Технологическая карта урока в 4 классе
Имена существительные 1, 2, 3 склонения
Бешлиу Дарья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: изучение нового материала
УМК: «Школа России»
Технологическая карта
Тема |
Имена существительные 1, 2, 3 склонения |
|||||
Цель |
Дать возможность изучить деление существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний. |
|||||
Задачи |
Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал таблицы. Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца |
|||||
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
|||||
Основные понятия |
склонение |
|||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Канакина. Русский язык. 4 класс Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки |
|||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу. |
Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. |
«Книга- источник знаний»
- Объясните, как понимаете эту пословицу? |
|
Внутренняя позиция школьника. |
|
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Организует повторение изученного. |
Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- четверках . |
- Прочитайте слова. Что у них общего? Стена, земля, папа, Поля, стол, конь, село, поле, степь, ель. - Что знаете об имени существительном? (Проверка)
- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы)
|
Знать признаки имени существительного как части речи. |
Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. |
Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. Формулирование цели урока, используя слова: закрепить, научиться, расширить, исследовать. |
Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания Самоконтроль. Анализируют таблицу. Формулируют тему и цель урока используя слова: закрепить, научиться, расширить, исследовать.
|
- По какому признаку разделила я эти слова? - Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? - Определите тему урока.(Склонение имен существительных) - определите цель урока, используя слова: закрепить, научиться, расширить, исследовать |
Уметь изменять имена существительные по падежам. |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . |
В форме подводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. |
Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. |
- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы.
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 97 Работа в парах. Составление алгоритма. - Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2) - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? |
Уметь определять склонение имени существительного. |
познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
|
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения.
|
Проводит инструктаж обучающихся. |
Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. Самопроверка. |
Работа в парах. Учебник с. 98, упр. 180 Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать? Проверка.
|
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. |
подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. |
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. |
- Какое задание можно выполнить с данными словами? Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном. (Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения. Проверка.
|
Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. |
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
|
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель.
Включение нового |
|
|
- Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение. |
Уметь применять изученные правила. |
смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие |
|
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
В форме подводящего диалога направляет на формулирование ответа на вопрос «Достигли ли поставленной цели?» |
Формулируют вывод «Чему научились на уроке?»
Работа в группах: составить синквейн: Первая строка: (1 слово)-существительное; 2 строка: два прилагательных; 3 строка: ваше отношение; 4 строка Глаголы
|
- Дополните кластер, который составили в начале урока. |
|
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
IX. Д/з |
|
|
|
|
|
|
Приложение1
стена |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
земля |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
папа |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
Коля |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
конь |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
стол |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
село |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
поле |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
степь |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
ель |
|
род |
|
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |