Образовательная система «Школа 2100»
Тематическое планирование: русский язык
На 2013 – 2014 учебный год
4 класс
Терентьева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов школы №653 г. Санкт-Петербурга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2009.
v1 четверть - часов
v2 четверть - часов
v3 четверть - часов
v4 четверть - часов
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится:
– 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);
в том числе:
- на написание контрольных диктантов – 8 ч;
- написание проверочных диктантов – 3 ч;
- написание словарных диктантов – 5 ч;
- проведение контрольных списываний – 2 ч;
- проведение проверочных списываний – 2 ч;
- написание проверочных работ – 7 ч;
- написание свободных диктантов – 4 ч;
- написание сочинений – 9 ч;
- написание изложений – 7 ч;
- тестирование – 2 ч.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003, 2005.
2. Комисарова, Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2003.
5. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Фролова, Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 4 класс. – М.: Баласс, 2003.
6. Наглядные пособия.
7. Методические рекомендации с электронным приложением.
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны знать:
– названия и признаки изученных частей речи, правила написания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но),в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Содержательные линии
Раздел |
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения предмета ученик должен: |
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
|
знать / понимать |
уметь |
||
Речевая деятельность
|
-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
|
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
|
Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения; Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике; |
Фонетика и графика |
|
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
|
Адекватное восприятие звучащей речи ( высказывания взрослых и детей, радиопередачи, аудиозаписи и др.) - соблюдение орфоэпических норм; |
Орфография |
|
-различать произношение и написание слов; -находить способ проверки написания слов ( в том числе по словарю) -без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90 слов; - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант-текст 75-80 слов); |
Изменение формы слова. Подбор однокоренных слов. Работа со словарями. |
Морфология |
-признаки изученных частей речи; |
-находить части речи в предложении; давать их характеристику; |
|
Синтаксис и пунктуация |
-словосочетание, предложение; -знаки препинания; |
-анализировать и кратко характеризовать предложение; -соблюдать изученные нормы пунктуации; |
|
Состав слова |
-значимые части слова; |
-различать и выделять части слова; -различение предлогов и приставок; |
Подбор слов по заданной схеме. |
ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
||
– овладение функциональной грамотностью; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов |
– приобретение и систематизация знаний о языке; – развитие чувства языка |
– овладение орфографией и пунктуацией |
Речевые умения |
Учебно-языковые умения |
Правописные умения |
· владеть типом правильной читательской деятельности; · читать учебно-научный текст изучающим чтением; · писать подробное изложение доступного · текста<повествования; · писать сочинение с языковым заданием · по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; · использовать в речи предложения с одно- · родными членами, сложные предложения; · подбирать к словам синонимы, антонимы, · использовать их в речи
|
· выполнять фонетический разбор доступных слов; · выполнять разбор по составу доступных слов; · выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; · выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); · видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова |
· писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, · 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях · глаголов 1 и 2 спряжения; · писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не · писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения; · писать частицу не с глаголами; · писать буквосочетание тся–ться в глаголах; · писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; · ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с · союзами и, а, но); · ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей; · графически объяснять выбор написаний, знаков препинания; · находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила |
Тематическое планирование
Раздел2. простое предложение. предложения с однородными членами (15 часов)
Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Элементы содержания |
Предполагаемый результат
|
Вид контроля. Измерители |
Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
Домашнее |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1–2 |
Поэты и писатели о русском языке |
02.09 03.09 |
Урок объяснения нового материала |
Письмо авторов учебника; повторение фонетики |
|
|
|
|
с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова» |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Повторение (15 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3
|
Контрольное списывание по теме «Повторение» |
04.09 |
Урок повторения изученного |
Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация |
Знатьзначимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
|
Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение– различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами |
Текущий контроль (устный опрос) |
Расширение словарного запаса |
№ 6, 7 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Повторение фонетики и графики |
05.09 |
Урок повторения изученного |
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов |
Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) |
Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках |
№ 13, 14 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Повторение фонетики. Слог и ударение (40 минут) |
06.09 |
Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа |
Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса Списывание текста |
Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила. – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор |
Уметь: – применять на письме изученные орфографические правила; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; |
Текущий контроль (устный опрос). Контрольное списывание (Е. В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс», с. 2–3) |
Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы) |
