Цепелева Евгения Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ № 61" г. Владивосток.
ФГОС
Урок русского языка 1 класс.
УМК «Школа России»
(Прилагается технологическая карта урока.)
Тема урока: Секрет переноса.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма проведения: игра – путешествие в сказку
ЦЕЛИ:
- познакомить с секретами переноса слова с одной строки на другую;
- учить находить в тексте сравнения;
- нахождение информации о значении слова верба толковом словаре.
Методы обучения:проблемно- поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК
Организация пространства:
Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Ресурсы:
основные: Учебник В.П. Канакина «Русский язык»
дополнительные: методическое пособие,
наглядный и раздаточный материал;
электронное приложение к учебнику;
еженедельник(для самооценки)
смайлики (для рефлексии)
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись
Улыбнулись нашим гостям.
Тихо сели.
Настраиваемся на урок.
I.КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Отгадайте загадку :
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
- Выделите первый звук в этом слове. ( [в ’])
-Дайте характеристику- портрет звука [в’](согласный, звонкий, мягкий, парный по глухости и звонкости)
- Какой буквой мы обозначаем звук [в’] на письме? (буквой в заглавной и строчной)
-На доске какая буква записана?(строчная буква в)
-Дайте графический анализ строчной буквы в .
- Сейчас мы запишем эту букву.
-В чём «секрет» правильного написания для строчной буквы в?
(секрет в том, что петелька пересекается на верхней линии рабочей строки, а овал занимает всю рабочую строку.)
-Спишите с доски эту букву .
Работа в парах:-Проверь у соседа верность написания им буквы.
III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Организация восприятия и осмысления новой информации,то есть усвоение исходных данных.
(Изучение нового материала начинается с грамматической сказки.)
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с вами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками.
-Ребята, работу мы начнём с грамматической сказки.
Итак, начинаем.
В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составитьпредложение.
на доске прикреплено дерево, на котором расположены слова" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ")
2.Первичная проверка понимания
- А вы можете это сделать?
(1.Предложение сначала составляется устно, затем записывается.2.Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово « ребята», не поместилось на строчке) В нашем классе дружные ре-бята.
-Продолжаем. (Продолжение грамматической сказки.)
Вот и у Слова произошло то же самое, у него не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.
- Что же делать?- заплакало Слово.
- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.
Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка: (показ девочки Чёрточки)
- Не плачь, я помогу тебе.
И, действительно, помогла.
Но сначала она сказала Слову:
- Разделись на слоги.
И Слово разделилось.
Учащиеся делят слово на слоги, называя их)
Тогда Чёрточка сказала:
- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.
-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)
-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово, а Чёрточка встанет и перенесёт его.
. Целепологание.
-Добрая девочка чёрточка ,что помогает нам делать?(переносить слова)
-Так как же тема урока сегодня ?
-Откройте учебник на с.36.Прочитайте тему урока.
-Это новая тема для нас? Значит какое имя урока будет?(урок знакомства с новом материалом)Кто сегодня с нами на уроке?(УЗНАВАЙКА)
-Какая главная цель урока?(Как перенести слово с одной строки на другую)
5.Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
-Перенос слов происходит в русскому языке строго по правилам.
Правила переноса слов имеют секреты.
-Какой первый секрет нам уже рассказала добрая девочка Чёрточка?(Слова с одной строки на другую переносятся по слогам).
-Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правило
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке опять пойдём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Продолжение грамматической сказки)
Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна.
Идёт Слово «Аня» и просит перенести его.
-Нет! Тебя нельзя перенести!
-Но почему? Ведь у меня два слога.
- Может быть, вы, ребята, объясните почему?
Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.
-Вот это и есть ,ребята, второй секрет переноса слов с одной строки на другу. Сформулируйте его сами. (Одну букву не оставляют и не переносят на другую строку)
.Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
1.Работа по учебнику с.37, правило.
2.Упражнение 4, с.38.
-Прочитайте задание. Итак, находим слова, которые нельзя перенести. Обоснуйте свой ответ. Запишем их.(Один ученик у доски, остальные - записывают на местах в тетради)
Пальчиковая гимнастика.
. Организация усвоения спосрбов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применениипо образцу.
Работа по учебнику с.38, упр. 5.(Работаем по заданию учебника)
-Прочитайте.
-О каком растении идёт речь?
Найдите ответ в толковом словаре.(с. 138)
-Что такое верба?
(Верба – это дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками)
-С чем автор сравнивает весенние почки вербы?
(с меховыми варежками)
-Озаглавьте текст.
-Спишите предложение.
Работа в тетради.
Показала верба почки – палочки и надела на них меховые варежки
-Чёрточка просит нас внимательно списать предложение, и разделить для переноса те слова, которые не уместятся на строке.
-Был у вас такой случай. Как вы перенесли это слово?Обоснуйте свой ответ.
6..Проверочная работа.
« Перенос слов» на электронном носителе к учебнику.
- Чёрточка хочет узнать, кто же из нас был самый внимательный на уроке, кто сможет выполнить задание, которое она приготовила вам.
1.Укажите правильные варианты переноса слов.
[] стре - коза
[] стреко - за
[] ст-рекоза
2.Укажи слова, которые нельзя перенести с одной строчки на другую.
[] страна []стол
[] оса []гвоздь
[] уши []луна
[] пенал []кружок
3.Укажи какие слова , которые для переноса разделены неверно
[] у-тка []по - ю
[] мо - роз []ща - вель
Выполняется работа в электронном носителе к учебнику.
Проверка по эталону.
III.ИТОГ УРОКА
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
– Как переносятся слова? Какие секреты знаете?
-Когда будете применять правила переноса?
-Какие трудности испытывали в ходе урока?
-Молодцы, ребята, Чёрточка очень рада за ваши успехи.
IV.Рефлексия
Закончите предложения:
На уроке закрепляли правила..
Я узнал, что верба…
Мне было трудно…
Какое настроение у вас?(СМАЙЛИКИ)
Мне работа с вами тоже доставила большое удовольствие!
На следующей странице - добрая девочка Чёрточка.Приклейте ей на пузико полоску и получится знак переноса.