Особенности лексико-семантической работы
на уроках русского языка в начальных классах
Иванова Виктория Эдиковна
Овладение русским литературным языком , умение грамотно и красиво говорить и писать одна из главных задач, которая стоит перед младшими школьниками. И начинаться это освоение родного языка не просто с обогащения словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса. Работа со словом должна включать и работу над семантикой слова, и над грамматическими формами слова, над сочетаемостью слов, над употреблением слова в речи и стилистическими особенностями слов.Лексическо-семантическую работу на уроках русского языка в начальной школе организуют по пяти основным направлениям:
1) лексическая работа, т.е. толкование терминов и понятий; Лексика, -и, ж. Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения. Русская лексика. Просторечная лексика. Лексика Пушкина.
Лексема, -ы, ж. В языкознании: отдельное слово во всей системе его значений и форм. лексемный, -ая, -ое. Лексемный анализ .
Чтобы развивать речь обучающихся и активно обогащать их словарь, необходимо при работе над словом обязательно выяснить его лексическое значение. Так как непонимание значения слова приведет к неумению употреблять его в речи. Тем самым отрицательным образом скажется на успешности обучения детей. Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».
Педагогам начальной школы на этапе словарной работы на уроках русского языка необходимо добиваться, чтобы школьники сами объясняли (или пытались объяснять) значение слова. В толковании лексического значения слова выделяется три основных способа: наглядный, семантический, контекстуальный.
Они дифференцируются по степени сложности. Поэтому в первом классе используется только наглядный метод. Ведь он позволяет идти к слову от представления, от действительности, и дает возможность первокласснику сознательно использовать трудные для него слова в своей речи. Уже со второго класса вместе с наглядным методом используются семантический и контекстуальный методы толкования слов. Все эти методы очень продуктивны. Иногда значение слова подсказывается контекстом. И тогда дети самостоятельно понимают смысл слова, без дополнительного разъяснения учителем. Иногда достаточно показать этот предмет. Одним из интересных приемов толкования значения слова является работа с загадками. Прочитав загадку, детям должны не только отгадать ее, но и обязательно доказать правильность отгадки. Занимательный материал, 12 умело подобранный учителем, разнообразит словарную работу и вызовет интерес школьников к изучению предмета.
2) работа с этимологической справкой слова;
Значение слова Этимология , -и, ж. 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. Народная этимология (спец.) — переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений (например у Лескова: мелкоскоп вместо микроскоп).
Этимологическая справка - это информация о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращаясь к истории слова, дети более точно понимают его смысл, значение и тогда сознательно усваивают его орфографический «облик». Это обеспечивает осмысленное и прочное запоминание непроверяемых написаний словарных слов. «Иногда написание, сочетающееся с традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» – писал М.Р. Львов. Элементы этимологического анализа нужно вводить в работу уже в первом классе.
Пропедевтическая работа должна начинаться со знакомства с этимологией исконно русских звукоподражательных слов. Потом можно переходить к этимологическому анализу остальных языковых единиц. Лучше, если учащиеся, прослушав этимологическую справку кратко запишут историю слова в тетрадь – словарик и (или) нарисуют иллюстрацию .
Например: Слово МЕДВЕДЬ образовано от словосочетания МЁД ВЕДАЮЩИЙ, ведь этот зверь всегда знает, где есть мёд , а слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ или МАЛЕНЬКИЙ, так как эта ягода состоит из малых частей (круглых долек).
Многие учителя считают, что этимологический анализ слов труден для обучающихся начальной школы. Но практика показывает, что дети прекрасно запоминают те иностранные слова, от которых произошли слова в русском языке, а затем умело пользуются ими для проверки. История происхождения слов, делает обучение русскому языку в школе и обучающим, и развивающим, еще более интересным и занимательным. И, конечно, вызывает интерес и любовь как к слову, так и родному языку.
Такая работа увлекает практически каждого ребенка. Знакомство детей с этимологией слова развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас младших школьников, развивает внимание к языку и вызывает интерес к овладению секретами родного языка, так как рассматривает языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. К сожалению, обращение к истории слова довольно редко используется в начальной школе. И главная причина состоит в том, что школы недостаточно оснащены материалом, направленным на такой анализ. Так как речь идет о использовании этимологии на уроках русского языка в начальной школе, значит нужен этимологический словарик для младшего школьника. Причем, такой словарь должен помогать и учителю в его работе и быть доступен ученикам.
