Система работы по изучению словарных слов
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга,
Арсеньева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Гимназии № 248 Санкт-Петербурга
Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом.
Анатоль Франс
В начальной школе много времени уделяется работе со словарными словами. Это является одной из составляющих каждого урока русского языка. Работа важна, как для расширения активного словаря учащихся, так и для повышения грамотности, т.е. для овладения устной и письменной речью.
Что же мешает нашим ученикам успешно справляться с этим видом работы?
1.Год от года мы сталкиваемся со снижением грамотности учащихся. С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Достаточно большое количество словарных слов является или исключением из правил, или не подчиняется правилам проверки. А для детей-дисграфиков записать эти слова без ошибок сложно вдвойне.
2. Объём памяти у современных детей снижается, как утверждает нейролингвист Т. Черниговская. В среднем, в неделю младший школьник должен выучить одно новое слово. А изученные ранее слова тоже нуждаются в повторении.
3.Некоторые слова уходят из активного использования. Значение их понятно не всем детям. Например, хлебороб, пороша, иней.
4. Проблема запоминания часто сводится к многократному повторению. Обычный диктант из слов - занятие не слишком интересное. А монотонность и скука снижают интерес к учёбе в целом.
Поэтому перед учителем стоят две задачи: сделать работу со словарными словами интересной и систематической одновременно. Как сделать запоминание новых слов более лёгким? Так, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя максимально успешным.
В ходе практической работы мы постарались решить эти задачи с помощью разнообразных приёмов работы со словарными словами, которая проводится в определённой системе.
Первый этап - «знакомство». Как понятно из названия, это первый урок, на котором новое словарное слово впервые записывается в словарик. Здесь важно вызвать интерес, какие-то яркие ассоциации, задействовать различные виды памяти.
Конечно, мы начинаем с записи слова, обозначения ударения, выделения буквы, которую запоминаем.
Кроме этого создаём зрительный образ слова – картинка для запоминания (например, записываем слово огурец и в словарике рисуем вместо буквы «о» зелёный огурчик).
Если возможно, то рассказать историю происхождения слова
Например, по-гречески «огур» - зелёный, незрелый. Это улучшает правильное запоминание написания.
По мнению А.Н. Тихонова, знание этимологии слова, правил словообразования, умение делить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок, способствует повышению грамотности и культуры речи.
Дети с охотой придумывают «подсказки» для лучшего запоминания словарных слов. Предложения записываются, буквы, которые запоминаем, выделяем зелёной ручкой.
Например: ПАпа надел пАльто.
ПлОвец любит есть плОв.
УлИца- вижу на улИце разные лИца.
На Ель повесили апЕльсины.
ЗдОровье- это здОрово!
или короткие стишки - «запоминалки»
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
Второй этап - «расширение знаний».
На втором и третьем уроке продолжаем работать с новым словом следующим образом:
-подбор однокоренных слов (это особенно важно, если учесть, что при механическом заучивании одного слова, в однокоренных словах часто появляются ошибки).
Например, ветер - ветерок, ветреный (день), ветрище, обветренное (лицо), ветровка.
- антонимы и синонимы к этому слову.
Например, ветер (син.)- ураган, буря, дуновение, бриз.
- фразеологизмы (ветер в голове, бросать слова на ветер, ищи ветра в поле, держать нос по ветру).
- многозначность слова. Например, «собака» - домашнее животное, символ в электронной почте.
- словарный диктант наоборот (учитель описывает значение слова, дети записывают).
«Дерево с белой корой» - «берёза».
- различные игры «Кто больше запомнит?» На доске записаны слова, лучше их сгруппировать в рифму. Вот такие группы слов предлагает для запоминания Саврукова М.А. в своей статье «Работа со словарными словами»
1.Баран, гараж, газета,
Пальто, завод, ракета,
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Кастрюля, капуста, арбуз и банан,
Картина, карман, карандаш и стакан.
2.Корова, огород, солома,
Молоко, комар, ворона,
Хорошо, шоссе, шофер,
Колобок, пожар, костер,
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Горох, помидор, огурец и копыто.
3.Диван, пианино, рисунок, пион,
Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда –
Все с безударною «и» пишут всегда.
- игра «Шифровки»
Изучаемые слова записываются на доске с пропущенными буквами. Задача - записать слова правильно.
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
-На доске записано слова: из словаря и слова с проверяемой безударной гласной. Задание - выписать слова, где написание проверить нельзя.
-«Найди лишнее»
На доске записаны несколько слов, задача - найти лишнее, объяснить, почему именно это слово выпадает из группы.
Например, берёза, петух, деревня, ребята, собака.
- Слово «собака» лишнее, т.к. запоминали букву «о», а в остальных словах – «е».
-Лишнее слово «петух», т.к. в нём два слога, а в остальных словах- три.
Вариантов ответов может быть несколько.
Таких приёмов очень большое количество, главная цель – сделать повторение разнообразным. На данном этапе учитель использует максимальное количество приёмов.
Третий этап - «творческое повторение».
Обычно проводится в конце темы или четверти. Здесь мы работаем с ранее изученными словами, поэтому роль учителя – направляющая. Цель - активизировать детей к работе.
Здесь можно попросить детей составить текст, используя максимальное количество изученных словарных слов. Например, рассказ на тему «Деревня». Общий объём текста оговаривается на уроке. Далее даётся определённое время. Можно провести работу в группах по 4-5 человек.
Вот образец такого рассказа, составленный учениками 2 класса.
Ярко светит солнце. В деревне наступило утро. На берёзе и ольхе ветер шумит листочками. Мычит корова. Закукарекал петух. Весело залаяла собака Жучка. Ребята быстро бегут на улицу.
Рассказ, составленный учениками 4 класса.
К кассе подошёл подозрительный человек. Он купил два билета на поезд, который шёл на восток. Потом он быстро шёл к вагону. Подмышкой у него был портфель. Вдруг портфель раскрылся, там лежали телефон, тетрадь, карандаш.
Ещё один вид обобщения - «коллаж». Детям даётся задание по секрету друг от друга нарисовать картинку к словарному слову, в котором нужно запомнить букву «а».
Все рисунки учитель наклеивает на большой лист, который вывешивается на доске.
Задача класса - найти и записать словарные слова.
Интересны загадки, составленные самими детьми.
Большой, а не слон.
Коричневый, а не шоколад.
Любит мёд, а не пчела.
Кто это? (медведь)
Одним из самых интересных видов работы является проект. В ходе беседы с детьми после словарного диктанта учитель выясняет, какие слова наиболее трудны для запоминания. Далее ставится вопрос: «А что сделать, чтобы легче и лучше их запомнить?»
Дети говорят, что нужно повторить, но сделать это в интересной форме.
Совместно формируется план работы над словами
- Слово, его лексическое значениеи однокоренные слова
- Рисунок (если возможноассоциативный) или ребус
- Пословицы, поговорки
- Интересные факты по теме или названия книг, где есть данное слово
После этого дома выполняется работа по плану.
После того как каждый защищает свой проект, работы вывешиваются в классе. Дети с удовольствием рассматривают их, таким образом, повторение происходит исподволь,
Как показывает практика, работа над словарными словами, проводимая в данной системе, вызывает интерес учащихся, способствует успешному запоминанию слов в разнообразных формах, повышает грамотность. Овладение словарным составом языка является важнейшим условием освоения учащимися родного языка в целом: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.