Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Рабочие листы по ознакомлению со звуками и буквами на уроках по обучению грамоте 1 класс УМК «Школа России» Никитина Ольга Владимировна учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №191 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт – Петербурга. Американский психолог Роберт Ганье выделял 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно: привлечение внимания, задачи, прежние знания, новая информация, сопровождение обучения, практика, обратная связь, связь с жизнью. Все эти события обучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний. Проанализировав имеющуюся информацию, мы пришли к выводу о том, что эффективным инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы, будет являться лист – задание., благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. С помощью таких листов можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь. Рабочие листы относятся к практическим методам обучения (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: а. упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения; б. упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений. Практические методы обучения направлены не только на получение знания, но и вырабатывают умения обучающихся при выполнении практических действий. Цель рабочих листов: знакомить учащихся со звуками и буквами русского алфавита. Задачи: 1.Знакомство (в каждом листе) со звуком (звуками), соответствующей буквой. 2.Формирование умения выделять звук в речи, в слове, развитие фонематического слуха; 3.Формирование умения воспроизводить графическое изображение печатной буквы (заглавной и строчной), находить букву в заданном тексте; 4.Закреплять и развивать навыки чтения слогов и слов с данной буквой; 5.Формировать навыки списывания, умения делить слова на слоги, выполнять звуко-буквенный анализ слов, выделять минимальную единицу чтения. 6.Формировать читательские навыки: умение слушать и понимать, читаемый учителем, текст, отвечать на вопросы по его содержанию, пересказывать текст по вопросам и самостоятельно; 7.Развивать и укреплять мелкую моторику; 8.Воспитывать культуру поведения при работе парами. 9. Воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленных задач, стремление выполнять практические задания качественно. Планируемые результаты:  Предметные: научатся: узнавать, читать, печатать буквы русского алфавита, находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы, различать звуки по твердости и мягкости, читать слова и предложения с изученными буквами, пересказывать небольшие тексты, отвечать на вопросы, печатать буквы, слова Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу (несколько задач), применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, отвечать развёрнуто, уметь доброжелательно общаться в партнёрской работе.  Личностные результаты: Соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности) Примерный ход работы с листами: После знакомства учеников с новым звуком, соотнесением его с гласными звуками или согласными звуками, обратить внимание детей на карточку и предложит познакомится с «портретом» звука. Спросить на что похожа буква, провести указательным пальцем, пропечатать букву. Дать задание детям раскрасить «портрет» буквы, чтобы она стала красивой, нарядной, а пальцы детей поупражнялись и размялись. Нацелить детей на качественное закрашивание: плотное, яркое, не вылезающее за контуры. После чего дети поднимают листы и показывают друг другу свои красивые буквы. Далее дать детям задание рассмотреть изображения вокруг буквы, определить все ли предмет им знакомы. Кто умеет читать, тот может самостоятельно прочитать про себя. Спросить у детей всё ли они узнали на картинках, есть что-то не известное им. Ответить на вопросы детей. Попросить детей по очереди, или по желанию (рука), по вызову назвать изображённые предметы. Читающих детей надо послушать. После ставим задачу определить место звука в слове (картинках) и раскрасить соответствующий кружок (первый – в начале слова, второй – в середине слова, третий – звук встречается в конце слова). Обратная связь может иметь несколько вариантов: можно пройти и посмотреть (проверить), увидеть кто из детей справился; можно организовать работу в парах (взаимопроверка); самопроверка по ответам цепочкой ( по желанию, по вызову); дополнительно можно провести игру на развитие фонематического слуха с условными движениями, например: рука поднимаем и трясём вверху кистями, если слышим звук вначале, хлопаем в ладоши, если слышим звук в середине слова и топаем ногами, если услышим звук в конце. Переходим к другой стороне листа. Там можно увидеть образец печатной заглавной и строчной букв. Знакомим детей с образцом. Дети пропечатывают строчку по образцу. По букварю упражняемся в чтении слогов. На листе также читаем слова, выделяя карандашом под словом минимальные единицы чтения) ставим перед детьми задачи: напечатать рядом со словом ещё одно такое же, поставить ударение, разделить чертой слова на слоги, сделать звуковую схему (звуко-буквенный анализ слов) В начале эти задач выполняются поочерёдно с подробными разборами. Когда ученики освоят эти умения, научатся удерживать несколько поставленных задач, то задания можно перечислять все сразу, а потом приступать к их выполнению, давать на самостоятельное выполнение. Обратная связь может иметь несколько вариантов: можно пройти и посмотреть (проверить), увидеть кто из детей справился; можно организовать работу в парах (взаимопроверка); самопроверка по ответам цепочкой (по желанию, по вызову); Работа с текстом. Заключается в прочтении учителем текста. По содержанию задаются вопросы. Можно организовать пересказ. Можно посчитать количество предложений. Проводится игра «Рыбак и рыбки»: в данном тексте необходимо найти и выделить изучаемую букву строчные и заглавные (зачеркнуть, обвести, подчеркнуть) и пересчитать их. Также можно привлечь читающих детей к прочтению текста. Последним является задание раскраска, где дети должны раскрасить фрагменты с нужной буквой чтобы получить картинку. После чего дети поднимают листы и показывают друг другу свои красивые раскраски. Таким образом во время урока каждый ребёнок активно вовлечён в учебную деятельность, задания выполняются всеми детьми. Учитель может получить наглядную обратную связь, где видно насколько хорошо сформированы у учеников (в общем и частном) те или иные умения и навыки, какие задачи требуют дополнительного внимания. Как хорошо усвоены знания. Листы могут собираться в отдельную папку и составят потом индивидуальный альбом ученика по обучению грамоте. Для удобства печати на листе А4 располагаются две одинаковые карточки (Приложение 1) Используемая литература: Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. «Развитие читательских навыков у детей: учебное пособие» комплект из трёх тетрадей – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. Интернет ресурсы. Приложение1 (примеры рабочих листов)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»