Конспект по коррекционно-развивающему занятию «Речь и культура общения»
Цели и задачи:
· формировать умение составлять различные тексты, придумывать заголовки к текстам;
· дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты;
· объяснить, что такое правильная улыбка, изучить упражнения для правильной улыбки;
· развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
· воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу.
Ход занятия.
I.Звучит песня «От улыбки станет всем светлей»
(1 слайд)
– Ребята, сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались. А может ли человек жить без улыбки?
– У каких же людей чаще улыбка на лице?
– Сегодня мы и побываем в мире улыбок. Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает “пятерки” и т.д.)
– Что знает поделиться улыбкою своей? (Поделиться добротой, радостью, помощью, теплом)
– Вспомните случаи из своей жизни, когда вам приходилось улыбаться или смеяться.
II.Обсуждение ситуации.
(2 слайд)
-А наблюдали ли вы, как мальчик забирал портфель у девочки, она плакала, а другие смеялись. Или мальчик, или девочка, или даже взрослый поскользнулся и упал, а все стоявшие рядом смеялись. Что это был за смех, за улыбка? (Ответы детей)
- Нередко грубость, оскорбление сопровождается улыбками и смехом. В таких ли улыбках мы с вами нуждаемся. Запомните : Не допускай, чтоб друг плакал, а враг смеялся.
-Значит, мы с вами выяснили, что улыбки бывают разными: добрыми и злыми, веселыми и грустными, от души и зависти. Ребята, а в школе мы учимся улыбаться? (Ответы детей)
III.Сценка.
-А давайте мы с вами попробуем разыграть такую сценку.
(3слайд)
(выходят девочка и мальчик)
-Добрый день, Альбина.
- Здравствуй, Толя.
- Я очень рад встречи.
- Спасибо, я тоже.
- Давай я помогу донести твой портфель.
- А тебе не будет тяжело?
-Что ты, Альбина.
-Ты очень любезен. Как бы нам не опоздать в школу.
- Давай руку, успеем!
-Ребята, а чему учит вас диалог? (Ответы детей)
- А когда вы еще улыбаетесь дома? И кому? (Ответы детей)
- Вы встали утром, сказали «Доброе утро!», да еще поцеловали и улыбнулись. Знаете, какой у вас будет радостный день, интересный.
IV.Чтение детьми стихотворения.
(4 слайд)
Встань,
Как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет –
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама.
И умытым и обутым.
Все, прибрав, иди к ней прямо
И скажи: С добрым утром!
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к людям,
К травам, к птицам!
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
V.Что такое улыбка?
(5, 6 слайды)
-Ребята, а что же такое улыбка? ( ответы детей)
- Улыбка – это естественное отражение нашего настроения. Наверняка вы встречали людей, которые идут по улице и мило улыбаются. Но встречали и угрюмых людей.
-На каких же приятней смотреть? (ответы детей)
- А когда вы улыбаетесь?
- Улыбка украшает лицо любого человека, несмотря на то, что улыбаемся мы все по-разному. Давайте сейчас все улыбнемся друг другу и посмотрим, какие у вас улыбки.
VI.Физ.минутка (упражнение)
(7, 8 слайды)
-Многие сейчас улыбались неискренне, и поэтому на лицах была не улыбка, а гримаса. А улыбка должна идти от души, от сердца. Если улыбка натянутая и неестественная, то она портит даже самое красивое лицо. Конечно, единой модели правильной улыбки не существует, потому что каждый из нас индивидуальность, и поэтому улыбка тоже индивидуальна. Но каждая из них приносит радость окружающим. Правильная улыбка – это искренняя и добрая.
-Давайте с вами поучимся улыбаться искренне (упражнение – слайд 8)
VII.Составление сказки из деформированных предложений. (детям выдаются конверты с разрезанными предложениями)- работа в группах.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка.
Она была такая добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая, что все люди были рады видеть её у себя в доме.
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею.
А Улыбка рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить их, помогала людям поднять настроение.
И старалась никого не обидеть.
Но вот однажды в городе появился очень странный человек.
Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться.
Сахар ему казался несладким, молоко небелым, солнце - неярким, хлеб – сырым, а все дети – непослушными.
Он сердился на всех и на всё.
Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки.
Однажды этот человек встретил Улыбку.
Она ласково ему улыбнулась.
Как по волшебству выглянуло солнышко, запели птицы, и хмурому человеку тоже стало весело и радостно.
VIII.Секреты улыбки.
(9- 10 слайды).
-А вы умеете улыбаться? Давайте проверим.
-Я прочитаю вам шутку, а вы повернитесь к товарищу и улыбнитесь.
- Батька, ты пирог съел?
- Ей-богу не я!
- А хочешь ещё?
- Хочу! (можно попробовать разыграть эту сценку)
- Какие хорошие добрые дети живут в нашем классе!
- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)
- В чём секреты улыбки? Попробуем их разгадать. (Высказывания детей)
IX.Работа с картиной «Моно Лиза»
- Художникам очень хорошо удаётся запечатлеть красоту и неповторимость улыбки.
- Посмотрите на эту картину (слайд 11).
Картина Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского живописца, скульптора, архитектора, учёного - портрет Моно Лизы (1503 год) “Джоконда”
- Что вы испытываете, глядя на эту картину?
- Чем так привлекательна улыбка Джоконды? - Видели ли вы когда-нибудь такую улыбку у людей?
- Что она выражает на ваш взгляд? Обобщение учителя: улыбка Джоконды - загадочно-таинственна, гимн совершенной красоте женщины. Молодая женщина, жившая почти 500 лет назад, поражает и изумляет всех своей улыбкой, в которой задумчивость, мечтательность и немного грусти. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый внутренний мир Моны Лизы.
- Люди улыбаются по-разному. (слайд 12)
X.Итог.
-Ребята, вы замечательно потрудились. Скажите, так для чего же нам нужна улыбка? (ответы детей)
- Мы поговорили о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, как научиться влиять на других и все это с помощью улыбки.
-А теперь нарисуйте тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд 13)
XI. Заключение.
-Хочется закончить наше занятие таким стихотворением:
Мы ходим по улицам, глазами встречаемся
С прохожими разными порой улыбаемся…
И если в ответ улыбаются лица,
Улыбка на сердце твоем сохранится.
Храни ее долго, насколько возможно,
Ведь это не трудно и даже не сложно.
Улыбки, как солнце в душе согревают,
А хмурые лица их лишь убивают!
Дарите друг другу тепло и улыбки,
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка – и вам будут рады.