Пути повышения качества знаний по русскому языку в начальной школе
Савенко Людмила Степановна
Одним из самых трудных предметов для освоения в начальной школе был и остается русский язык. Сложная орфография, трудности с освоением грамотности, а зачастую, связанный с эти детский страх перед письменными работами (диктантами, изложениями, сочинениями). Чувство повышенной тревожности мешает детям сосредоточиться и написать безошибочно работу с, казалось бы, хорошо усвоенными правилами. Проблема грамотного письма актуальна многие годы для учителей начальной школы и учителей русского языка. Престиж знаний падает, сужается круг значимости русского языка, отдается предпочтение иностранным языкам. Неумолимо сужается круг чтения, а ведь плохое чтение дорога к безграмотному письму. Чтение без желания и невнимательно приводит к тому, что не работает зрительная память, не развивается орфографическая зоркость. Как никогда становится важной проблема развития интереса к родному языку. Освоение грамотного письма в начальной школе является базой для дальнейшего обучения в школе, для жизни и общения, для получения профессии. Важной основой овладения грамотным письмом является чтение. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Общение с книгой является источником развития интеллекта. Ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально. Чтение обогащает словарный запас, развивает память и воображение. И, очень важно – способствует освоению грамотного письма. Создать условия для формирования орфографической зоркости - главная задача учителя. К.Д.Ушинский неоднократно обращал внимание, что орфографический навык должен формироваться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей. Для формирования навыка грамотного письма нужно овладеть навыком нахождения орфограммы. Это умение является основным в обучении грамотному письму. Если ученик не может находить орфограмму в словах, то и не сможет определить ее тип, а значит и проверить. Научить видеть орфограммы – значит сформировать орфографическую зоркость.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтаксическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задача уроков обучения грамоте письма в 1 классе. Во 2,3,4 классах работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, т.к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
Орфографическую зоркость можно развить в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное и комбинированное восприятие и запоминание орфограмм. Существует много методических приемов, направленных на развитие орфографической зоркости у школьников. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности.
Письмо с проговариванием. В основе этого письма = проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замене букв, искажения. Как правило, такие работы написаны аккуратно, красиво, без исправлений. Так у детей вырабатывается единый темп письма. Появляются положительные эмоции к трудному занятию, создается ситуация успеха, формируется положительная мотивация, воспитывается трудолюбие, культура труда, волевые качества. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.
Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Словно они слышат не от учителя, а находят в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам, и также, по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. до конца упражнения. Формируется самоконтроль. Ведь написанное слово нужно сравнить с образцом.
Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все задания. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогает игра «Как птичка зернышки клюет?», Задают этот вопрос перед списыванием, Дети показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос «А как мы будем буквы-зернышки клевать?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь». Самой «лучшей птичкой» будет тот, кто всё задание выполнит быстро, аккуратно, красиво, без исправлений. Грамотно.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и звуковая память, внимание, умение анализировать (соотносить количество букв в образце и в тетради). Воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительная мотивация.
Орфографическое чтение. Один из приемов к подготовке к диктанту, письму по памяти. Чтение вслух любых текстов с четким проговариванием всех слов. Выписывание трудных слов по личному выбору. Работает артикуляционная, зрительная, механическая память.
Письмо по памяти. Этот вид работы развивает память, внимание, речь, мышление. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, самоконтроль. В небольшие тексты этого вида упражнений включаю слова с непроверяемым написанием.
Орфографическая зарядка. Провожу чаще в начале урока. Записать 5-10 слов на заданную орфограмму. Время ограничено. Проверяем. Для себя фиксирую результаты. Кто не уложился в минимум, записывает под диктовку товарищей. Потом им предлагаю составить дома словарный диктант на эту орфограмму из 10 слов и продиктовать одноклассникам.
Использование алгоритмов и создание своих. Хорошо известный взрослым и детям алгоритм «ЖИ и ШИ пиши с буквой И…». Изучаем «Правописание мягкого знака в словах после шипящих имен существительных». Создаем алгоритм с детьми: 1) определю часть речи (существительное?), 2) определю род (мужской – не пишу мягкий знак, женский – определю число, 3) у существительных женского рода определяю число: единственное (пишу мягкий знак), множественное – не пишу. Задаю вопрос: что нужно вам уметь, чтобы выполнить все действия по алгоритму? Дети отвечают: определять части речи (существительные), род, число. В дальнейшем этот алгоритм пополняется другими частями речи по мере их изучения.
Корректировка письма. В тексте допущены ошибки. Задача ребенка найти, исправить, записать без ошибок. Этот вид задания один и самых сложных. Зачастую дети исправляют верно записанные слова. Чтобы избежать неверной записи задание выдаю на карточках и предлагаю взаимопроверку. Или предлагаю одному из детей назвать слова, в которых допущены ошибки. В таком случае коллективная проверка с обсуждением. Выявляю тех детей, у кого были ошибки, и дети сами объясняют друг другу орфограмму.
Творческие работы по опорным словам. Опорные слова или словосочетания, включающие ту или иную орфограмму. Обычно это 5 слов или 3 словосочетания, с которыми предлагаю сначала в классе, а потом и дома составить текст из 3-5 предложений. Творческие работы зачитываем в классе. Творческие работы – это самый трудный вид письма. Он требует внимания, умение рассосредоточить его на составление предложений, их запись, на логику изложения мыслей.
Словарь трудностей. Использую в обучающих изложениях. Несмотря на то, что провожу орфографическую подготовку. Предлагаю детям выписать из текста трудные «для себя» слова. Это мобилизует внимание каждому слову. Количество слов ограничиваю до 10. Очень редко кто пользуется максимальным количеством, но исчезает тревожность за орфографические ошибки и появляется легкость в передаче содержания текста.
Выписывание из текста нескольких слов на заданную орфограмму. Этот вид задания часто представлен в заданиях к контрольному диктанту в 3 - 4 классах. И является одним из самых сложных. Поэтому на уроке при работе с предложением часто прошу назвать слово, в котором есть та или иная орфограмма.
Орфографические сказки и рифмованные орфограммы. Использование данных игровых форм помогает запомнить важную информацию большого объема. Так рифмовки по определению спряжения глаголов и запоминание исключений, еще с детства помнят родители, хорошо запоминаются названия падежей.
Конечно, я перечислила лишь часть наиболее часто используемых мной приемов, которые я использую в своей работе для формирования орфографической зоркости у учащихся. Для меня очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. Поэтому при проверке работ я веду учет пробелов. После проведения письменных работ делаю анализ орфографических ошибок, и в зависимости от количества допущенных ошибок на ту или иную орфограмму, делаем в классе работу над ошибками. В работе над ошибками использую разные упражнения на развитие орфографической зоркости. Если необходимо провожу после уроков индивидуальную работу с детьми, плохо усвоившими ту или иную орфограмму. Даю дифференцированные и индивидуальные задания на уроках и задания домой. Так, систематически проводя на уроках указанные виды работ, я формирую у своих учеников орфографическую зоркость.