Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система работы по изучению словарных слов 

Алексеева Анна Алексеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга,

Арсеньева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Гимназии № 248 Санкт-Петербурга

 Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом.

Анатоль Франс

 

          В начальной школе много времени уделяется работе со словарными словами. Это является  одной из составляющих каждого урока русского языка. Работа важна, как  для расширения активного словаря учащихся, так и для повышения грамотности, т.е. для овладения устной и письменной речью.

          Что же мешает нашим ученикам успешно справляться с этим видом работы? 

1.Год от года мы сталкиваемся со снижением  грамотности учащихся. С каждым годом в начальных классах   увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Достаточно большое количество словарных  слов является или исключением из  правил, или не подчиняется правилам проверки. А для детей-дисграфиков записать эти слова без ошибок сложно вдвойне.

2. Объём памяти у современных детей снижается, как  утверждает  нейролингвист Т. Черниговская. В среднем, в неделю младший школьник должен выучить одно новое слово. А изученные ранее слова тоже нуждаются в повторении.

3.Некоторые  слова  уходят из активного использования. Значение их  понятно не всем детям. Например, хлебороб, пороша, иней.

4. Проблема  запоминания  часто сводится к многократному повторению.  Обычный диктант из слов - занятие не слишком интересное. А монотонность и  скука снижают интерес к учёбе в целом.

Поэтому перед учителем стоят две задачи: сделать работу со словарными словами интересной и систематической одновременно. Как сделать запоминание новых слов более лёгким? Так, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя максимально успешным.

 В ходе  практической работы  мы постарались решить эти задачи с помощью разнообразных приёмов работы со словарными словами, которая проводится в определённой системе.

Первый этап - «знакомство».  Как понятно из названия, это первый урок, на котором новое словарное слово впервые записывается в словарик. Здесь важно вызвать интерес, какие-то яркие ассоциации,   задействовать различные  виды памяти.

Конечно, мы начинаем  с записи слова, обозначения ударения, выделения буквы, которую запоминаем.

        Кроме этого создаём зрительный образ слова – картинка для запоминания (например,  записываем  слово  огурец  и в словарике рисуем вместо буквы «о»  зелёный огурчик).

Если возможно, то  рассказать историю  происхождения слова

Например,   по-гречески  «огур» - зелёный, незрелый. Это улучшает  правильное запоминание написания.

По мнению  А.Н. Тихонова, знание этимологии слова, правил словообразования, умение делить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок, способствует повышению грамотности и культуры речи.  

 Дети с охотой придумывают «подсказки» для лучшего запоминания словарных слов. Предложения записываются,  буквы, которые запоминаем, выделяем зелёной ручкой.

Например: ПАпа надел пАльто.

 ПлОвец  любит есть плОв.

УлИца- вижу на улИце разные лИца.

На Ель повесили апЕльсины.

ЗдОровье- это здОрово!

 или короткие стишки - «запоминалки»

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя» –

Петь он любит на рассвете.

Второй  этап - «расширение знаний».

На втором и третьем уроке продолжаем работать с новым словом следующим образом:

-подбор однокоренных слов (это особенно важно, если учесть, что при механическом заучивании одного слова, в однокоренных словах  часто появляются ошибки).

Например, ветер - ветерок, ветреный (день),  ветрище, обветренное (лицо), ветровка.

- антонимы и синонимы к  этому слову.

Например, ветер (син.)- ураган, буря, дуновение, бриз.

- фразеологизмы (ветер в голове,  бросать слова на ветер, ищи ветра в поле, держать нос по ветру).  

- многозначность слова. Например, «собака» - домашнее животное, символ в электронной почте.

- словарный диктант наоборот (учитель описывает значение слова, дети записывают).

«Дерево с  белой  корой» - «берёза».