№ 18 (дидактический материал); с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора; с. 39, № 1
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Что такое графика. |
09.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Фонетический разбор слова |
10.09 |
Урок повторения изученного |
Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки |
Текущий контроль (письменный опрос) |
Умение читать слова по транскрипции |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Повторение орфографии |
11.09 |
Урок повторения изученного |
Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) |
Тесная связь наук – орфографии и фонетики |
с. 39, № 2
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения |
12.09 |
Урок повторения изученного |
Текущий контроль (устный опрос) |
Систематизация знаний об орфограммах
|
с. 39–40, № 3
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания |
13.09 |
Урок развития умений и навыков |
|
|
Текущий контроль (устный опрос) |
|
№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Повторение состава слова |
16.09 |
Урок повторения изученного |
Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок |
Текущий контроль (письменный опрос) |
|
с. 40, № 4; выучить определения, с. 26 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Повторение состава слова |
17.09 |
Урок контроля |
|
Знатьизученные орфографические правила и |
уметьприменять их на письме |
Контрольная работа. Тетрадь «Проверочные и к/р по рус. яз. 4 класс» |
|
Повторить словарные слова
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Повторение изученного о частях речи |
18.09 |
Урок повторения изученного |
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление |
Знатьграфическое обозначение орфограмм. |
Уметьработать со схемами, выполнять словарную работу |
Текущий контроль (устный опрос) |
|
с. 40, № 5
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Повторение изученного по синтаксису |
19.09 |
Урок повторения изученного |
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения |
Знатьпорядок разбора предложения и образец записи.
|
Уметь: – выполнять словарную работу; – разбор предложений (главные и второстепенные члены); – определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске |
Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) |
Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма |
№ 45, с. 33; правило |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль» (40 минут) |
20.09 |
Урок развития связной речи |
Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план |
|
Уметьсамостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку |
Творческая работа |
|
с. 41; записать словарные слова
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Анализ изложений и работа над ошибками |
23.09 |
Урок коррекции знаний и умений
|
|
|
|
№ 26 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Контрольный диктант. Работа над ошибками |
24.09 25.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложение. Текст (40 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Простое предложение от сложного |
26.09 |
Урок ознакомления с новым материалом) |
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения |
Знатьо простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.
|
Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; – определять предложения по цели высказывания и интонации |
Текущий контроль: составление схем предложений |
Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному |
№ 53 (у); № 29 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20–21 |
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и |
27.09 |
Комбинированный урок |
Отличительные особенности простого предложения с однородными членами |
Знать: – о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами
|
Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры предложений с однородными членами; – ставить знаки препинания в конце предложений |
Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами) |
читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения
|
№ 30 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Развитие речи.Обучающее изложение «Что я люблю» (40 минут)
|
30.09 |
Урок развития связной речи |
Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста |
Творческая работа: письмо текста по памяти |
|
№ 31 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Анализ изложений и работа над ошибками |
01.10 |
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Нахождение и исправление ошибок в изложении |
Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки) |
|
№ 32 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24–25 |
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но Обобщение по разделу. Повторение |
02.10 03.10 04.10 07.10 |
Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок |
Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах |
Знатьпорядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. |
Уметьработать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи |
Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения) |
Различие простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзом и, с бессоюзной связью |
с. 53–54, № 1
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверочная работа № 1 (20 минут) |
08.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» (40 минут) |
09.10 |
Урок развития связной речи |
Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их |
|
|
Творческая работа |
Требования к стилю изложения |
с. 54, № 3 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Работа над ошибками |
10.10 |
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
лексическим значением, правильное построение предложения |
Знатьо простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.
|
Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры разных видов предложений |
Текущий контроль: словарный диктант |
Постановка проблемы и поиск ее решения |
с. 54, № 4
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. сложные предложения с союзами и, а, но (13 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33–34 |
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью |
11.10 |
Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии |
Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа |
Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.
|
Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; – составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану
|
Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные) |
Сложное предложение. Союз ив сложном предложении из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей).
