Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Мастерская   письма   и    развития   речи  "ЗИМА"   ( 3 класс).

                                                                    

Сапунова  Татьяна Валерьевна

 

учитель  начальных  классов  ГБОУ СОШ  № 172  г. Санкт-Петербурга

 

 

Цель  урока:

*формирование    навыков    работы    с  текстом  (составление  художественного  текста  на  основе личных  впечатлений).

 

Задачи  урока:

*обучающие :

-формировать   умение  составлять  художественный  текст;

-формировать  умение  использовать  изобразительные  средства  языка  для  описания  образов;

 

*развивающие :

-способствовать  развитию речи  учащихся;

-способствовать   развитию  творческого  воображения  детей, их  чувств  и  эмоций;

-развивать  коммуникативные  навыки, умение  работать  в  команде;

 

*воспитательные:

-воспитывать  любовь  к  природе;

-воспитывать  чувство  красоты, интерес  к творчеству.

 

Оборудование:

-проектор, компьютер, диск с  презентацией  “Зима”;

-аудиозапись   “А.Вивальди. Времена  года”;

-картины  и  фотографии  с  изображениями  зимней  природы (на  доске);

-распечатки   художественных  текстов (у  каждого   ученика);

-орфографические   словари.

 

                                           Ход      урока.

 

1.Организационный     момент  ( класс  разделен  на  4  рабочие   группы).

-У  нас   урок   русского  языка (урок  развития  речи, урок – мастерская). Проверьте   готовность  к  уроку (пенал, черновики).

 

2.Индуктор.

-Закройте  глаза, постарайтесь  настроиться  на  чудо. ( Учитель  достает  колокольчик  “музыку  ветра”).

-Послушайте  стихотворение  Тимофея  Белозерова:

 

Искрится  тихая  дорога,

Теряясь  в  сонном  далеке.

Над  голубой  вершиной  стога

Луна  в  январском  ободке.

 

Молчат  леса. Не  вскрикнет  птица.

В  снегу, у  края  борозды,

Таится  рыжая  лисица,

Темнеют   заячьи  следы.

 

-Сегодня  мы  поговорим  о  чуде  природы  под  названием  “ЗИМА”.

Объявление    темы   и   согласование  цели  урока.

-Наш  урок   мы  посвятим    зиме ( на   доске   появляется   тема  “ Зима” и  иллюстрации) . Итогом  нашей  работы  будет  текст – у  каждого  свой ( кто-то  сочинит  рассказ, сказку, стихи). В  своей  творческой  работе  вы  сможете  выразить  свое    отношение, поделиться  с  нами  своими  впечатлениями.

-Как  вы  считаете – такая   работа   важна   для   нас? Почему? Чему  мы  учимся  в  процессе  работы?

-На  ваших  рабочих  листах  слово  “ЗИМА” записано  в  столбик. Рядом  с  каждой  буквой  напишите  слова  (любые  части  речи) на  “зимнюю”  тему, начинающиеся  с  этой  буквы  (работаем  цветными  карандашами, фломастерами).

Например:

З-    звон , замерзать

И-   иней  , искорки

М-   мороз, метель

А – Арктика, ажурный (кружевной), айсберг

 

3.Самоконструкция   (диалог  с  самим  собой).

-А   теперь  представьте, что  вы  оказались  на  природе, в   зимнем   лесу… Давайте  полюбуемся   красотой  природы (презентация: слайд-шоу   под  музыку  А.Вивальди  “Времена  года”).        

-Запишите  свои  впечатления: какие   запахи    вы  ощутили? Какие  звуки  услышали? (Записать  слова, словосочетания, предложения). Кто  хочет  прочитать  вслух?

 

4.Социоконструкция (работа  в  группе).

-Теперь  мы  поработаем  в  группах. Помните  правила  работы  в  группе.

(Каждому  ученику  выдается  художественный  текст – одинаковый   для    членов  групп. Тексты   разной  степени  сложности - с  учетом   способностей  детей).

 

-Эти  тексты  вам  уже  знакомы, мы  работали  с  ними  на  уроке  литературного  чтения. Пусть  один  ученик  для  всей  группы  прочитает  вслух  выразительно.

-На  своем  листе  выпишите  из  текста  понравившиеся  вам  имена  существительные, глаголы, прилагательные.Синим  карандашом  подчеркните  холодные  слова, красным  или  желтым – теплые. Кто  хочет  озвучить?

-Обсудите  в  группе  ответы  на  вопросы (ответы  запишите  на  своем  рабочем листе):

а) какие  чувства  вызвало  у  вас  это  стихотворение?

б) что  вам  больше  всего  понравилось  в  этом  тексте? 

-Выберите  - кто  будет  выступать  от  группы (читать  стихи  и  отвечать  на  вопросы). 

 

5.Социализация   (обнародование, презентация).

