Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие по русскому языку для 3 класса

Однокоренные слова

Соколова Ольга Игоревна

Цель:

1. Научить детей устанавливать смысловые связи между однокоренными словами.

2. Закрепить знание о корне и однокоренных словах. Отрабатывать умение находить корень и подбирать однокоренные слова.

3. Обогащать словарный запас учащихся.

1. Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

С…ний, д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…брый, ч…стый, п…тнистый, л…чение.

Образецсинь – синий.

 

2.  Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

поле, полочка, полевой, полюшко;

печурка, печь, печка, печать;

соринка, сорняк, сорвал, насорил;

вода, водичка, водянка, водить.

3.  Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово.

т…снота                    т…сный                 т…снить

св..тлый                      св…т                      св…тает

р…бит                        р…бь                       р…бой

н…чевать                  н…чной                   н…чь

н…зкий                      н…зина                    зан…зить

пр…вдивый               пр…вда                    опр…вдать

4. На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.

танк – танкист – танковый

? – барабанщик – барабанный

? – ? – грибной

? – ? – театральный

 

Выделите корень в однокоренных словах.

5  Закончи предложения, добавив в каждое по одному, подходящему по смыслу слову. Составленные предложения напишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах, отвечающих на вопрос кто?

У зверя лапа, у ч..л..века – … .

У с..баки морда, у  ч..л..века – … .

У л..ва паст.. , у ч..л..века – … .

У берёзы сок, у  ч..л..века – … .

У м..ш..ны м..тор, у ч..л..века – … .

6.   В тайге растёт кедр. К..дровник – любимое место многих птиц и ж..вотных. Ос..н..ю в нём созр..вают к..дровые ш..шки. Ими лакомятся м..дведи и к..баны, бурундуки и белки. Прил..тает и к..дровка. Запасливая птич..ка собирает орехи и кл..дёт  их под   ..зык. Под ним пом..щ..ется до 160 орешков. Затем к..дровоч..ка прячет св..ё  богатство в мох, в дупла, в л..сную подстилку. В..сной в тайге по..вляются м..лодые кедры.

 

В однокоренных словах выделите корень.

7.Списать.В однокоренных словах выделить корень.

Снежная сказка.

 

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

режут лед снегурки.

(С.Погореловский).

8. .Допишите к данным словам однокоренные.

Холод, захолодало, холодильник,…

Заморозки, морозит,… .

9. Выпишите из текста только однокоренные слова.

Он рычал тридцать лет и три года и не слыхивал, чтобы рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую.

10. Являются (+) или не являются (-) эти слова однокоренными?

1.Местечко, поместил, местность.

2.Липкий, липнуть, вылепить.

3.Зимний, зимовка, зимушка.

4.Белый, бельё, чистый.

5.Сиденье, засидеться, седина.

6.Весельчак, весёлый, веселье.

7.Лес, лесистый, лесенка.

8.Беготня, бегать, мчаться.

9.Сад, посадить, садовник.

11. Образуйте от данных слов по 2-3 однокоренных слова.

Звон-…,…,

стрелы-…,…,

цепь-…,…

12. Подберите слова к схеме. Приставка + корень + суффикс (-к-) + окончание.

13. Впишите нужные слова.

Стояла поздняя осень. Лист в … лесу опал. Был сильный мороз и землю …

14. Отгадай загадку. От отгаданного слова образуй однокоренные слова. Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

15. Образуйте от данных слов 2-3 однокоренных слова.

Котенок-…

Горка-…

Кормушка-…

Садовник-…

16. Являются(+) или не являются(-) эти слова однокоренными?

1. Вода, проводница, выпроводить.

2. Гора, горный, горевать.

3. Читать, читальня, перечитал.

4. Весельчак, веселый, радостный.

5. Речник, речушка, речной.

6. Дорога, дорожный, подорожник.

7. Крепость, крепкий, прочный. 8. Крупа, крупинка, крупяной.

17. Отгадай загадку. ОТ слова – отгадки образуй однокоренные лова.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше суп да ложки.

Подберите к данным словам однокоренные. … , …- кормушка; … , …- свет.

18.Прочитайте ряд слов, выпишите только однокоренные слова.

Мед, сладкий, медовый, медок, улей.

Тепло, теплица, теплота, жаркий.

19. Спиши ряды слов. Докажи, что все слова в каждом ряду однокоренные.
1. Красный, красненький, краснота, краснеть.
2. Гриб, грибок, грибник, грибной.
3. Земля, земляной, землянка, землица.
4. Дом, домик, домище, домашний.
5. Поле, полюшко, полевой, полёвка.
20. Прочитай пословицы и поговорки. Выпиши из них однокоренные слова. Выдели корни.
1. Голод не тётка. Голодной курице просо снится.
2. Летний день год кормит. Лето — припасиха, зима — подбериха.
3. Люди пахать, а ты руками махать. Людское счастье, что вода в бредне.
4. Мышь копны не боится. Отольются кошке мышкины слёзки.
5. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Рыбак рыбака видит издалека.

21. Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
1. Гора, холм, горный, гористый.
2. Вода, водичка, озеро, водный.
3. Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
4. Бегун, бег, прыгун, беговой,
5. Морской, море, моряк, рыбак.
22. Напиши по 3 однокоренных слова к данным словам. Выдели корни.

ад ..., ..., ... .
Мир— ..., ..., ... .
Зима — ..., ..., ... .
Дождь — ..., ..., ... .
Ягода — ... .
Стол — ...,

23. Прочитай предложения. Выпиши из них однокоренные слова. Выдели корень.
1. Меня поразила белизна снега на горных вершинах. 2. У старика были длинные седые волосы и белёсые брови. 3. Вдали белело ромашковое поле.

24. Найди в словах корень, приставку, суффикс, окончание. Впиши слова в
таблицу.


Слово            Приставка    Корень    Суффикс    Окончание       
перелесок    пере-               -лес-        -ок                    □       
заря                       
солнце                       
солнышко                       
снег                       
снежок                       
снежный                       
лететь                       
прилететь

25.         От  глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок.
при    
под _____________    
за    
вы    
пере    
у     
в    
от    
с    
ис

26.    Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для их профессии или занятия.
Бурить - бурильщик,
поливать - поливальщик,
учить -… 
строить-... 
водить -... 
барабан - …
гардероб - …
ракета - …

27.    Подбери родственное слово.

Гора, горе, вода, водитель, моряк, моржи, корень, коржик, семя, семья.

Семена, водный, горевать, коржи, горный, моржовый, коренной, семейный,

морской, водить.

28. Укажи лишнее слово

1) СТРЕКОЗА, КОЗА, КОЗЛИК, КОЗЛИНЫЙ.

2) КОМ, КОМНАТА,КОМНАТНЫЙ, КОМНАТКА.

3) ДЕНЬГИ, ДЕНЬКИ, ДНЕВНОЙ, ДЕНЬ.

4) ПЯТКА,ПЯТАК, ПЯТНАДЦАТЬ, ПЯТЬ.

5) ОСЕНЬ, ОСИНА, ОСИНОВЫЙ, ОСИНКА.

6)БОРОВИК, БОРЬБА, БОРЕЦ, ПОБОРОТЬ.

7) МЕТЛА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, МЕТЕЛИЦА.

8) МЕДОВЫЙ, МЕДЬ, МЕДНЫЙ,.

9) ДОСАДА, САДИК, ПОСАДКА,САДОВНИК.

10) ЧАСТО, ЧАС, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

11) РИСОВЫЙ, РИСУНОК,НАРИСОВАТЬ, РИСОВАНИЕ.

12) МЕСЯЦ, ЛУНА, ЛУННЫЙ, ЛУНОХОД.

 

29.Раздели на группы (С ПРИСТАВКОЙ, ТОЛЬКО С КОРНЕМ,

ОСТАЛЬНЫЕ)

ГОРОД, ГОРОДОК, ОГОРОДНИК, ЛЕСНИК, ЛЕС, ПЕРЕЛЕСОК, ПЕРЕХОД,

ХОД, ХОДОК, СНЕГ, СНЕЖОК, ПОДСНЕЖНИК, БЕГ, РАЗБЕГ, БЕГУН, СВИСТ,

ПЕРЕСВИСТ, СВИСТОК, ГРУЗ, ПОГРУЗЧИК.

30. Раздели на группы. (ТОЛЬКО С КОРНЕМ, С ОКОНЧАНИЕМ, БЕЗ

ОКОНЧАНИЯ)

ФЛАЖОК, РЫБКА, ЛИСОНЬКА, ПРОТИВНИК, СНЕГ, ЛЕСНИК, СМОТР,

ПАЛОЧКА, ФЛАГ, ГНЁЗДЫШКО, КЛАСС, ПАРОМЩИК, ЗИМУШКА, БАЯНИСТ.

31.Раздели на огруппы (С ОКОНЧАНИЕМ, С СУФФИКСОМ, ТОЛЬКО С

ПРИСТАВКОЙ И КОРНЕМ)

ПРИГОРОД, ГНЕЗДО, ЗАХВАТЧИК, ПЕРЕХОД, ПОДАРОК, ПУТИ, ПРОСМОТР,

КРУГИ, ОКНО, ЗАГОВОР, ПОДОКОННИК, ПЕРЕКРЁСТОК, ПОЕДИНОК, ПРОРУБЬ.

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №403 Соколова О.И.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»