Урок русского языка во 2б классе на тему: Стили языка, их функции.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщить имеющиеся знания учащихся о тексте, его видах, структуре;
- получить опыт сравнения текстов, принадлежащих разным функциональным стилям, работы с лингвистическим текстом.
- разбирать текст, его содержание, стилистические особенности.
- определять цель текста.
- употреблять в речи фразеологизмы.
- работать со словарной статьей.
- решать орфографические задачи.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
Познавательные УУД:
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- анализировать изучаемые языковые факты в выделением существенных и несущественных признаков;
1. Орг. момент:
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Минутка чистописания: в тетради - дата, классная работа, прописать буквы, составить слово из всех букв. Получили слово ТЕКСТ.
- Как вы думаете, почему именно это слово? Какие задания можно предложить, используя слово текст?
- Что такое текст? (это группа предложений, объединенных общим смыслом)
- текст состоит их трех частей
- характер описательный, повествовательный,рассуждение.
- стихотворный и прозаический.
Как можно работать с текстом?
Когда мы говорим и слушаем, то пользуемся … формой речи.
Когда мы читаем и пишем, то пользуемся … формой речи.
- Дополните предложения недостающими по смыслу словами. Запишите полученные предложения.
– Какой речью пользовались вы? А Матвей вам сейчас представит свою работу со стихотворным текстом.
Расскажу вам по секрету,
С этим овощем рецептов,
Как загадок и ответов,
Больше тысячи, наверно,
И все необыкновенны!
И вареников начинка,
И гарнир к феле - грудинке,
Каждый любит есть толченку
И мальчишка и девчонка,
- какова тема этого текста?
И, конечно, всем приманкой
Станет с нею запеканка.
В суп любой положим смело!
С ней, любимой, нет предела.
С нею есть рецепт котлеты,
Вот такой вот овощ этот!
Думать тут совсем немножко,
Все узнали вы ….картошку.
- а как правильно сказать картошка или картофель? Мнения разные, мы вернемся к этому вопросы в конце урока.
Давайте запишем это слово, решим орфографические задачи.
- Кто объяснит орфограммы?
- А где я могу получить информацию о правильном написании слова?
- а какие еще словари вы знаете?
Сейчас мы с вами поработаем с текстами, взятыми из различных словарей.
Прочитать и выделить главное, можно использовать карандаш при работе.
Словарные статьи
- Современный энциклопедический словарь
КАРТОФЕЛЬ, многолетние клубненосные виды. Выращивают для пищевых, кормовых и технических целей. Картофель однолетнее растение в странах с умеренным климатом. Родина – Южная Америка. В Европу завезен в середины 16 века. Полевая культура.
- Этимологический словарь русского языка
Карто́фель пришло в немецкий из итальянского "трюфель"по сходству клубней перенесено на картофель, ввезенный в ХVI в. из Америки.
- Толковый словарь русского языка
КАРТОФЕЛЬ 1. Растение с растущими в земле и употребляемыми в пищу клубнями (бот.). Картофель - родом из Южной Америки, в Западную Европу ввезен в 16 веке. В России известен с конца 17-го, а распространен правительственными мерами в 19 веке. 2. Клубни, как продукт питания. Копать картофель. Чистить картофель. Котлеты из картофеля. Жареный картофель. Картофель в мундире .
- Словарь синонимов
картофель земляное яблоко, картошка, овощ, чертово яблоко, второй хлеб
- Толковый словарь русского языка
Картофель - муж.род. Клубнеплод богатый крахмалом.
Далее обсуждаем полученную информацию.
Информации из какого словаря не было представлено в статье? (фразеологического)
-а что такое фразеологизмы? ( Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Признаки фразеологизмов
Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро,
рукой подать – близко. Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.)
Физминутка - Игра в мяч: замени фразеологизм одним словом
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
Вылетело из головы – забыл.
Зарубить на носу – запомнить
Баклуши бить – бездельничать
Язык прикусить – замолчать
Душа в пятки ушла – испугаться
После дождичка в четверг – никогда
На краю земли - где-то очень далеко
Тише воды, ниже травы - не высовываться
- Садитесь, молодцы! Оказывается, со словом картошка тоже есть фразеологизмы. Вам они не знакомы? Нос картошкой — о широком носе, похожем на картофелину. Не картошка ( шутливое ) — не шутка. — Голод не картошка. Любовь – не картошка.
О картофеле есть пословицы и поговорки. На доске записаны:
Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело.
Картошка - хлебу присошка.
У того картошка не родится, кто пахать ленится. ( включить доску)
Запиши пословицы, объясни выделенные орфограммы.
О картошке, казалось бы простом продукте сложены песни и написаны картины. Вот послушайте фрагмент песни о картошке.( сек.47)
Вот посмотрите репродукцию картины голландского художника Винсента Ван Гога (Репродукция – это картина, воспроизведенная типографическим способом. )
- какие чувства у вас вызывает данная картина?
Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.
Существуют разные стили языка, которыми мы пользуемся в зависимости от назначения: Разговорная речь – для общения;
Научная или научно-популярная – для сообщения;
Художественная речь – для воздействия на чувства человека. Где можно прочитать этот текст?
Ребята, а какой вопрос в начале урока у нас остался без ответа? (как правильно сказать – картофель или картошка?).
Что мы сегодня узнали, повторили, закрепили с помощью простого клубня картофеля?
(фразеологизмы, синонимы, стили речи, текст, виды и части текста, виды речи, безударные гласные, репродукция,) Вот какое картофельное солнышко у нас получилось. Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, или какое-либо задание при помощи фразеологизмов. Посмотрите и выберите тот, который наиболее точно отразит вашу работу на уроке.
- проще пареной репы;
- зарубить на носу;
- сломать голову;
- бить баклуши;
- не покладая рук;
- открыть Америку;
Спасибо всем!