КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА
Тюренковой Аллы Владимировны
ПРОГРАММА Л.В.ЗАНКОВА
АВТОР УЧЕБНИКА Н.В.НЕЧАЕВА
ТЕМА «АНТОНИМЫ»
Цель урока:расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.
Задачи:
Предметные:
В процессе работы прийти к выводу, что
антонимы являются одной частью речи
не у всех слов есть антонимы,
у многозначных слов разные антонимы
Метапредметные:
создать у учащихся мотивацию к уроку
формировать умение формулировать тему урока
формировать умение принимать учебную задачу
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
формировать умение работать по инструкции
развивать речь и обогащать её словарный запас
мотивировать детей к развитию устной речи
развивать умение работать в паре
формировать умение слушать и вступать в диалог
формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Личностные:
формировать мотивацию к обучению и познанию
формировать способность детей к саморазвитию
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
|
Организация направленного внимания на начало урока.
|
Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок.
|
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ |
|
Упражнение № 5 стр. 5 - Назовите синонимы к слову «воин».
- Что в них общего кроме лексического значения?
-Назовите устаревшие слова.
-Назовите синонимы к слову «работа».
|
Развитие навыка самопроверки. - Боец, солдат, витязь, дружинник, ратник.
- Это имена существительные мужского рода единственного числа.
-Витязь, дружинник, ратник.
- Труд, дело, служба, занятие.
|
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ |
|
- Послушайте стихи Генриха Сапгира.
У прохожих на виду Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок_ высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка - далеко,
А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок - тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно: - Кислое?- зачем оно? - Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.
- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке? - Положите перед собой текст стихотворения.
Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко. - Что вы можете о них сказать?
- Какова же тема сегодняшнего урока?
|
Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.
Учащиеся анализируют информацию. -Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему. - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий. Учащиеся актуализируют свои знания. - Эти слова противоположны по смыслу. Учащиеся заявляют тему урока. - Мы будем говорить об антонимах.
|
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
|
а) Значение слова «антоним» На экране слайд. Слово антоним состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.
б) Наблюдение за тем, какой частью речи являются антонимы
Упр.266 стр. 123.
- Подберите антонимы к любым четырём словам. Укажите части речи. -Что можете сказать?
- Физкультминутка.
в) Наблюдение за антонимами многозначных слов. Работа в паре.
Упр.269 стр.123
- Прочитайте задание. Первый ряд работает со словами «добрый человек, добрая весть», второй - со словами «чёрная краска, чёрные мысли», третий ряд - со словами «мелкий песок, мелкая река». Задание непростое, поэтому выполнять его будете в паре.
Вспомните правила работы в паре.
-Прочитайте антонимы. Что вы заметили?
г) Составление правила.
- Вспомните в паре, что нового мы сегодня узнали об антонимах. -Составьте правило об антонимах.
-Прочитайте правило в учебнике (стр. 122). - Что можете сказать?
|
Дети учатся воспринимать научную информацию.
Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и делают вывод на основе своих наблюдений. - Левый – правый, найти – потерять, стол – нет антонима, ломать – чинить…
- Антонимы являются одной частью речи. - К некоторым слова подобрать антоним невозможно.
Формирование культуры общения. Формирование навыка анализа сложных процессов русского языка и умения делать умозаключения.
- Повернуться друг к другу в пол оборота. - Разговаривать негромкими голосами. - Слушать друг друга, не перебивая. - Исправлять ошибки, не обижая товарища. - Помогать друг другу.
- Добрый человек – злой человек, добрая весть – грустная весть. - Чёрная краска – белая краска, чёрные мысли – добрые мысли. - Мелкий песок – крупный песок, мелкая река – глубокая река.
- Многозначные слова имеют разные антонимы.
Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило об антонимах.
Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Антонимы» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках.
|
5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
|
На экране слайд. -Посмотрите на этих учеников. Что вы можете о них сказать? -После работы с текстом, вы выберите тот рисунок, который будет являться иллюстрацией к рассказу.
Дети берут карточку с текстом.
ТЕКСТ Я был плохим учеником. Тетради у меня неаккуратные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
-Прочитайте. Замените выделенные слова антонимами и запишите их над выделенными словами.
- О каком из учеников идёт речь в тексте?
Появляется слайд с учеником. - Прочитайте текст.
На экране появляется текст с иллюстрацией. - У кого есть другие варианты? (Учитель записывает слова на доске.) - Выполните орфографическую проверку.
Физкультминутка
|
Развитие монологической речи.
Учащиеся формируют умения подбирать антонимы к словам в тексте.
Я был хорошим учеником. Тетради у меня аккуратные, писал я старательно. Весело ябежал домой после уроков. Мама всегда радовалась, когда видела мой дневник.
- В тексте идёт речь о старательном ученике.
Дети обогащают свой словарный запас, прослушивая разные варианты подбора антонимов.
|
6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
|
|
- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.
ТЕСТ 1) Найди неверно составленную пару антонимов. 1вариант 2 вариант трудолюбивый – ленивый весёлый - грустный молодость – старость вперёд - назад справа – слева светлый - темнота низкий - высота длинный – короткий
2) Найди однокоренные антонимы. 1вариант 2 вариант правда - ложь война - мир друг - враг правда - неправда счастье - несчастье дело – безделье верх - низ молодость – старость
3) Найди слово, которое не имеет антонима. 1вариант 2 вариант вход молчать рука друг неприятель худой добрый песок
4) Вставь подходящий по смыслу антоним. 1вариант Хороша верёвка длинная, а речь …
2 вариант Знай больше, а говори … .
- Проверьте выполнение теста. На экране появляются ответы теста.
Рефлексия - Какие задания оказались трудными? -Кто справился со всеми заданиями? - Над какими вопросами нужно ещё поработать? |
Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.
Выполнение теста.
Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока.
|
7. ИТОГ УРОКА
|
|
- Какие слова называются антонимами? -Что нового мы о них узнали? После ответов детей на экране появляется слайд с предполагаемыми ответами.
|
Учащиеся обобщают сведения о новых знаниях.
Учащиеся приходят к выводу, что их деятельность на уроке была успешной.
|
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
|
упр. 268 или нарисуйте предметы, имеющие противоположные признаки или свойства; напишите предложения к этим рисункам.
|
Запись домашнего задания. |
|
|