Цепелева Евгения Викторовна
учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 61 г. Владивостока"
Конспект урока русского языка (4 класс)
Тема урока:
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»
Цели урока:
1. Формировать умение описывать содержание картины.
2. Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
3. Учить отбирать материал по теме.
4. Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.
Ход урока:
1. Вступительное слово о художнике.
- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».
- Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.
-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства./
- Картина, которую мы сегодня будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.
- Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?
- Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.
- Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.
- Что такое пейзаж? (слайд № 6)/Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/
- А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/
2. Знакомство с картиной.
/Слайд №4)- Итак, перед вами репродукция с картины Левитана «Весна. Большая вода». Прежде, чем мы начнем работу над картиной, скажите, что такое репродукция?(слайд №6)
/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/
- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.
- Какое время года изобразил на своей картине художник? (Левитан в своей картине «Весна. Большая вода»смог передать неповторимую пору – наступление весны. И все узнали, что весна бывает разной.
-Теперь подберём к сочинению эпиграф. Вспомним, что такое эпиграф? (слайд № 6)
- Я подобрала вот этот. Вы можете подобрать свой.
/Дети смотрят, учитель читает:(слайд № 2)
Теплом повеяло
Утром из леска
И земля поверила,
Что весна пришла
- Картина называется «Весна. Большая вода».(слад №2) Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? /половодье/
-Что такое половодье , когда оно бывает?(слайд №3)
- Где мы уже встречались с этим явлением природы?
(Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»)
3. Анализ картины.
- Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Б.в.»
/приготовьте листы подготовки/
- При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.
- Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/
- Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/
- Почему голубая? /Отражается небо/
А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное - *лазурное –светло-синее/(слайд № 8)
- Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?
- Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/(слайд №9)
- Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/
- Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.
Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/
- Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/
- Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/
- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?
- Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/
-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/(слайд № 10)
-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/
-Почему сказали солнечный? Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени
- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением)
-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения. Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./
- Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине. (слайд №5)
/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца. Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню. На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.
Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.
Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./
4. Составление плана.
- Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.
-Сколько частей в тексте? Какие?
Примерный план сочинения:
1.Пришла весна.
2.Весенний разлив.
3.Весна вступает в свои права (небо, воздух, солнце, деревья)
4.Моё отношение к картине.
5. Запись текста.
6. Проверка работ.
7. Итог урока
Приложения.
Опоры для каждого ученика.
Приложение 1.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.
Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?
(Три части: вступление, основная часть, заключение)
О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).
Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).
Каким будет первый пункт нашего плана?
1.И.И.левитан – великий пейзажист.
(Весна – удивительное время года).
О чём вы должны написать в основной части? (Описать то. Что изображено на картине).
2.Описание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:
а) вода;
б)небо;
в)деревья;
г)лодка – челнок;
д)дома;
е)солнечный день.
Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).
Как можно озаглавить заключительную часть?
3.Мои впечатления от картины.
4.Словарно – орфографическая работа.
-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.
(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).
-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник, мастер кисти, живописец).
Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.
Природа пробуждается – как по другому можно сказать? (просыпается, оживает)
Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).
На доске записаны слова:
Пейзажист
Около тысячи
В лучших музеях
Третьяковская галерея
Природа пробуждается
Изобразил
Половодье, разлив
Кристально – чистая
Прозрачная
Спокойная
Отражения
На песчаном берегу
5.Выбор эпиграфа.
-Какой эпиграф можно подобрать к сочинению? (Ученики предлагают подготовленные эпиграфы).
Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
А.С.Пушкин
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег.
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!»
Ф.И.Тютчев
Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Н.И.Рыленков
-Где пишется эпиграф?
6.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.
7.Редактирование сочинения.
Учащиеся используют памятку по редактированию сочинения, обращают внимание на содержание, логику, полноту изложения, точность употребления слов; проверку орфографии и пунктуации.
8.Чтение сочинений.
9.итог урока.
Приложение 2.
Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади.
И как-то вдруг наступает половодье. Реки выходят из берегов, отвоевывая себе новые территории. И, к сожалению, вода не смотрит, где ей поселиться. По этой причине весной некоторые деревеньки оказываются отрезанными от остального мира. А единственным средством связи становится утлая лодочка. Из-за этого Левитан выносит лодку на передний план. Он показывает, что при внешней незначительности ее значение велико.
Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома, которых много в русских селах. Своими серыми крышами, выглядывающими из воды, они больше напоминают скворечники, чем жилище для людей. И эти дома стоят так далеко друг от друга, что становится немного грустно.
Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Она заняла все место, нашла себе новых друзей. Еще больше оторванность домов друг от друга подчеркивают деревья, которые стоят возле самой воды.
Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением.
Левитан в своей картине «Весна. Большая вода» смог передать неповторимую пору – наступление весны. И все узнали, что весна бывает разной.
На первом плане изображена река. Время года - весна, поэтому река написана оранжево - жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.
Приложение 3. Словарно – орфографическая работа. ( Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» ) Небо:бледно – голубое,лазурное,светлое,ясное,ласковое,бездонное. Лучи:играют,улыбаются,скользят,пробиваются,радуются. Тени:ложатся,тянутся,ползут,отражаются. Облака:кучевые,похожие на кусочки ваты,на белых барашках и т.д. Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат. Берёзки, листвы на них нет, белоствольные, тоненькие, стройные, нежные. Старая осина. Ёлочки, зелёные,стройные. Полоска земли: Слева на картине видна полоска земли. Она узкая в виде дуги. На ней видны тёмно – фиолетовые тени. К берегу причалила лодка. Это челнок, сделанный из осины. Люди: Их на картине нет, но чувствуем их присутствие. Мы видим лодку, домики, сараи.
Приложение 4. Три части: вступление, основная часть, заключение. 1 часть . Вступление. О художнике и его творчестве, о наступающей весне. И.И. Левитан – великий пейзажист. Весна – удивительное время года. 2часть . Основная. Описание картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». (Описать то, что изображено на картине). а) вода; б) небо; в) деревья; г) лодка – челнок; д) дома; е) солнечный день. 3 часть. Заключительная. Мои впечатления от картины. Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях Словарно – орфографическая работа. Пейзажист Около тысячи В лучших музеях Третьяковская галерея Природа пробуждается Изобразил Половодье, разлив Кристально – чистая Прозрачная Спокойная Отражения На песчаном берегу
Выбор эпиграфа. Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. А.С.Пушкин Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег. Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт! Весна идёт!» Ф.И.Тютчев Всё в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки, и звуки не резки.
|