Делают вывод. (Чтобы определить падеж существительного, нужно поставить вопрос. Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО? |
умение задавать вопросы для определения падежа графически обозначать падеж существительного правильно списывать слова, проверять написанное; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться на развороте учебника. |
6. Продолжение работы про теме.
Игра «Один – много»
|
Все встанем. Поиграем. Я называю существительное. Если оно в ед. числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном – прыгаете легко, как мышки. КРЫЛО – КРЫЛЬЯ ДЕНРЕВО - ДЕРЕВЬЯ ТУЧА - ТУЧИ
ПЛЕЧО - ПЛЕЧИ - Молодцы. |
Предлагает в игровой форме определять число имён сущ. с помощью хлопков и прыжков. |
По заданию учителя определяют число имён сущ. |
умение слушать и понимать других; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы
|
Работа в парах карточки + слайд 6, учебник
|
- Прочитайте предложения Солнышко выглянуло из-за туч. Началась капель с крыш. - Найдите сущ. в Р.п. - Что общего? Какие звуки слышим на конце? - Что мы знаем о сущ. жен. рода ед. числа с шипящим звуком на конце? - А здесь почему не пишется? - Можно ли определить род? Почему? В каком числе они употреблены? - Прочитайте сведения о языке с.45. - Что нового узнали? - Запомните.
|
Задаёт вопросы. Предлагает сначала сделать вывод. затем сверить вывод с учебником. вывешивает карточку-правило на доску Карточка: У сущ. мн. числа с шипящим на конце мягкий знак не пишется.
|
Читают предложения, находят существительные в Р.п., вспоминают правило о сущ. с шипящим звуком на конце, находят отличие. Читают новое правило. Запоминают. |
умение отличать в речи имена существительные в родительном падеже умение задавать вопросы для определения падежа умение графически обозначать падеж существительного умение высказывать своё мнение, оформлять свои мысли в устной форме; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; на основе анализа объектов делать выводы |
VI. Рефлексия (слайд 7) |
Прочитайте стихотворение Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает воробей. (К.Чуковский) - Назовите имена сущ., которые стоят в Р.п. - Назовите вопросы Р.п. - С какими предлогами употребляются имена сущ в Р.п.? |
Предлагает прочитать стихотворение, найти сущ. в Р.п., задаёт вопросы. |
Читают стихотворение, называют сущ, стоящие в Р.п. Обобщают, |
умение отличать в речи имена существительные в родительном падеже умение высказывать своё мнение, оформлять свои мысли в устной форме. |
VII. Итог урока. (слайд 8)
|
- Что нового узнали? - Ответьте на вопросы, которые мы задавали в начале урока. - Что было интересно? - Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что работал на уроке отлично. - Молодцы. Работали хорошо. Особенно отличились… Ставлю 5-ки.
|
Задаёт вопросы. Оценивает работу детей на уроке, выставляет оценки. |
Отвечают на вопросы, заданные в начале урока. Оценивают свою работу на уроке. |
умение высказывать своё мнение, умение слушать и понимать других строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. оформлять свои мысли в устной форме. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. на основе анализа объектов делать выводы обобщать |
VIII. Д/з |
с. упр.81 (по заданиям учебника), правила с.44-45 |
Предлагает записать д/з, задать вопросы, выучить дома правила. |
Читают задания, задают вопросы, записывают в дневник д\з |
умение задавать вопросы; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; прогнозировать предстоящую работу осуществлять познавательную и личностную рефлексию. умения извлекать информацию из текстов
|