Урок обучения грамоте
Согласные звуки [х], [х,], буква Х. Слова-междометия.
Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х
Орлова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ Гимназия №2, г. Тула
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение писать слова;
– формируем умение анализировать текст.
- Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Наша гимназия славится своим гостеприимством, и мы с вами своим поведением должны подтвердить эту традицию. Угостите наших гостей хорошим настроением, знаниями, которые вы получили за 5 месяцев обучения в гимназии.
Ι. Актуализация знаний
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. После просмотра вам нужно будет назвать главного героя. (хома)
- Охарактеризуйте главного героя. (хитрый, ленивый)
- Назовите первый звук в слове ХОМА? [х]
- Вы сказали, что Хома не только ленивый, но и хитрый. Назовите первый звук в слове хитрый.[х,]
- Теперь вы можете определить тему урока.
(Согласные звуки [х], [х,], буква Х)
– Давайте составим план урока.
Составление плана урока.
План (примерный)
- Знакомство с новыми звуками и буквой.
2. Звуко-буквенный анализ слов.
3. Чтение слогов и слов.
- Чтение предложений и текстов.
5. Знакомство с написанием буквы Х.
6. Письмо букв, слогов, слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1.Знакомство с новой буквой.
1) Выделение звуков [х], [х’] из слов.
– Приведите свои примеры слов, начинающихся со звука [х]. (хор, хата, характер)
– Что общего у этих слов? (Они начинаются со звука [х])
– Дайте характеристику звуку [х]? (Согласный, твёрдый, глухой)
– Приведите примеры слов, начинающихся со звука [х’]. ( хитрый, хищный, хек, химик...)
– Что общего у этих слов? (Они начинаются со звука [х’])
– Какой это звук? Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, глухой)
- Давайте произнесемзвук[х]. Такой звук мы произносим, когда греем руки. При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.
– Чем отличаются звуки [х] и [х’]? (Отличаются по твёрдости-мягкости)
- В каком наряде к нам сегодня придёт звуковичок? (Сине-зелёных ботиночках и шляпе-цилиндре)
- Какой буквой обозначим эти звуки на письме? (буквой ха)
- Правильно ли мы дали характеристику звукам и назвали букву? Давайте проверим.
2) Знакомство с буквой Х
Учитель заранее раздаёт детям листочки в виде квадрата, дети выполняют действия.
– Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – ещё разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!
– А кто нам расскажет, на что похожа буква Х? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)
2. Работа в «Букваре»
- Прочитайте слоги с твёрдым согласным [х] громко, а с мягким согласным [х’] – тихо.
- Что указывает на твёрдость предыдущего согласного? (гласные а, о, у, ы)
- Прочитайте слова 1 столбика в порядке возрастания количества слогов. (хек, халат, хорошо)
– Прочитайте этот же столбик в порядке убывания слогов. (хорошо, халат, хек)
-Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Прочитайте слова 2 и 3 столбиков. Значение каких слов нам следует уточнить?
(Химия - наука о составе, строении вещества)
– Прочитайте слово, которое обозначает название блюда из рыбы (уха)
- Найдите в 3 столбике слова с твёрдым [х](уха, ехал).
- В каких словах мягкий [х’]?(стихи).
3. Работа в прописи (с. 17)
- Посмотрите на экран.
- Из каких элементов состоит буква Х?
Объяснения учителя, как пишется буква Х.
– Сначала пишется левый полуовал. Затем правый. Буква пишется с отрывом.
1 строка
– Напишите букву Х зелёным цветом, а букву С – синим цветом так, чтобы полуовалы её были округлыми.
– Проверьте, есть ли в записанных буквах неровные закругления, промежуток между овалами.
– Подчеркните «мисс букву».
Интерактивная физкультминутка
ΙΙΙ. Применение нового знания
4. Работа в «Букваре» (с. 124) Знакомство с междометиями
– Рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на 1-й картинке. (Восхищение, восторг)
– Прочитайте предложения под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика.