|
с. 69, №1; № 38 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35–36 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но |
14.10 |
Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии |
Постановка знаков препинания в сложном предложении |
Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор) |
с. 69, № 2; правило; № 39 (дидактический материал)
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
Сложное предложение |
15.10 16.10 |
Урок развития связной речи |
Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту |
Творческая работа |
Повторить изученные орфограммы
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
Развитие речи.Обучающее сочинение «Что я люблю» (40 минут) |
17.10 |
Урок развития связной речи |
|
|
Уметьписьменно оформлять собственную разговорную речь |
Творческая работа |
|
№ 40 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42–43 |
Проверочная работа № 2 (30 минут) |
18.10 |
Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений |
|
Уметь: – применять полученные теоретические знания; – «читать» схемы предложений; – отличать простые предложения с однородными членами от сложных; – расставлять запятые; – составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; – различать тексты по типу
|
Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9 (Е. В. Бунеева) |
|
№ 42, 43 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» (40 минут) |
21.10 |
Урок контроля |
Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами |
Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя, с. 84–85.) |
|
№ 46 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
Работа над ошибками. |
22.10 |
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм |
|
|
Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) |
Составление предложений по заданному типу |
№ 41 (дидактический материал) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. предложения с прямой речью (12 часов) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью |
23.10 |
Урок изучения нового материала |
Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи |
Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи |
|
Текущий контроль |
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи |
Правило; № 48 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47–48 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора |
24.10 25.10 |
Комбинированный урок |
Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений |
Знатьправило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
|
Уметь пунктуационно оформлять такие предложения |
Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения); осложненное списывание (списать, обозначая слова автора и прямую речь) |
Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения |
с. 84, № 2; с. 83, № 1; правило
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи (40 минут) |
28.10 |
Урок развития связной речи |
Актуализация знаний по теме «Прямая речь» |
|
Уметьписьменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью |
Творческая работа |
Самостоятельное составление предложений по заданной схеме |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью |
29.10 |
Комбинированный урок |
Правило оформления цитаты на письме |
|
Уметьоформлять цитаты на письме |
Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения) |
|
с. 84, № 3; упр.97; принести газету |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 |
Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» (40 минут) |
30.10 |
Урок развития связной речи |
Составление плана, определение темы и основной мысли текста |
|
Уметьсамостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку |
Творческая работа |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
Анализ изложений и работа над ошибками в изложении |
31.10 |
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Нахождение и исправление ошибок в изложении |
|
Уметьвыполнять работу над ошибками в изложении |
Текущий контроль: словарная работа |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53–54 |
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью |
1.11 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях |
|
Уметьприменять знания при выполнении самостоятельной работы |
Текущий контроль. Игры «Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы», «Знатоки темы и предложения» |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» (40 минут) |
11.11 |
Урок контроля |
Актуализация знаний по теме |
|
Уметьзаписывать текст под диктовку, контролировать свое письмо |
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94) |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
12.11 |
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм |
|
Уметьвыполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта |
Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные» |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
слово (103 часа) имя существительное(40 часов) Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных |
13.11 |
Урок изучения нового материала |
Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода |
Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). |
Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных
|
|
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных. |
№ 53 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи. Развитие речи.Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (20 мин) |
14.11 |
Урок развития связной речи |
Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи |
|
|
Текущий контроль: игра «Узнай слово» |
Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ьпосле шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 |
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы |
15.11 |
Комбинированный урок |
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения |
Текущий контроль: выборочный диктант (выбрать из текста словосочетания, в которые входит имя существительное) |
Упр. 115 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
Наблюдение за словоизменением имен существительных |
18.11 |
Комбинированный урок |
Изменение имен существительных по числам и падежам |
Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). |
Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) |
Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор |
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен
|
с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи» |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 |
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы |
19.11 |
Урок развития умений и навыков |
Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах |
с. 117, № 2 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 |
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе |
20.11 |
Комбинированный урок |
|
|
|
Текущий контроль: письменный опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам) |
существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ьпосле шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы |
Составить рассказ |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 |
