Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над словом, как составная часть работы
по развитию речи младших школьников

Запевалова Наталья Фёдоровна,
ГБОУ школа № 217

 

Научить младшего школьника ясно и правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной форме устно и письменно, соблюдать речевую культуру – это сложная задача для любого учителя, требующая кропотливой, каждодневной работы и эффективного подхода к развитию речи младших школьников. Современные дети увлечены сегодня боевиками, компьютерными играми, мобильными средствами связи, что порождает агрессию и жестокость с их стороны. Как вернуть простые русские ценности! Ценность слова! Самое главное нужно постараться вызвать интерес к родному слову. Задача любого учителя – работать не только над обогащением словарного запаса учащегося, но и над умением пользоваться им, связывать воедино грамматику и речь.

Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. По мнению Р.С. Львова, речь – это способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создание речевой среды. Ещё одно условие – речевая активность самого ребёнка. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении и нет настоящего общения. Развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребенка.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления:

  • работа над словом (лексический уровень);
  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
  • работа над связной речью.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Игровая технология в начальной школе является  приоритетной. Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. В словаре Ожегова и  Шведова «занимательный» трактуется как «способный занять внимание, воображение, интересный». А «задания» - «то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение».

Занимательные формы работы  привлекают внимание учеников, развивают интерес, вызывают удивление и желание понять явление. Поскольку игра занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет способствовать глубинному усвоению и прочному запоминанию.

Пробудить интерес к слову поможет дидактическая игра. Игры со словами важная часть работы по развитию речи. Эффективный источник мотивации работы учащихся, который обязательно надо использовать на уроках, т.к. он несёт заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка.

 

Игра «Угадай слова».

Дается начало слова  ка- .

Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.

 

Игра «Собрать слова из слогов».

ро   аг   ном    (агроном)

то    ав     биль   мо     (автомобиль)

                                                                              

Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ, КРВ, ВРБЙ, МСКВ, РБТ

 

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

 

Игра «Поймай конец и продолжай»

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...

 

Нужно проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов.

При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Скороговорки  можно использовать для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы работы со скороговоркой могут быть различными:

  • проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
  • проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
  • инсценировка скороговорок.
     

Пословицы и поговорки традиционно эффективно полезны для развития речевых умений младших школьников. В учебнике русского языка, на мой взгляд, недостаточное количество этого материала. Поэтому приходится разыскивать его самостоятельно.

Мал золотник, да дорог.

Друзья познаются в беде.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Доброе дело и в воде не тонет.

Ты ему по секрету, а он всему свету.

Какие задания возможны для отработки речевых умений? Конечно же это их написание , объяснение смысла, заучивание наизусть. Такие задания хороши для 1 и 2 класса. В 3 и 4 классе можно усложнить работу. Задания могут быть такими:

  • Прочитай одну  (по выбору) пословицу .Устно передай её основной смысл.
  • Порассуждай письменно на тему пословицы. Пословица – название твоего будущего текста. В заголовке выражении главная мысль.

 

Работа над словами может строиться с позиции исследователя слов. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте. Исследование можно поводить прямо в классе, по группам или дома, с помощью родителей. Свою работу ребятам нужно оформить красиво. Защита своих проектов проводится на заключительном уроке в конце каждой четверти. Если 1 и 2 классах для исследования можно выбирать простые слова, связанные любой темой, то в 3 – 4 классах можно выбирать более сложные слова на тему человеческих отношений. Усвоение данной тематической группы слов имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения.  В учебниках русского языка таких слов как гостеприимство, верность, милосердие, доброта, такт, отзывчивость, добросовестность, чуткость  нет!

По своему желанию ребята выбирают из группы понравившееся слово и работу строят по примерному плану:

  1. Слово и его лексическое значение ( из толкового словаря)
  2. История происхождения слова ( из этимологического словаря)
  3. Слово и его родственники (однокоренные слова)
  4. Синонимы
  5. Антонимы
  6. Фразеологические обороты ( из фразеологического словаря)
  7. Пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни
  8. Слово в названиях произведений литературы
  9. Слово в названиях (газет, журналов…)

10.  Слово в названиях картин художников, художественных фильмов

11.  Слово в иллюстрациях и рисунках

12.  Слово и своё творчество (свои стихи, рассказы, сказки)

Оцениваться должна грамотность, полнота, логика, оригинальность, свое литературное творчество, изобразительность.

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи- это прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.

 Работа по развитию речи учащихся на уроках   вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Егорова И.В. Словарная работа на уроках русского языка. – http//:www.festival.1september.ru
  2. Волина В.В. Откуда пришли слова: “Занимательный этимологический словарь”.М. 1996г.
  1. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
  1. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. Начальная школа. – 2003 №2 с.10
  2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003 №4
  3. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. 1997
  4. Львов М. Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»