– А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство, усталость)
– Прочитайте предложение под кубиком, передавая голосом усталость.
– А кто из вас испытывал такое чувство холода, как мальчик, которого нарисовали на 3-м кубике?
– Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.
- Какие слова в предложениях помогли передать чувства и состояния людей? (Вывод: ах, ох, ух - это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства: восхищение, восторг, удивление, досада)
5. Работа в прописи (с. 17)
2 строка
1)Написание буквосочетаний.
– Прочитайте буквосочетания. Какие из них являются слогами?
– Как соединяется буква Х с другими буквами?
– Подчеркните слова, которые выражают чувства. (ха-насмешка, ах-восхищение, восторг, ох, ух-удивление)
3 строка
2) Обведение слов по письменному образцу.
- Прочитайте слова (На слайде: булка, баранки, хлебцы и т.д.) Назовите предметы одним словом. (хлеб)
- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, твёрдый)
- Найдите это слово на 3 строке. Назовите орфограмму.(Хлеб – парный согласный на конце слова. Проверочное слово – нет хлеба)Подчеркните орфограмму. Запишите слово.
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова.
- А как хлеб попадает на наш обеденный стол?
- Подберите родственные слова к слову хлеб.
- Что заметили? (у них корень одинаковый)
- А что такое корень? (общая часть родственных слов)
- А как его выделить? (Подобрать как можно больше родственных слов)
– Прочитайте остальные слова на строке. Поставьте в них знак ударения.
- Подчеркните ошибкоопасные места в словах. (халва – безударный гласный А в первом слоге).Обведите слова.
– В каком слове используется нижнее соединение буквы Х
с последующей буквой? (хлеб)
4строка
– Подберите к словам, которые отвечают на вопрос «какие?», подходящие слова, отвечающие на вопрос «кто?». (Храбрые охотники, хитрые лисы...)
- Какое соединение буквы Х используется в этих словах? (верхнее соединение)
6.Работа в «Букваре».
Работа с текстом «Ах и Ох» (с. 124–125).
– Прочитайте заглавие.
– Что вы уже узнали об этих маленьких словах? (Эти слова выражают чувства)
– А почему они написаны с большой буквы? (Возможно, это чьи-то имена.)
Чтение текста
– Так бывают ли на самом деле такие Ахи и Охи?
– А кого из героев работа испугает?
– Работает ли Ох? Чем он занят? (Ходит-бродит, охает.)
– Почему у него ноги зябнут? (Он не работает, ищет причину, оправдание.)
– Почему Ах радуется, а Ох стонет? (У них разные характеры.)
– Как вы думаете, кому живётся легче?
– Что можно сказать про двух братьев? Какие они?
– Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?
– С кем бы из этих братьев вы хотели дружить? Почему?
– Какие умения формировали? (Умение владеть речью.)
Работа в прописи стр. 17
1)Знакомство со словом с непроверяемым написанием хорошо.
– Какое слово чаще всего произносит Ах? (Хорошо.)
– Найдите это слово в рамке. Назовите гласные звуки в этом слове.
– Поставьте ударение.
Назовите орфограммы (безударные гласные в первом и втором слоге)
– Подчеркните букву, которую надо запомнить.
– А какую букву О можно проверить?
– Проверочное слово.
– Запишите это слово. Подчеркните орфограммы.
Списывание предложений с печатного образца (Пропись стр. 17)
– Прочитайте предложения на с. 17.
Школа, университет, академия - храмы науки.
В Москве Храм Христа Спасителя.
- Какое слово встретилось в обоих предложениях?
- Одинаковое ли значение у слова храм в этих предложениях?
(В 1-м предложении слово храм употребляется в переносном значении: место служения науке. Во 2-м предложении в прямом значении: храм – церковь, место для богослужения.)
ΙV. Итог
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?