3) работа с синонимами; Синоним, -а, л. В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например «путь» и «дорога», «повесить голову» и «понурить голову».
прилагательное синонимический, -ая, -ое . Одним из эффективных приемов словарной работы является работа с синонимами. Вестись она должна с первого класса. Только сам термин «синонимы» необходимо заменить термином «слова – братья» или «слова — друзья».
Дети должны понять, что один и тот же предмет, признак или действие можно назвать по-разному, а «слова – братья» – это слова близкие 14 по значению, но по написанию они отличаются. Уже во втором классе обучающиеся знакомятся с понятиями: «синонимы» и «синонимический ряд». На данном этапе необходимо обсудить с детьми ряд вопросов. Почему люди придумали столько близких по значению слов? Зачем наш язык их хранит? Может быть они не нужны? Не лишние ли они? Может быть надо хотя бы половину вычеркнуть из словаря? Эти вопросы должны обсуждаться на конкретных примерах рядов слов. Например: красный, алый, багровый. Сопоставив значения слов, обучающиеся выясняют, что лишних среди них нет, так как каждое слово заключает в себе определенный оттенок. И опять обучающиеся приходят к выводу, что синонимы – это слова близкие по значению, но в тоже время по написанию они отличаются друг от друга.
Поэтому наш язык их хранит, а значит, дает нам возможность более точно выражать свои мысли. С третьего класса надо акцентировать внимание детей на использовании синонимов в своей речи. Но, чтобы исключить ошибки в употреблении синонимов целесообразно вместе с учащимися составить небольшую памятку: - синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (глаза – очи, мороз – стужа, холод), один и тот же признак (жадный – скупой, прекрасный – великолепный, красивый), одно и то же действие (прыгать – скакать, кричать – орать). - синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (красный – алый – пурпурный – рубиновый – багровый; смеяться – хохотать - хихикать). - чем больше слов – синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
4) работа с антонимами; Антоним, -а, м. В языкознании: слово, противоположное по значению другому слову, например: «светлый» и «тёмный» — антонимы. || прилагательное антонимический, -ая, -ое]. Работа над антонимами, как и работа с синонимами, также должна начинаться в первом классе, затем, усложняясь, проводиться постоянно. Сначала термин «антонимы» заменяем термином «слова – наоборот», «слова – противники» или «слова – враги», что значит «слова, противоположные по смыслу» (белый – черный, сладкий – кислый, жарко – холодно, купить – продать). Противоположные значения этих слов понятны детям и трудности не вызывают. Обязательно надо выяснить, зачем нам нужны слова «антонимы» («слова – враги», «слова – противники»). Дальше, когда изучаем части речи, на уроках также можно поиграть в «слова-наоборот».
Такие упражнения активизируют словарный запас ребенка. С термином «антонимы» дети знакомятся уже во втором классе. При введении данного понятия уместно вместе с детьми сравнить его со словом «синонимы». Ведь слово АНТОНИМ похоже на слово СИНОНИМ. Вторая часть – ОНИМА у них одинаковая. В переводе с греческого языка оно означает – «имя, слово». Если к ОНИМА добавить АНТИ, обозначающее «против или противоположный», то получится слово АНТОНИМ. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что не каждое слово в русском языке имеет антонимы.
Но в то же время многозначные слова имеют несколько противоположных значений. Например: Легкая задача, то антоним – трудная легкая музыка – серьезная легкий мороз – сильный легкий сон – глубокий легкая походка – грузная
В третьем классе в теме «Глагол» полезно понаблюдать вместе с учениками над разнокорневыми (прибавить - отнять) и однокорневыми (присутствовать - отсутствовать) антонимами. Эту работу можно дополнить разбором антонимов по составу. Тогда дети увидят, что «врагами» эти слова делают приставки. Обобщая знания об антонимах, также составляется памятка: Антонимы – это слова с противоположным значением: горячий – холодный, зима – лето, сильный – слабый. - Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (добро – зло), но и однокоренные слова (весело – невесело, приходить – уходить). - Не все слова имеют антонимы. Подбор синонимов и антонимов к изучаемому слову помогают нам передавать свои мысли более ярко, выразительно и красиво, а значит, расширяют активный словарь школьников. 5) работа над фразеологизмами. Фразеологизм, -а, м. В языкознании: устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому . Уже в первом классе на уроках русского языка должна вестись работа с фразеологизмами, особенно в которых встречаются словарные слова. Например: Изучая слово ВОРОНА проводится работа с фразеологизмом ЛОВИТЬ ВОРОН, изучая слово СОРОКА работаем с фразеологизмом СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА, а слово МЕДВЕДЬ – МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ. Причем такая работа должна вестись систематически. Термин «фразеологизм» в первом классе не вводится, а заменяется термином «крылатые слова», что обозначает «как бы перелетают из предложения в предложение».
