Мастерская письма
Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении "свершается" деятельностью учащегося в процессе учебного исследования.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению;
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Главная задача современной системы образования– создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
- технологий;
- содержания образования;
- стиля жизни ОУ;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения - педагогическая мастерская.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Основные этапы мастерской:
Индукция (наведение /в пер. с лат./) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, невозможность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – одна из форм социализации, это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карточки с текстами для работы в парах.
2. Чистые листы бумаги.
3. Ручки, цветные карандаши.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Включение в учебный процесс каждого ученика, строительство собственных знаний вместе с другими.
2. Воспитание норм нравственности.
3. Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
4. Привитие любви и уважения к своему дому, родным и близким.
5. Развитие умения анализировать своё состояние, свои ощущения, свои успехи и неуспехи.
6. Развитие коммуникативной культуры учащихся.
7. Развитие творческих способностей.
8. Развитие у детей умения думать, изобретать, создавать, творить, самореализовываться.
9. Развитие воображения, образной речи учащихся.
«Любовь к дому выражается словом «уют».
Уют связывают с чувством покоя.
Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом».
Б.В. Ничипоров
«Введение в христианскую философию»
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
|
Алгоритм проведения |
Методический комментарий |
1. Орг. момент |
- Сегодня у нас необычный урок. А для того, чтобы у нас всё получилось, мы должны будем слушать друг друга и самих себя, думать, изобретать, творить. |
Формирование положительного отношения к уроку. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. |
2. Индуктор |
- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. На листке бумаги нарисуйте его.
|
Создание атмосферы доверия. Развитие способности к созданию образа (креативности), умение работать на пространстве страницы; самоактуализация – настройка на процесс самообучения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Наличие мотивации к творческому труду. |
3. Афиширование |
- Афишируйте свою работу на доску.
- Дом – это не только стены, окна и крыша. В нашем доме звучит много слов, вспомните самое тёплое слово, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листок. (Дети, подумав, записывают это слово на листок.)
- Произнесите вслух, что записали. Остальные внимательно вслушайтесь в эти слова и, понравившиеся, запишите на свой листок.
|
Преодоление внутреннего сопротивления перед афишированием, самопрезентация.
Продолжение работы над здоровой благоприятной атмосферой в классе, развитие толерантности, коммуникативной культуры, этики поведения.
Тренировка памяти. Формирование уважительного отношения к мнению других участников процесса. |
4. Деконструкция |
- А теперь вслушайтесь, всмотритесь в слово, записанное на доске.
Д О М
- Запишите это слово на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. - Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести. Остальные вслушайтесь и понравившиеся слова запишите на свой листок.
|
Продолжение работы над здоровой, благоприятной атмосферой в классе.
Воспитание коммуникативной культуры, этики поведения.
Активизация мышления, умения дополнять других (учиться слушать и слышать других). Освоение логическими действиями анализа. Формирование умения контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
|
5. Реконструкция |
- Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи). Послушайте стихотворение. Запишите понравившиеся слова. В доме моём 4 угла, В каждом углу 3 молодца, Добро, Уют, Покой живут, Дом мой от напасти стерегут, От угла к углу ходит девица, По земле коса её стелется, Зовут девицу Любовь, На ней и держится мой кров. - Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились. - Закончите предложения на карточках: Мой дом… Я в доме… Дома мне интересно… Я люблю… Я хочу… (Дети записывают предложения.) - Прочитайте самые интересные, на ваш взгляд, предложения о вашем доме. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Освоение логическими действиями синтеза. |
|
- А сейчас послушайте, какие предложения я вам прочитаю. Поднимите руку, если что-то подобное о доме слышали: «Дом – это сложное образование». «Дом – пристанище (забегаловка)». «Дом – проходной двор». «Дом – вокзал». «Дом – салон». «Дом как затвор». |
Освоение предметного тезариуса. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта действительности. |
6. Социализация |
Работа в группах. (Раздаются тексты, с номерами от 1 до 6.) (См. Приложение 1) - Прочитайте тексты, обсудите, продолжите запись слов о доме.
(Каждая группа пересказывает свой отрывок текста и называет слова, которые они добавили к своему списку слов.)
|
Принятие и освоение социальной роли. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способность к волевому усилию – к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение работать с информацией, структурировать, кратко излагать, умение быстро зафиксировать главный смысл. Умение общаться на тему предмета. Продолжение работы над здоровой благоприятной атмосферой в классе, развитие толерантности, коммуникативной культуры, этики поведения.
|
7. Реконструкция |
Работа по «строительству» ИДЕАЛЬНОГО ДОМА. - Напишите слова ХОЛОДНЫЙ ДОМ и опишите, как вы это понимаете. - Напишите слова ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ. Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом. |
Умение работать с предметными понятиями, выдвигать свои предположения, отстаивать свою точку зрения, учиться аргументировать.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
8. Общая рефлексия |
- Попробуйте себе представить пожелания вашему дому. (Совместное выполнение упражнений.) Руки над головой, пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много света в доме. Глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому. |
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. |
9. Рефлексия |
- Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите её и запишите всех, кого вы возьмёте в свой идеальный дом. Назовите (выделите) главного человека в вашем доме.
- Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на своём листе с большой буквы. Это тема вашего синквейна. - Два прилагательных. - Три глагола. - Фраза по теме синквейна. - Слово – вывод. |
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. |
10. Итоговое афиширование |
- Желающие могут зачитать вслух свою работу. (Заслушивание детских работ).
|
Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
11. Домашнее задание |
- По желанию: написать сочинение об идеальном доме, используя материал урока.
|
Осмысление личностных результатов урока. Приобретение детьми жизненного опыта. |
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные. Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 2011
2. ФГОС. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А Тишков. Москва, «Просвещение», 2009
3. ФГОС. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва, «Просвещение», 2009
4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ, 2002
5. Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М,1998
7. Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
8. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998
9. Белова Н.И. "Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы. Фестиваль педагогических идей". Волгоград, "Учитель", 2009.
10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград, «Учитель», 2008
Приложение 1
Карточки для работы в группах
1
Дом – это сложное и таинственное образование. Это стены его и особое месторасположение, и особые голоса, и неповторимые скрипы, и звуки. Это и родные люди.
2
Существует несколько отрицательных типов домашнего устроения. И в каждом из них дом рушится через искажение внутреннего духовного строя домочадцев. Дом – пристанище, прибежище. Дом превращён в забегаловку.
3
Дом как проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди. Это не то чтобы друзья, а часто невесть кто – лишь бы не оставаться одному.
4
Дом – вокзал. Люди, которые живут в доме, осознают себя как бы на вокзале и собираются туда на 10-12 часов поспать, перекусить и рассыпаться.
5
Дом как салон. Салон – это «парадная гостиная или зал для приёма гостей», а салонный разговор или музыка – всё это синонимы лёгкого, пустого, поверхностного. Дом превращён в место сплетен.
6
Дом как затвор. Закрытость дома от друзей и близких мотивирована бегством от мира в себя, в свою тьму.