Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зрительные диктанты в начальной школе

Кормановская Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ
лицея № 144 Санкт-Петербурга
 
Успешность ребенка в школе зависит от того, как он относится к книгам, любит ли читать.
Если в семье сложились традиции семейного чтения, то ребенок в такой семье будет читать систематически и с удовольствием. В процессе чтения уровень знаний повышается, соответственно происходит интеллектуальное развитие ребенка, развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления. В противном случае происходит обратное.
Большую роль играет скорость чтения. Чем больше ребенок читает и делает это систематически, тем быстрее у него развивается навык скорочтения.
Для развития этого навыка в начальной школе  полезно использовать зрительные диктанты.  Знакомить детей с ними нужно  в период обучения грамоте. Писать слова, словосочетания, предложения с изученными буквами. Тогда зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко будут более эффективны после завершения периода обучения грамоте, т.е. тогда, когда дети овладели навыком самостоятельного чтения. Данная методика способствует не только формированию навыка беглого чтения, но и развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Как проводить зрительные диктанты?
Так как начинать проводить зрительные диктанты по методике Федоренко И.Т. лучше после периода обучения грамоте, то это будет в 4 четверти 1 класса. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность заключается в том, что объем предложений с каждым набором увеличивается, а время демонстрации предложений сначала увеличивается, а потом сокращается. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет два месяца. Таким образом, за это время оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 43 букв.
В прошлом, когда школы не были оснащены техническими средствами, как сейчас (проекторы, мультимедиа), приходилось писать  наборы на плакатах. В настоящее время я использую презентацию на каждый набор.  Предложения из набора появляются последовательно и демонстрируются учащимся согласно времени, указанному в таблице наборов. В это время дети читают предложение про себя и запоминают его. Затем предложение исчезает, и дети пишут его по памяти. Так происходит со всеми предложениями из набора. В завершении появляются все 6 предложений, и  дети их проверяют.
На проведение и выполнение одного набора зрительного диктанта уходит от 5 до 8 минут на уроке. Каждый набор повторяется 2-3 раза, т.е. пишется 2-3 дня подряд. Иногда требуется и 4 раз, в зависимости от качества выполнения работы. С каждым разом предложения пишутся более грамотно с минимальным количеством ошибок у некоторых детей, большинство пишет повторно наборы без ошибок.
 Важное условие: проводить зрительные диктанты необходимо каждый день. Это возможно в том случае, если родители детей являются союзниками учителя. Я познакомила родителей с данной методикой и заинтересовала их перспективой положительной динамики скорочтения. Родителям на субботу и воскресенье предоставлялся текст набора и презентация, выполненные в пятницу, т.е. только повторение. Новый набор всегда писали в классе с учителем. Если проводить зрительные диктанты эпизодически, работа будет бесполезной.
Писать удобнее на отдельных листах, а не в тетрадях, чтобы не было соблазна подсмотреть. Хранить удобно в папке каждого ученика. Всегда можно посмотреть и сравнить свои результаты.
 
 
Зрительные диктанты И.Т. Федоренко
   
НАБОР №1
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

 
 
Сек.
4
4
5
5
6
6
 
НАБОР №2
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берёз.
 
Сек.
6
6
6
7
7
8
 
   
НАБОР №3
Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

 
 
 
8
8
8
8
8
8
 
НАБОР №4
Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.
 

 
 
 
8
7
7
7
7
7
 
  НАБОР №5
Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Киев стоит на Днепре.
В лесу собираю землянику.

 
 
 
6
6
6
6
6
6
НАБОР №6
Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли грязь с доски.
Колхозники работают в поле.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

 
 
 
5
5
5
5
5
5
 
   
НАБОР №7
Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

 
 
 
4
4
4
4
4
4
 
НАБОР №8
Идёт дождик.
Мы любим наш Крым.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Оля и Боря – внучата деда Ильи.
 
 
5
7
8
10
10
10
 
   
НАБОР №9
Воды морей солёные на вкус.
Наша страна борется за мир.
Октябрь – осенний месяц.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Красивы улицы нашего города.
 
 
7
7
7
7
7
7

 
 
НАБОР №10
Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Люди съехались на фестиваль.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.
 
 
5
5
5
5
5
5
 
   
НАБОР №11
Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут быстро.
Из машины вышел Владимир Ильич.
 
 
4
4
4
4
4
4
 
НАБОР №12
Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Комсомольцы поехали на стройку.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

 
 
 
4
4
4
4
4
4
 
   
НАБОР №13
Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

 
 
 
4
4
4
4
4
4
 
НАБОР №14
Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
 
 
4
4
4
4
4
4
 
  НАБОР №15
Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи России.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому отряд.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

 
 
 
4
4
4
4
4
 
4
НАБОР №16
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы в колхозном саду ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
 
 
5
 
5
5
 
5
 
5
 
5
 
 
НАБОР №17
Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
От города до посёлка комсомольцы проложили шоссе.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

 
 
 
5
 
6
 
6
 
6
 
7
 
7
 
НАБОР №18
Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел большой  строящийся дом.
Государство Россия живёт в мире с другими народами.
 
 
7
 
7
 
7
 
8
 
8
 
7
               
Во втором классе с начала учебного года можно повторить зрительные диктанты по данной методике. Так как три месяца были летние каникулы, и возможно, не все дети ежедневно читали книги. По моим наблюдениям у 30% учащихся на начало учебного года навык беглого чтения снижается, лишь у 20 % он возрастает, а у остальных остается на уровне конца года 1 класса.
В настоящее время в интернете можно найти и другие наборы для зрительных диктантов по данной методике.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»