Во втором классе, когда значение подобных сочетаний уже будет более понятна детям, нужно познакомить их с термином «фразеологизм», но давать его необходимо в близкой для младших школьников интерпретации.
Например: Из обычных слов ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ рождается фразеологизм ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ. - Почему это словосочетание становится крылатым выражением? - Потому что слова в нем теряют вдруг свои прежние значения:
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – это не руки, сделанные из золота, а человек, который прекрасно выполняет сложную работу; ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ – здесь никто никому не вешает лапшу на уши, а это человек, который обманывает других.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами, которые украшают нашу речь, делают ее выразительной и образной. Например: БЕЗ ГОДУ НЕДЕЛЯ – совсем недавно. БЕЛАЯ ВОРОНА – необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей. БЕРЕЧЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА – тщательно, заботливо оберегать что-либо.
БРОСАТЬ СЛОВА НА ВЕТЕР – говорить впустую, необдуманно.
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ – молчать, не говорить лишнего.
ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ – надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать. ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА – обмануть.
КАК КУРИЦА ЛАПОЙ – писать очень плохо, неразборчиво.
СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА – пожелание убираться вон, куда угодно.
ЯЗЫК ХОРОШО ПОДВЕШЕН – человек, умеющий хорошо, гладко говорить.
Наблюдая над фразеологизмами обучающиеся должны прийти к выводу, что в них нельзя заменять одно слово другим. Мы говорим КАПЛЯ В МОРЕ, но нельзя сказать КАПЛЯ В ОКЕАНЕ, мы говорим КОТ НАПЛАКАЛ, но не КОШКА НАПЛАКАЛА. Ученики также приходят к выводу о том, что во многих крылатых выражениях нельзя изменить и порядок слов. С помощью учителя дети заменяют фразеологизмы близкими по значению словосочетаниями или словами. Учащиеся должны не только запомнить и уметь записать то или иное фразеологическое сочетание, но и знать его значение. Это позволит им правильно употреблять его в своей 18 речи.
Так учитель может предложить учащимся самостоятельно составить предложения, используя фразеологизмы, а сильным ученикам можно предложить написать небольшой рассказ или сказку, в которой были бы также использованы знакомые фразеологизмы. Этот прием помогает школьникам точнее понять переносный смысл «крылатых выражений» и стимулирует их словесное творчество.
Такая работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывая внимательное отношение к слову и развивает языковое чутьё. В третьем классе обучающиеся продолжают наблюдать над лексическим значением крылатых выражений, и выясняют, что фразеологизмы, как и слова, имеют синонимы и антонимы. Они упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов - антонимов. Например: Фразеологизмы - синонимы: Ума палата – Семи пядей во лбу Два сапога пара – Одного поля ягоды Голова на плечах – Светлая голов Фразеологизмы - антонимы Хоть пруд пруди – Кот наплакал Засучив рукава – Спустя рукава Заварить кашу – Расхлебывать кашу Обобщая, полученные знания о данном языковом явлении учитель совместно с учащимися составляет памятку: - Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: в мгновение ока – молниеносно (очень быстро); как снег на голову – внезапно. - В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова. 19 - Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (замести следы – спрятать концы в воду; не покладая рук – в поте лица – до седьмого пота) и антонимы (непочатый край – раз – два и обчелся; как кошка с собакой – не разлей вода; кот наплакал – куры не клюют).
Данная система работы позволяет учителю определить содержание и методику организации лексической работы в школе первой ступени, что способствует обогащению словаря школьника, совершенствованию навыка чтения и развития речи, создаст основу для последующей языковой практики, поможет прочно усвоить материал, а также заинтересовать детей и повысить внимание к слову.