Именительный и винительный падежи |
21.11 |
Комбинированный урок |
Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных |
Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях) |
с. 118, № 3 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
Родительный падеж |
22.11 |
Комбинированный урок |
Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных |
Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). |
Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) |
|
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных |
упр. 142 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 |
Дательный падеж |
25.11 |
Комбинированный урок |
Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных |
|
|
Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор) |
|
с. 118, № 5
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
Творительный падеж |
26.11 |
Комбинированный урок |
Особенности употребления имен существительных в творительном падеже, определение падежа имен существительных |
Текущий контроль: карточки (списать предложение, указать падежи имен существительных) |
№ 67 (дидактический материал)
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 |
Предложный падеж |
27.11 |
Комбинированный урок |
Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен сущ-х |
Текущий контроль: самостоятельная работа (учебник, часть I, с. 114, упр. 150) |
с. 119, № 6
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 |
Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» |
28.11 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Падежи имен существительных, изменение слов по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме |
|
Уметьсоставлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах |
Текущий: самостоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1, 2 |
|
№ 69 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» (20 минут) |
29.11 |
Комбинированный урок |
|
|
Текущий контроль: проверочная работа № 3, с. 14–15 (Е. В. Бунеева) |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
Что такое склонение? Три склонения имен существительных |
2.12 |
Урок изучения нового материала |
Различение 1, 2, 3-го склонения существительных |
Знатьвывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных |
|
Текущий контроль: правило |
Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)
|
с. 11, № 1
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 |
Развитие умения определять склонение имен существительных |
3.12 |
Комбинированный урок |
Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных |
|
|
Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) морфологический разбор) |
|
с. 11, № 2
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 |
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного |
4.12 |
Урок повторения изученного |
Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных |
Знатьалгоритм морфологического разбора. |
Уметьвыполнять морфологический разбор имени существительного |
|
Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса |
с. 11, № 4 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 |
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления |
5.12 |
Комбинированный урок |
Знакомство с несклоняемыми существительными |
|
Уметь находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности |
Текущий контроль: устный опрос (назовите имена существительные 1, 2, 3-го склонения, просклоняйте их) |
Проблемная постановка вопроса об особенностях употребления несклоняемых имен сущ - х |
с. 11, № 3
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 |
Развитие речи.Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами |
6.12 |
Урок развития связной речи |
Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении |
|
Уметьупотреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами |
Творческая работа |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (7 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода |
9.12 |
Урок изучения нового материала |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода с шипящим на конце |
Знатьорфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения».
|
Уметьправильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце |
Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах польза, соловьи, дичь? |
Составление предложений со словами на заданную орфограмму |
с. 12, № 5 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 |
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант |
10.12 |
Урок развития умений и навыков |
Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы |
|
Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму |
Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) морфологический разбор) |
|
с. 12, № 6
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81–82 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 (20 минут) |
11.12 |
Комбинированный урок |
Выполнение заданий «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний |
|
Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий |
Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е. В. Бунеева) |
|
№ 81 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 |
Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» |
|
Урок контроля |
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил |
|
Уметьприменять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта |
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 125) |
|
№ 83 (дидактический материал) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
84 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти |
|
Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта |
Текущий контроль: письмо по памяти |
|
№ 87 (дидактический материал) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (11 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 |
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных |
|
Урок изучения нового материала |
Безударные падежные окончания имен существительных |
Знатьобщее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных |
|
Текущий контроль: языковая разминка |
Развитие умения действовать по алгоритму |
с. 24, № 1, правило, с. 17–18 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86–87 |
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму |
|
Урок развития умений и навыков |
Безударные падежные окончания имен существительных |
Знатьправило написания безударных падежных окончаний имен существительных. |
Уметьприменять правило и действовать по алгоритму |
Текущий контроль: запись под диктовку |
|
с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 |
Развитие речи.Обучающее изложение «Первая газета» (40 минут) |
|
Урок развития связной речи |
План, тема и основная мысль текста |
|
Уметьписать изложение повествовательного характера по плану |
Творческая работа |
|
с. 25, № 3
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89–91 |
Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания |
|
Урок развития умений и навыков |
Безударные падежные окончания имен существительных |
|
Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания |
|
|
