Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Синонимы и антонимы

Обобщение знаний
Чаус Наталья Владимировна
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты: 
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
 
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.

Работайте старательно,
Слушайте внимательно!
 
- Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите: число, классная работа.
- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.  (Осень.)
- Назовите осенние месяцы.
- Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
- Как называется это явление природы? Листопад
К нам в класс залетело несколько осенних листьев.
У нас на доске вы видите листочки, но они  с заданиями от Осени.
Листья каких деревьев на доске?
2. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
презентация
(слайд 1)
Словарь: С..нтябрь,  ..ктябрь, 
н..ябрь, ур..жай, б..рёза, вет..р,
в.. р.бей, в.рона, ябл..ко
 (слайд2)
- Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.) - Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока? 
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
 
3.Актуализация знаний.
Поиграем в игру, но прежде чем в нее играть, нужно правило сказать
- Что имеет каждое слово? Лексическое значение
- Что означает лексическое значение слова?
Слайд 3
- А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
- Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
- Когда вы употребляете слово здравствуй?
- Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
слайд 4
- Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.) - Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
- Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются такие слова? (Антонимы.)
- Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
- Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
слайд 5
- Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.) - Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Для чего нужны синонимы в речи?
( Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.)
- Для чего нужны антонимы в речи?
(Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.)
Слайд 6
Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Нужно подбирать близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирать противоположные по смыслу слова - антонимы.)
Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь … (низко). 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
 
Слайд 7
физминутка
   По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
 
Слайд 8
4.Обобщение и систематизация знаний.
- Дополните предложения антонимами и запишите их.
Дерево высокое, а куст …(низ/ский).
Чай горячий, а мороженое …(хо/алодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
 
Слайд 9
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Замените подчеркнутые слова на антонимы и запишите предложение в тетрадь.
Птицы прилетели на север.
Слайд 10
 Птицы улетели на юг
К слову «Улетели» поберите синонимы – упорхнули, умчались, исчезли.
Спишите предложение и найдите грамматическую основу.
- Что составляет грамматическую основу?
- Как найти подлежащее? Сказуемое?
Распространенное или нераспространенное предложение? Почему?
 
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция-
Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:  (слайд 11)
Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Чему научились на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Для чего нужны антонимы в речи?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»