Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА

Тюренковой Аллы Владимировны

 ПРОГРАММА  Л.В.ЗАНКОВА

 АВТОР УЧЕБНИКА Н.В.НЕЧАЕВА

ТЕМА «АНТОНИМЫ»

 

Цель урока:расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.

  Задачи:

Предметные:

В процессе работы прийти к выводу, что

антонимы являются одной частью речи

не у всех слов есть антонимы,

у многозначных слов разные антонимы

Метапредметные: 

 создать у учащихся мотивацию к уроку

формировать умение формулировать тему урока

формировать умение принимать учебную задачу              

развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы                   

формировать умение работать по инструкции

 развивать речь и обогащать её словарный запас

 мотивировать детей к развитию устной речи                                                              

развивать умение работать в паре

формировать умение слушать и вступать в диалог

формировать умение участвовать в  коллективном обсуждении проблемы

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и познанию    

  формировать способность детей к саморазвитию                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Организация направленного внимания на начало урока.

 

 

Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок.

 

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

 Упражнение № 5 стр. 5

 - Назовите синонимы к слову «воин».

 

- Что в них общего кроме лексического значения?

 

-Назовите устаревшие слова.

 

-Назовите синонимы к слову «работа».

 

 

Развитие навыка самопроверки.

- Боец, солдат, витязь, дружинник, ратник.

 

- Это имена существительные мужского рода единственного числа.

 

-Витязь, дружинник, ратник.

 

- Труд, дело, служба, занятие.

 

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 

- Послушайте стихи Генриха Сапгира.

 

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

 

 

 

Ну кому какое дело?                                                                                                   

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок_ высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко,

 

 

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

- Кислое?- зачем оно?

- Что вы? – шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок.

 

- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

- Положите перед собой текст стихотворения.

 

Подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.

- Что вы можете о них сказать?

                                                                                

- Какова же тема сегодняшнего урока?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют информацию.

-Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

- Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико и тяжело, кислое – сладкий.

Учащиеся актуализируют свои знания.

- Эти слова противоположны по смыслу.

Учащиеся заявляют тему урока.

- Мы будем говорить об антонимах.

 

 

 

4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

а) Значение слова «антоним»

 На экране слайд.

Слово антоним состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.

 

б) Наблюдение за тем, какой частью речи являются антонимы

 

Упр.266 стр. 123.

 

- Подберите антонимы к любым четырём словам. Укажите части речи.

-Что можете сказать?

 

- Физкультминутка.

 

 

в) Наблюдение за антонимами многозначных слов.

 Работа в паре.

 

Упр.269 стр.123

 

 

- Прочитайте задание.

 Первый ряд работает со словами «добрый человек, добрая весть», второй - со словами «чёрная краска, чёрные мысли», третий ряд - со словами «мелкий песок, мелкая река». Задание непростое, поэтому выполнять его будете в паре.

 

 

Вспомните правила работы в паре.

 

 

 

 

 

-Прочитайте антонимы. Что вы заметили?

 

 

 

 

г) Составление правила.

 

- Вспомните в паре, что нового мы сегодня узнали об антонимах.

-Составьте правило об антонимах.

 

-Прочитайте правило в учебнике (стр. 122).

- Что можете сказать?

 

 

 

 

 

Дети учатся воспринимать научную информацию.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и делают вывод на основе своих наблюдений.

- Левый – правый, найти – потерять, стол – нет антонима, ломать – чинить…

 

- Антонимы являются одной частью речи.

- К некоторым слова подобрать антоним невозможно.

 

 

 

 

Формирование культуры общения.

Формирование навыка анализа сложных процессов русского языка и умения делать умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Повернуться друг к другу в пол оборота.

- Разговаривать негромкими голосами.

- Слушать друг друга, не перебивая.

- Исправлять ошибки, не обижая товарища.

- Помогать друг другу.

 

- Добрый человек – злой человек, добрая весть – грустная весть.

- Чёрная краска – белая краска, чёрные мысли – добрые мысли.

- Мелкий песок – крупный песок, мелкая река – глубокая река.

 

- Многозначные слова имеют разные антонимы.

 

Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило об антонимах.

 

 

 

 

Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Антонимы» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках.

 

 

5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

На экране слайд.

-Посмотрите на этих учеников. Что вы можете о них сказать?

-После работы с текстом, вы выберите тот рисунок, который будет являться иллюстрацией к рассказу.

 

Дети берут карточку с текстом.

 

ТЕКСТ

Я был плохим учеником. Тетради у меня неаккуратные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

 

-Прочитайте.  Замените выделенные слова антонимами и запишите их над выделенными словами.

 

 

- О каком из учеников идёт речь в тексте?

 

Появляется слайд с учеником.

- Прочитайте текст.

 

На экране появляется текст с иллюстрацией.

- У кого есть другие варианты? (Учитель записывает слова на доске.)

- Выполните орфографическую проверку.

 

Физкультминутка

 

 

 

Развитие монологической речи.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формируют умения подбирать антонимы к словам в тексте.

 

 

 

 

 

Я был хорошим учеником. Тетради у меня аккуратные, писал я старательно. Весело ябежал  домой после уроков. Мама всегда радовалась, когда видела мой дневник.

 

- В тексте идёт речь о старательном ученике.

 

 

 

 

 

Дети обогащают свой словарный запас, прослушивая разные варианты подбора антонимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 

 

- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.

 

 

ТЕСТ

1) Найди неверно составленную пару антонимов.

1вариант                                 2 вариант

трудолюбивый – ленивый    весёлый - грустный

молодость – старость              вперёд - назад

справа – слева                           светлый - темнота

низкий - высота                       длинный – короткий

 

2) Найди однокоренные антонимы.

1вариант                                 2 вариант

правда - ложь                         война - мир

друг -  враг                              правда - неправда

счастье - несчастье                         дело – безделье

верх - низ                                            молодость – старость

 

3)  Найди слово, которое не имеет антонима.

 1вариант                                2 вариант

вход                                                       молчать

рука                                                       друг

неприятель                                        худой

добрый                                                песок

 

4) Вставь подходящий по смыслу антоним.

1вариант

Хороша верёвка длинная, а речь … 

 

2 вариант

Знай больше, а говори …  .

 

- Проверьте выполнение теста.

На экране появляются ответы теста.

 

 

Рефлексия

- Какие задания оказались трудными?

-Кто справился со всеми заданиями?

- Над какими вопросами нужно ещё поработать?

 

 

Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.

 

 

 

Выполнение теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока.

 

7. ИТОГ УРОКА

 

 

- Какие слова называются антонимами?

-Что нового мы о них узнали?

После ответов детей на экране появляется слайд с предполагаемыми ответами.

 

 

Учащиеся обобщают сведения о новых знаниях.

 

Учащиеся приходят к выводу, что их деятельность на уроке была успешной.

 

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

упр. 268 или нарисуйте предметы, имеющие противоположные признаки или свойства; напишите предложения к этим рисункам.

 

Запись домашнего задания.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»