Конспект урока русского языка
Текст и предложение
Смирнова Светлана Николаевна
Класс: 1УМК: Школа России
Учебник: Русский язык 1 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цели деятельности учителя:
- дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения; работа с таблицей.
Планируемые результаты:
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- научатся распознавать текст, отдельные предложения из текста; выделять предложения из текста;
- научатся оформлять предложения на письме.
Метапредметные:
- учащиеся разовьют свои коммуникативные навыки работая в парах;
- научатся оценивать свою деятельность и деятельность других учеников.
- развитие умения работать с таблицей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Русский язык 1 класс В. П. Канакина, В. Г Горецкий; таблица, проектор.
Орг. момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Актуализация
У детей на партах раздаточный материал (деформированный текст).(Пришла весна. На парте лежит пенал. Ярко светит солнце. Дети радуются хорошей погоде.) (Слайд №2 работа на доске)
- Прочитайте записи. Что вы прочитали? (Это предложения)
- Почему вы так решили? (Слова связаны между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль)
- Составьте текст. Все ли предложения будете использовать? (Нет) Какое предложение лишнее? (На парте лежит пенал.)
- Прочитайте, что получилось? (Пришла весна. Ярко светит солнце. Дети радуются хорошей погоде.)
- Почему это текст? (Все предложения связаны по смыслу).
- Кто назовёт тему урока? (Текст и предложение)
- Посмотрите, у каждого на парте лежит таблица (Слайд 3). Кто догадался какая цель нашего урока? (заполнить таблицу)
- Какую задачу поставим? (сравнить признаки текста и предложения).
- Что значит сравнить? (найти сходства и различия)
- Откройте учебник на странице 10 упражнение №1. (Слайд№4)
- Прочитайте. Сколько предложений? (4)
- Как определили? (Предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.)
- Можем ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Связаны по смыслу).
- О чем говориться во всех предложениях?( О весне). Как можно назвать эту запись? (текст)
- Какое название можно дать этому тексту?
- Занесём результаты своей работы в таблицу. (работа с таблицей)(Слайд№5)
- Давайте проверим, верно ли мы заполнили таблицу. Прочитайте правило на стр. 10 внизу страницы.
- Прочитайте слова в упр. №3. Эти слова составляют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, не выражают законченную мысль.)(Слайд№7)
- Составьте предложение из этих слов. (Бабушка читает внуку сказку.)
- Докажите, что это предложение. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) Нужно ли давать название предложению если оно одно? (нет)
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Какие орфограммы подчеркиваем? (Заглавная буква К, удвоенная согласная буква С, безударная гласная А в корне слова.)
- Запишите предложение в тетрадь. Ниже составьте схему этого предложения. (Работа на доске)
- Давайте заполним таблицу. (Слайд№8)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- Слова в предложении ….связаны по смыслу.
- Можно озаглавить? (Нет)
- Давайте проверим, верно ли мы заполнили таблицу. Прочитайте правило на стр. 11.
- Открываем рабочую тетрадь стр.7 №3.(Слайд№9)
- Прочитайте, назовите сказку.(Курочка Ряба)
- Соедини линией части предложения.
- Определи порядок предложений в тексте.
- Продолжите сказку.
- Давайте вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитайте его. Можно ли его озаглавить?(Да) Как? (Весна) Почему? (В этом тексте говорится о весне)
- Прочитайте предложение, которое мы не использовали для составления текста. (На парте лежит пенал.) Можно ли его озаглавить? (Нет)
- Расскажите по таблице, что у нас получилось?
- Какую цель ставили на уроке? (заполнить таблицу)
- Что сравнивали? Поднимите рук кто может сказать что такое текст? Что такое предложение? (Работа в парах. Первый вариант рассказывает, что такое текст. Второй вариант-предложение.)
- Продолжите предложение.(Слайд№10)
- Сегодня я узнал...
- У меня получилось....
- Я могу себя похвалить за....