Выступает  представитель  каждой  группы, читает  стихотворение   и   отвечает  на  вопросы. 

-Из  представленных  на  доске  иллюстраций  выберите  иллюстрацию  к  вашему  тексту   из   предложенных   учителем  (учитель  приглашает  для  выбора  слабых  учеников, не  участвующих  в  обсуждении).

 

 Физминутка

-Давайте  немного  отдохнем. Под  музыку  А.Вивальди – танец  снежинок.

-Продолжаем  нашу  работу.

 

6.Творческий  этап. Сочинение.

-Теперь  я  предлагаю  вам  написать  текст  на  тему “Зима”. Это   может  быть  сказка  или   рассказ. А  может  быть, стихотворение? Используйте  свои  записи, сделанные  в  начале  урока (ученики  под  музыку  пишут  творческую  работу).Пользуйтесь  орфографическими   словарями !

 

7.Афиширование.

-Кто  желает  прочитать  вслух  свою  работу? (2-3 ученика).

 

8.Рефлексия.

-На   своем   листе  рядом  с  названием  темы  “ ЗИМА”  нарисуйте   образ, символ, который  выражает  ваше   отношение  к  уроку, ваши  впечатления  от  сегодняшнего  урока.

-Кто  хочет  поделиться  с  нами  своими  впечатлениями?

-Что  было  самым  важным  для  вас  сегодня  на  уроке?  

 

-Домашнее  задание: перепишите  свою   творческую   работу  с  черновика   в   рабочую   тетрадь.

 

Приложение 1   

Раздаточный  материал (для каждого  ученика)                          

                                                                                                                                                                  

Фамилия___________________

                                      Урок    русского    языка

 

З_______________________________________________     

И______________________________________________

М______________________________________________

А_______________________________________________

 

Мои   впечатления : _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Имена  существительные (кто? что?)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Глаголы (что делает ? что  сделал ? ) _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Прилагательные (какой ? какая ? какое ? какие ?) ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

 

Какие  чувства  вызвало  у  меня  это  стихотворение? ________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Больше  всего  мне  понравилось  в  этом  тексте _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

                                                                         

                                                                        СОЧИНЕНИЕ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 2

Раздаточный  материал (художественные  тексты)

 

Борис  Пастернак

        СНЕГ     ИДЕТ

Снег  идет, снег  идет,

К  белым  звездочкам  в  буране

Тянутся  цветы  герани

За  оконный  переплет.

 

Снег  идет, густой-густой,

В  ногу  с  ним,  стопами  теми

В  том  же  темпе, с  ленью  той

Или  с  той  же  быстротой,

Может  быть, проходит  время ?

 

Может  быть, за  годом  год

Следуют, как   снег  идет

Или  как  слова  в  поэме ?

 

Снег  идет, снег  идет,

Снег  идет, и  все  в  смятеньи :

Убеленный  пешеход,

Удивленные  растенья,

Перекрестка  поворот.

 

Константин   Бальмонт

              СНЕЖИНКА

Светло-пушистая, снежинка  белая,

Какая  чистая, какая  смелая !

 

Дорогой  бурною  легко  проносится,

Не  в  высь  лазурную – на  землю  просится.

 

Под  ветром  веющим  дрожит, взметается,

На  нем, лелеющем, светло  качается.

 

Его  качелями  она  утешена,

С  его  метелями  крутится  бешено.

 

Но  вот  кончается  дорога  дальняя,

Земли  касается  звезда  кристальная.

 

Лежит  пушистая  снежинка  смелая,

Какая  чистая, какая  белая !

    

                    

 Иосиф  Бродский

              ВЕЧЕРОМ

Снег  сено  запорошил

Сквозь  щели  под  потолком.

Я  сено  разворошил

И  встретился  с  мотыльком.

Мотылек, мотылек

От  смерти  себя  сберег,

Забравшись  на  сеновал,

Выжил, зазимовал.

 

Выбрался  и  глядит,

Как  “летучая  мышь”  чадит,

Как  ярко  освещена

Бревенчатая  стена.

Приблизив  его  к  лицу,

Я  вижу его  пыльцу

Отчетливей, чем  огонь,

Чем  собственную  ладонь.

 

Среди  вечерней  мглы

Мы  тут  совсем  одни,

И  пальцы  мои  теплы,

Как  июньские  дни.

 

 

 Сергей  Есенин

            ***

Поет  зима, аукает,

Мохнатый  лес  баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом  с  тоской  глубокою

Плывут  в  страну  далекую

Седые  облака.

 

А  по  двору  метелица

Ковром  шелковым  стелется,

Но  больно  холодна.

Воробышки  игривые,

Как  детки  сиротливые,

Прижались  у  окна.

 

Озябли  пташки  малые,

Голодные, усталые,

И  жмутся  поплотней.

