Мастерская письма и развития речи "ЗИМА" ( 3 класс).
Сапунова Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 172 г. Санкт-Петербурга
Цель урока:
*формирование навыков работы с текстом (составление художественного текста на основе личных впечатлений).
Задачи урока:
*обучающие :
-формировать умение составлять художественный текст;
-формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов;
*развивающие :
-способствовать развитию речи учащихся;
-способствовать развитию творческого воображения детей, их чувств и эмоций;
-развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
*воспитательные:
-воспитывать любовь к природе;
-воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству.
Оборудование:
-проектор, компьютер, диск с презентацией “Зима”;
-аудиозапись “А.Вивальди. Времена года”;
-картины и фотографии с изображениями зимней природы (на доске);
-распечатки художественных текстов (у каждого ученика);
-орфографические словари.
Ход урока.
1.Организационный момент ( класс разделен на 4 рабочие группы).
-У нас урок русского языка (урок развития речи, урок – мастерская). Проверьте готовность к уроку (пенал, черновики).
2.Индуктор.
-Закройте глаза, постарайтесь настроиться на чудо. ( Учитель достает колокольчик “музыку ветра”).
-Послушайте стихотворение Тимофея Белозерова:
Искрится тихая дорога,
Теряясь в сонном далеке.
Над голубой вершиной стога
Луна в январском ободке.
Молчат леса. Не вскрикнет птица.
В снегу, у края борозды,
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.
-Сегодня мы поговорим о чуде природы под названием “ЗИМА”.
Объявление темы и согласование цели урока.
-Наш урок мы посвятим зиме ( на доске появляется тема “ Зима” и иллюстрации) . Итогом нашей работы будет текст – у каждого свой ( кто-то сочинит рассказ, сказку, стихи). В своей творческой работе вы сможете выразить свое отношение, поделиться с нами своими впечатлениями.
-Как вы считаете – такая работа важна для нас? Почему? Чему мы учимся в процессе работы?
-На ваших рабочих листах слово “ЗИМА” записано в столбик. Рядом с каждой буквой напишите слова (любые части речи) на “зимнюю” тему, начинающиеся с этой буквы (работаем цветными карандашами, фломастерами).
Например:
З- звон , замерзать
И- иней , искорки
М- мороз, метель
А – Арктика, ажурный (кружевной), айсберг
3.Самоконструкция (диалог с самим собой).
-А теперь представьте, что вы оказались на природе, в зимнем лесу… Давайте полюбуемся красотой природы (презентация: слайд-шоу под музыку А.Вивальди “Времена года”).
-Запишите свои впечатления: какие запахи вы ощутили? Какие звуки услышали? (Записать слова, словосочетания, предложения). Кто хочет прочитать вслух?
4.Социоконструкция (работа в группе).
-Теперь мы поработаем в группах. Помните правила работы в группе.
(Каждому ученику выдается художественный текст – одинаковый для членов групп. Тексты разной степени сложности - с учетом способностей детей).
-Эти тексты вам уже знакомы, мы работали с ними на уроке литературного чтения. Пусть один ученик для всей группы прочитает вслух выразительно.
-На своем листе выпишите из текста понравившиеся вам имена существительные, глаголы, прилагательные.Синим карандашом подчеркните холодные слова, красным или желтым – теплые. Кто хочет озвучить?
-Обсудите в группе ответы на вопросы (ответы запишите на своем рабочем листе):
а) какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
б) что вам больше всего понравилось в этом тексте?
-Выберите - кто будет выступать от группы (читать стихи и отвечать на вопросы).
5.Социализация (обнародование, презентация).
Выступает представитель каждой группы, читает стихотворение и отвечает на вопросы.
-Из представленных на доске иллюстраций выберите иллюстрацию к вашему тексту из предложенных учителем (учитель приглашает для выбора слабых учеников, не участвующих в обсуждении).
Физминутка
-Давайте немного отдохнем. Под музыку А.Вивальди – танец снежинок.
-Продолжаем нашу работу.
6.Творческий этап. Сочинение.
-Теперь я предлагаю вам написать текст на тему “Зима”. Это может быть сказка или рассказ. А может быть, стихотворение? Используйте свои записи, сделанные в начале урока (ученики под музыку пишут творческую работу).Пользуйтесь орфографическими словарями !
7.Афиширование.
-Кто желает прочитать вслух свою работу? (2-3 ученика).
8.Рефлексия.
-На своем листе рядом с названием темы “ ЗИМА” нарисуйте образ, символ, который выражает ваше отношение к уроку, ваши впечатления от сегодняшнего урока.
-Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями?
-Что было самым важным для вас сегодня на уроке?
-Домашнее задание: перепишите свою творческую работу с черновика в рабочую тетрадь.
