Формирование орфографической зоркости
в начальной школе на уроках русского языка
Шинкаренко Наталья Николаевна
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Подлинными признаками познавательной активности младших школьников являются:
- отношение к учению (в чём видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий)
- качество знаний (знание материала программы, умения применять знания на практике)
- характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности)
- отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлечённость ею, системность, направленность).
Целью моей работы было проанализировать и обобщить методы и приёмы развития орфографической зоркости у обучающихся начальных классов.
Причиной, побудившей меня заняться этим вопросом, было не удовлетворявшее меня умение обучающихся писать слова с изученными орфограммами, особенно с безударными гласными, парными по звонкости-глухости согласными, непроизносимыми согласными, ь и ъ разделительными знаками и т.д. Оказалось, что большинство ребят, прекрасно выучив правила, не знает когда их применять, т. е. не видят в словах слабую позицию звуков. Поэтому для достижения поставленной цели, мне пришлось работать над следующими задачами:
- проанализировать различные методы развития орфографической зоркости у обучающихся начальных классов
- наметить систему работы по развитию орфографической зоркости
4) обобщить собственный опыт работы по этой теме.
Общеизвестно, что важнейшей предпосылкой прочным знаниям приобретаемым детьми в процессе активной познавательной деятельности, является интерес. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. В начальных классах важно серьёзное задание сделать для детей занимательным, радостным, интересным.
Учителя начальных классов в своей практике используют занимательный материал с различной целью: проверки и углубления знаний, подготовки к восприятию нового материала или его закрепления.
Я же использую занимательный материал на первом этапе знакомства с новым. Для этого с первого же урока ввожу рифмовки (двустишия, четверостишия, отрывки из стихотворений). В этих рифмовках есть слова с изучаемой орфограммой. Дети должны найти слова с этой орфограммой. Т. к. рифмовки зачастую юмористические, они легко запоминаются учениками. Дети с интересом их слушают, с удовольствием ищут слова с орфограммами. Сначала с заданием найти нужные слова справляются сильные ученики, а на 4-5–ой рифмовке в работу активно включаются и ученики, испытывающие трудности в изучении русского языка. Рифмовки постепенно усложняются, т. е. становятся максимально насыщенными орфограммами. Но детей это только радует, т. к. в каждой следующей рифмовке они находят не 2-3 слова, а
5 – 6 и более слов с изучаемой орфограммой. Поэтому становление и развитие орфографической зоркости проходит достаточно легко и эффективно, т. к. оно осуществляется с первых же уроков доступными для ребёнка средствами.
В результате проведённой работы по проблеме развития орфографической зоркости выяснилось, что у младших школьников резко возрастает интерес к работе на уроках, если предлагаемые им упражнения, задания даны в стихотворной форме, а также если эти стихотворения являются юмористическими. Особенно высок эффект на первичном этапе изучения темы, когда для поиска орфограмм детям предлагается выбрать из стихотворения слова с изучаемой орфограммой. А т. к. дети работают с большим интересом, то уже на первичном этапе изучения темы, ученики с лёгкостью находят слова с изучаемыми орфограммами, что позволяет в дальнейшем не испытывать трудности при написании слов.