с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
92–93 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут) |
|
Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний |
Безударные падежные окончания имен существительных |
|
Уметьсоставлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану |
Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21 (Е. В. Бунеева) |
|
с. 27, № 2, 4 |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 |
Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (40 минут) |
|
Урок контроля |
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил |
|
Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта |
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 133) |
|
с. 27, № 3 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм |
|
Уметьвыполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта |
Текущий контроль: языковая разминка |
|
№ 91 (дидактический материал) |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя прилагательное(20 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 |
Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи |
|
Комбинированный урок |
Значение и употребление имен прилагательных в речи |
Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) |
|
Текущий контроль: выборочный диктант |
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных
|
с. 47, № 1
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 |
Роль прилагательных-антонимов в речи |
|
Урок рефлексии |
Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи |
Текущий контроль: языковая разминка |
с. 48, № 2
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
98 |
Развитие речи.Обучающее сочинение-описание «Прогулка» (40 минут) |
|
Урок развития связной речи |
Употребление имен прилагательных в речи |
Творческая работа |
№ 99 (дидактический материал)
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 |
Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательного |
|
Комбинированный урок |
Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прил. |
Текущий контроль: фронтальный опрос |
с. 48, № 3
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (3 часа) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100–101 |
Изменение имен прилагательных по падежам |
|
Комбинированный урок |
Изменение имен прилагательных по падежам |
Знатьправило, порядок морфологического разбора прилагательного |
|
Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку |
|
с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 |
Словосочетание существительное + прилагательное.Главное и зависимое слово в словосочетании |
|
Комбинированный урок |
Согласование с именами существительными |
|
Уметьизменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного |
Текущий контроль: выборочный диктант |
Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания |
с. 49, № 5 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (13 часов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 |
Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных |
|
Комбинированный урок |
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных |
Знатьправило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
Уметьприменять правило на практике, графически обозначать орфограммы |
Текущий контроль |
Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок |
с. 49, № 6
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания |
|
Урок развития умений и навыков |
|
с. 50, № 7
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105–106 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания |
|
Урок развития умений и навыков |
Текущий контроль: языковая разминка |
с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 |
Обучающее изложение «Первое путешествие» (40 минут) |
|
Урок развития речи |
План, тема и основная мысль текста |
|
Уметьиспользовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения |
Творческая работа |
№ 111 (дидактический материал)
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
108–109 |
Анализ изложений. Упражнения на повторение |
|
Комбинированный урок |
Прав-е безударных гласных в падежных окончаниях имен прил-х |
|
|
Текущий контроль: словарная работа |
|
№ 114, 115 (дидактический материал) |
|||||||||||||||||||||
110–111 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
|
Комбинированный урок |
|
|
|
Текущий контроль: работа в парах |
|
№ 104, 101 (дидактический материал) |
|||||||||||||||||||||
112 |
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 мин) |
|
Урок развития связной речи |
Употребление имен прилагательных в речи |
|
Уметьиспользовать в сочинении имена прилагательные |
Творческая работа |
|
с. 51, № 3 |
|||||||||||||||||||||
113 |
Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6 (20 минут) |
|
Урок обобщения и систематизации знаний |
Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфологического разбора имени прил, правописание безударных гласных в падежных окончаниях прил-х |
|
Уметьактуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал |
Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24–25 (Е. В. Бунеева) |
|
с. 51, № 4 |
|||||||||||||||||||||
114 |
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» (40 минут) |
|
Урок контроля |
Письмо под диктовку, применение изученных орфограф. правил |
|
Уметь применять изученный материал по теме при написании контр. диктанта |
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 147) |
|
с. 51, № 2
|
|||||||||||||||||||||
115 |
«Пишу правильно» Редактирование творческих работ |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
Повторение изученных орфограмм и пунктограмм |
|
Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
|
№ 102 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
Глагол(43 часа) Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (4 часа) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
116 |
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицейне |
|
Комбинированный урок |
Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не |
Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. |
|
Текущий контроль: написание глаголов с частицей не |
Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряже-ния глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме |
№ 124, 125 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
117–118 |
Значение и грамматические признаки глагола
|
|
Комбинированный урок |
Грамматические признаки глагола |
Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола |
№ 129, 130 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||||
119 |
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе |
|
Комбинированный урок |
Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола |
Текущий контроль: языковая разминка |
№ 134 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||||
Раздел 14. словоизменение глаголов (3 часа) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
120 |
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения |
|
Комбинированный урок |
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения |
Знатьалгоритм определения спряжения глагола.