А  вьюга  с  ревом  бешеным

Стучит  по  ставням  свешенным

И  злится  все  сильней.

И  дремлют  пташки  нежные

Под  эти  вихри  снежные

У  мерзлого  окна.

И  снится  им  прекрасная,

В  улыбках  солнца  ясная

Красавица  весна.

 

Приложение 3

Творческие   работы  учеников  3”а”  класса  по  теме “ЗИМА”

 

Колпащикова  Анастасия

       Зимой  очень  красиво! На  земле  лежит  красивый  и  блестящий  снежок. Солнце  сверкает, как  бенгальский  огонь. На  улице – большие, могучие  сугробы. Все  деревья  покрыты  белым  пушистым  снежком. Зимой  все  дети  играют  в  снежки, катаются  на  коньках, санках  и  лыжах.

Я  очень  люблю  зиму  за  ее  красоту!

 

Николаева  Яна   “Зима, Метель  и  Вьюга”

Пришла  Зима, а  с  нею

Ее  родные  сестры:

Метелица-красавица

И  Вьюга  шаловливая…

Метель  хоть  и  красавица,

Но  с  нею  не  шути!

И  Вьюга  коль  расстроится –

Ой, плохо   будет  всем!

Ты  будь  спокоен,

Все  в  порядке.

Зима, Метель  и  Вьюга

Не  тронут  никого!

 

Поздеев   Роман   “Холодная  и  сказочная  Зима “

Зимой  холодно, но  сказочно!

Медведь, ежик, мышки  спят  зимой.

Мышки   зимой  иногда  выходят  за  пищей.

В  лесу  бывает  изморозь, иней, мороз  и  солнышко.

Белка  запасла  себе   на   долгую  зиму  еды.

Снег  белый, пушистый.

Зима – это  красивое  время  года!

Снежинки  кружат  вальс.

 

Игнатьева  Светлана   “Зимняя  сказка”

Река   замерзла,

Деревья  стояли  без  листьев,

Но  зато  у  них  было  украшение –

Это  был  снег!

Солнце  вылезло  из  облака…

Дети  катались  на  горке,

Были  высокие  сугробы.

Снежинки  кружились,

Как  будто  танцевали  вальс.

 

Голяк  Татьяна

       Как  красиво  зимой  в  лесу !  Деревья  в  снегу,  а  кажется, будто  все  осыпано  блестками. В  лесу  очень  тихо… Слышно, как  поют  птицы, трещат  сучья  на  деревьях. Зимний  лес  очень  успокаивающий. Белки  грызут  орешки  в  дупле, зайчата  в  белой  шубке  прячутся  от  лисы  и  волка. Зимой  медведи  ложатся  в  спячку. Пушистый  снег  заметает  все  звериные  тропинки. Вечером  на  небе  появляются  звезды. В  лесу  мне  очень  нравится!

 

Костыгова  Виктория

       Катя  и  Лера  шли  по  улице. Катя  говорит:

-Лера, я  не  люблю  зиму, я  люблю  лето. Зиму  я  не  люблю, потому  что  холодно  и  нельзя  купаться, а  летом  жарко  и  можно  купаться!

Лера  отвечает:

-Катя, зима  - очень  хорошее  время  года! Просто  ты  не  понимаешь, я  тебе  объясню : посмотри   вокруг, какая  красота ! Все  деревья  белые, вокруг  летают  снегири, можно  играть  в  снежки…

Катя  говорит:

-Да, все-таки  я  была не  права, и  еще  ты   не  упомянула  о  солнышке! Оно  же  светит, и  на  душе  появляются  светлые  чувства!

 

Велихова  Анна

Радость  в  сердце, восхищение

Вызвала  у  всех  зима!

Снег  кружится  за  окном…

День  за  днем  летит  зима,

И  у  всех  есть  масса  впечатлений!

Вот  зима  кончается,

Стало  нам  теплей.

Черные  проталины,

Звон  капели  по  утрам!

Вот  уже  весна  пришла,

Птицы  прилетают!

 

Елисеев  Егор      “Бал  снега”

         Снегопад, как  и  дождь  летом – это  красиво, но  мне  больше  нравится  снег! Снег  не  такой  энергичный, но, когда  он  падает, кажется, что  находишься  на  балу. Под  музыку  танцуют  снежинки. Я  люблю  снег, потому  что   зимой   ты  можешь  попасть  на  красивый  бал! 

 

Федоров  Артем

Снежинки  кружат  вальс,

И  птицы   в  небесах   парят.

В  берлоге  спит  медведь,

Косой  по  полю  бегает.

 

В  надежде  застать 

Врасплох   зайчишку

Волк  читает  книжку,

Чтобы  заяц  не  заметил.

 

У  белки  есть 

Запас  орехов,

Хватит  и  для  нас!   

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»