Приложение 1
Раздаточный материал (для каждого ученика)
Фамилия___________________
Урок русского языка
З_______________________________________________
И______________________________________________
М______________________________________________
А_______________________________________________
Мои впечатления : _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имена существительные (кто? что?)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Глаголы (что делает ? что сделал ? ) _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Прилагательные (какой ? какая ? какое ? какие ?) ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Какие чувства вызвало у меня это стихотворение? ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось в этом тексте _____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
СОЧИНЕНИЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Раздаточный материал (художественные тексты)
Борис Пастернак
СНЕГ ИДЕТ
Снег идет, снег идет,
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме ?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи :
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Константин Бальмонт
СНЕЖИНКА
Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая !
Дорогой бурною легко проносится,
Не в высь лазурную – на землю просится.
Под ветром веющим дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, светло качается.
Его качелями она утешена,
С его метелями крутится бешено.
Но вот кончается дорога дальняя,
Земли касается звезда кристальная.
Лежит пушистая снежинка смелая,
Какая чистая, какая белая !
Иосиф Бродский
ВЕЧЕРОМ
Снег сено запорошил
Сквозь щели под потолком.
Я сено разворошил
И встретился с мотыльком.
Мотылек, мотылек
От смерти себя сберег,
Забравшись на сеновал,
Выжил, зазимовал.
Выбрался и глядит,
Как “летучая мышь” чадит,
Как ярко освещена
Бревенчатая стена.
Приблизив его к лицу,
Я вижу его пыльцу
Отчетливей, чем огонь,
Чем собственную ладонь.
Среди вечерней мглы
Мы тут совсем одни,
И пальцы мои теплы,
Как июньские дни.
Сергей Есенин
***
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Приложение 3
Творческие работы учеников 3”а” класса по теме “ЗИМА”
Колпащикова Анастасия
Зимой очень красиво! На земле лежит красивый и блестящий снежок. Солнце сверкает, как бенгальский огонь. На улице – большие, могучие сугробы. Все деревья покрыты белым пушистым снежком. Зимой все дети играют в снежки, катаются на коньках, санках и лыжах.
Я очень люблю зиму за ее красоту!
Николаева Яна “Зима, Метель и Вьюга”
Пришла Зима, а с нею
Ее родные сестры:
Метелица-красавица
И Вьюга шаловливая…
Метель хоть и красавица,
Но с нею не шути!
И Вьюга коль расстроится –
Ой, плохо будет всем!
Ты будь спокоен,
Все в порядке.
Зима, Метель и Вьюга
Не тронут никого!
Поздеев Роман “Холодная и сказочная Зима “
Зимой холодно, но сказочно!
Медведь, ежик, мышки спят зимой.
Мышки зимой иногда выходят за пищей.
В лесу бывает изморозь, иней, мороз и солнышко.
Белка запасла себе на долгую зиму еды.
Снег белый, пушистый.
Зима – это красивое время года!
Снежинки кружат вальс.
Игнатьева Светлана “Зимняя сказка”
Река замерзла,
Деревья стояли без листьев,
Но зато у них было украшение –
Это был снег!
Солнце вылезло из облака…
Дети катались на горке,
Были высокие сугробы.
Снежинки кружились,
Как будто танцевали вальс.
Голяк Татьяна
Как красиво зимой в лесу ! Деревья в снегу, а кажется, будто все осыпано блестками. В лесу очень тихо… Слышно, как поют птицы, трещат сучья на деревьях. Зимний лес очень успокаивающий. Белки грызут орешки в дупле, зайчата в белой шубке прячутся от лисы и волка. Зимой медведи ложатся в спячку. Пушистый снег заметает все звериные тропинки. Вечером на небе появляются звезды. В лесу мне очень нравится!
Костыгова Виктория
Катя и Лера шли по улице. Катя говорит:
-Лера, я не люблю зиму, я люблю лето. Зиму я не люблю, потому что холодно и нельзя купаться, а летом жарко и можно купаться!
Лера отвечает:
-Катя, зима - очень хорошее время года! Просто ты не понимаешь, я тебе объясню : посмотри вокруг, какая красота ! Все деревья белые, вокруг летают снегири, можно играть в снежки…
Катя говорит:
-Да, все-таки я была не права, и еще ты не упомянула о солнышке! Оно же светит, и на душе появляются светлые чувства!
Велихова Анна
Радость в сердце, восхищение
Вызвала у всех зима!
Снег кружится за окном…
День за днем летит зима,
И у всех есть масса впечатлений!
Вот зима кончается,
Стало нам теплей.
Черные проталины,
Звон капели по утрам!
Вот уже весна пришла,
Птицы прилетают!
Елисеев Егор “Бал снега”
Снегопад, как и дождь летом – это красиво, но мне больше нравится снег! Снег не такой энергичный, но, когда он падает, кажется, что находишься на балу. Под музыку танцуют снежинки. Я люблю снег, потому что зимой ты можешь попасть на красивый бал!
Федоров Артем
Снежинки кружат вальс,
И птицы в небесах парят.
В берлоге спит медведь,
Косой по полю бегает.
В надежде застать
Врасплох зайчишку
Волк читает книжку,
Чтобы заяц не заметил.
У белки есть
Запас орехов,
Хватит и для нас!