|
Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – пользоваться алгоритмом |
Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти |
|
№ 138 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
121–122 |
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное |
|
Комбинированный урок |
Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям
|
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
|
№ 140 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||||
Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (21 час) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
123 |
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное |
|
Комбинированный урок |
Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями |
Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами |
|
Текущий контроль: языковая разминка |
Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). |
с. 94, № 1
|
|
||||||||||||||||||||
124–125 |
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму |
|
Урок развития умений и навыков |
Текущий контроль: языковая разминка |
с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||||||
126–127 |
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола |
|
Комбинированный урок |
|
|
|
Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку |
Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопред. форме |
с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||
128 |
Развитие речи.Обучающее сочинение по картинкам |
|
Урок развития связной речи |
Развитие связной письменной речи |
Творческая работа |
с. 95, № 4 |
|
|||||||||||||||||||||||
129–131 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений |
|
Урок развития умений и навыков |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами |
|
Текущий контроль: индивидуальный опрос |
Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопр-ой форме |
с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
132 |
Разбор глагола как части речи |
|
Комбинированный урок |
Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола |
Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти |
№ 153 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||||
133 |
Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (40 минут) |
|
Урок контроля |
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил |
Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 165) |
№ 154 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||||
134-–135 |
Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинированный урок |
Вывод правила о написании -тся и -ться в глаголах |
|
|
Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос |
|
с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||
136 |
Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орф-кими правилами |
|
Комбинированный урок |
Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа |
|
|
Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос |
|
№ 279; правило, с. 86 |
|
||||||||||||||||||||
137–138 |
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа |
|
Урок развития умений и навыков |
|
|
|
Текущий контроль: тест |
|
№ 161, 162 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||
139–140 |
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных оконча- ниях
|
|
Урок развития умений и навыков |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
|
|
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
|
№ 163, 164 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
141 |
Обучающее изложение «Первые школы» (40 минут) |
|
Урок развития связной речи |
План, тема и основная мысль текста |
|
Уметь: – использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами; – редактировать текст изложений |
Творческая работа |
|
№ 290
|
|
||||||||||||||||||||
142 |
Работа над ошибками. Редактирование текста изложений |
|
Комбинированный урок |
|
|
|
|
№ 159 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||
143 |
Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут) |
|
Урок контроля |
Уметь грамотно и каллиграфически верно списывать текст |
|
|
|
№ 160 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||
Раздел 16. разбор глагола по составу (15 часов) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
144–145 |
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом |
|
Комбинированный урок |
Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание |
|
Уметьвыполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) |
Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос |
|
№ 165 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
146 |
Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами |
|
Урок развития связной речи |
Использование в речи глаголов в заданной форме |
|
Уметьиспользовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами |
Творческая работа |
|
№ 167 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
147–149 |
Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях гл-ов |
|
Урок развития умений и навыков |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу |
|
Уметьразбирать глаголы по составу |
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
|
№168 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
150–151 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами |
|
Урок развития умений и навыков |
Прав-е безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу |
Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами.
|
Уметь: – видеть в словах изученные орфограммы; – использовать в устной и письменной речи глаголы; – составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» |
Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме |
№ 306
|
|
||||||||||||||||||||
152 |
Развитие речи.Обучающее сочинение «День моей мамы» (40 минут) |
|
Урок развития связной речи |
Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени |
Творческая работа |
№169 (дидактический материал)
|
|
|||||||||||||||||||||||
153–154 |
Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант (10 минут) |
|
Комбинированный урок |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу |
Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос |
№ 307; с. 107, № 4
|
|
|||||||||||||||||||||||
155 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» (20 минут) |
|
Комбинированный урок |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу |
Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32–34 (Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. |
с. 107, № 5
|
|
|||||||||||||||||||||||
156 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений |
|
Урок обобщения и систематизации знаний |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола |
Тематический контроль: предупредительный диктант. Тест |
|
с. 107, № 6 |
|
||||||||||||||||||||||
157 |
Административный контрольный диктант (40 минут) |
|
Урок контроля |
Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил |
Итоговый контроль |
|
№ 170 (дидактический материал) |
|
||||||||||||||||||||||
158 |
Работа над ошибками. «Пишу правильно» |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
|
|
Уметьприменять правила, выполнять работу над ошибками |
Текущий контроль |
|
с. 107, № 3
|
|
||||||||||||||||||||
Раздел 17. повторение (12 часов) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
159–161 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» |
|
Комбинированный урок |
Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова» |
|
Уметьприменять в системе полученные знания |
|
|
№ 172, 173 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
!62 |
Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут) |
|
Урок контроля |
План, тема и основная мысль текста |
|
|
Итоговый контроль |
|
№ 174 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
163 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста |
|
Урок коррекции знаний, умений, навыков |
|
|
Уметьвыполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
|
№ 175 (дидактический материал)
|
|
||||||||||||||||||||
164–165 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
|
Комбинированный урок |
Выполнение тестовых заданий |
|
Уметьвыполнять итоговое тестирование по пройденному материалу |
Текущий контроль: тест |
|
№ 313 (дидактический материал); № 78
|
|||||||||||||||||||||
166–167 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
|
Комбинированный урок |
Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?» |
|
|
Текущий контроль: языковая разминка. Выборочный диктант |
|
№ 96, 97 (дидактический материал)
|
|||||||||||||||||||||
168–169 |
Повторение по теме «Глагол» |
|
Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
№ 179 (дидактический материал) |
|||||||||||||||||||||
170 |
Урок-игра «Кто хочет стать отличником?» |
|
Урок-игра |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||