- различные игры «Кто больше запомнит?» На  доске записаны слова, лучше их сгруппировать  в рифму. Вот такие  группы слов предлагает для запоминания Саврукова М.А. в своей статье  «Работа со словарными словами»

1.Баран, гараж, газета,

Пальто, завод, ракета,
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Кастрюля, капуста, арбуз и банан,
Картина, карман, карандаш и стакан.

2.Корова, огород, солома,

Молоко, комар, ворона,
Хорошо, шоссе, шофер,
Колобок, пожар, костер,
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Горох, помидор, огурец и копыто.

3.Диван, пианино, рисунок, пион,

Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда – 
Все с безударною «и»  пишут всегда.

- игра  «Шифровки» 

Изучаемые слова записываются на доске с  пропущенными буквами. Задача - записать слова  правильно.

ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)
СБК      (СОБАКА)

-На доске записано  слова:    из словаря и   слова с проверяемой безударной гласной. Задание - выписать слова, где написание проверить нельзя.

-«Найди лишнее»

На доске записаны несколько слов, задача - найти лишнее, объяснить, почему именно это слово выпадает из группы.

Например, берёза, петух, деревня,  ребята, собака.

- Слово «собака» лишнее, т.к. запоминали букву «о»,  а в остальных словах – «е».

-Лишнее слово  «петух», т.к. в нём два слога, а в остальных словах- три.

Вариантов ответов может быть несколько.

   Таких приёмов очень большое количество, главная цель – сделать повторение разнообразным. На данном этапе учитель   использует максимальное количество приёмов.

Третий этап - «творческое повторение».

Обычно   проводится в конце темы или четверти. Здесь мы работаем с ранее изученными словами, поэтому роль учителя – направляющая. Цель -  активизировать детей к работе.

Здесь можно попросить детей составить текст, используя максимальное количество изученных словарных слов. Например, рассказ на тему «Деревня». Общий объём текста оговаривается на уроке. Далее даётся определённое время. Можно провести работу в группах по 4-5 человек.

 Вот  образец такого рассказа, составленный учениками 2 класса.

   Ярко светит солнце. В деревне наступило утро. На берёзе и ольхе ветер шумит листочками. Мычит корова. Закукарекал петух. Весело залаяла собака Жучка. Ребята быстро бегут на улицу.

Рассказ, составленный учениками 4 класса.

 К кассе подошёл подозрительный человек. Он купил два билета на поезд, который  шёл на восток. Потом он быстро шёл  к вагону. Подмышкой у него был портфель.  Вдруг портфель раскрылся, там лежали   телефон, тетрадь, карандаш. 

 Ещё один вид обобщения - «коллаж». Детям даётся задание по секрету друг от друга нарисовать картинку  к словарному слову, в котором нужно запомнить букву «а».

Все рисунки  учитель наклеивает на большой лист, который вывешивается на доске.

Задача класса - найти и записать словарные слова.   

Интересны загадки, составленные самими детьми.

Большой, а не слон.

Коричневый, а  не шоколад.

Любит мёд, а не пчела.

Кто это? (медведь)

    Одним из  самых интересных видов работы является проект. В ходе беседы  с детьми после словарного диктанта учитель выясняет, какие слова наиболее трудны для запоминания. Далее ставится вопрос: «А  что сделать, чтобы  легче и лучше их запомнить?»

Дети говорят, что нужно повторить, но  сделать это в интересной форме.

Совместно формируется план работы над словами

  1. Слово, его лексическое значениеи однокоренные слова
  2. Рисунок (если возможноассоциативный) или ребус
  3. Пословицы, поговорки
  4.  
  5. Интересные факты по теме или названия книг, где есть данное слово

После этого дома выполняется работа по плану.

После того как каждый защищает свой проект, работы вывешиваются в классе. Дети с удовольствием рассматривают их, таким образом,  повторение происходит   исподволь,

     Как показывает практика, работа  над словарными словами, проводимая в данной системе,  вызывает  интерес учащихся, способствует  успешному запоминанию слов в разнообразных формах, повышает грамотность.  Овладение словарным составом языка является важнейшим  условием освоения учащимися родного языка в целом: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»