Урок русского языка в 1 классе
Заглавная буква в именах собственных
Соколова Ирина Вячеславовна
УМК «Перспектива»Педагогические технологии: работа в парах, работа в группах, игровые технологии.
Основные цели:
- Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
на письме.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: музыкальное сопровождение, презентация, карточки, компьютер,
Форма урока: урок-закрепление изученного материала.
Ход урока:
(Слойд №2)Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности , организовать внимание, обеспечить положительный настрой на урок.
На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте. И я вам дарю своё солнышко.
Послушаем отрывок из стихотворения детской писательницы А.Л. Барто «Верёвочка» (Аудио, читает учитель или ребёнок рассказывает)
Какое хорошее весеннее стихотворение. Вы внимательно слушали? Название какого города прозвучало? (Москва). Москва – это столица, главный город нашей страны. (Слайд Как записано это слово? С заглавной буквы. А почему? Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Заглавная буква».
Приготовьтесь работать в парах. (Слайд 5)
Вспомним правила работы в парах.
У вас на партах лежат карточки. Мы будем составлять схему слова «Москва». Приготовьте цветные карандаши. Какие обозначения звуков мы знаем? (Картинки на слайде).
Произнесём слово по слогам. Сколько в нём слогов? (2 слога). (Слайд 6)
Позовём слово, узнаем ударный слог. Ударение падает… Как называются остальные гласные в слове? (Безударные). Составьте схему слова.
К доске…
(Слайд 7) Молодцы, ребята. Откроем прописи. Запишем отрывок из стихотворения А.Л.Барто. Весна, весна на улице… В какой части предложения встретилась заглавная буква? Почему? ( Начало предложения).
(Слайд 8) Весна это такое время года, когда оживает природа, прилетают птицы и даже медведь просыпается в берлоге. Да и людям после долгой зимы хочется петь, танцевать и сочинять стихи. Рассмотрите картинки в прописи. А чем заняты ребята весной?
НИНА ПОЁТ.
БОРЯ РИСУЕТ.
ЛЕНА ПРЫГАЕТ. Запишем предложения. На что нужно обратить внимание? Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения.
(Слайд 9) А теперь посмотрим чем занялась девочка Мила? Что это у неё в руках?. Что она делает? Составим предложение.
МИЛА ШЬЁТ ИГЛОЙ. Какие слова запишем с заглавной буквы? Вывод
(Слайд 10) Посмотрите на этих девчонок. Их зовут Вера и Катя. Про них часто говорят «Вера с Катей, как нитка с иголкой». Когда так говорят? А действительно они похожи на нитку с иголкой? Всегда вместе. Какое слово пропущено? (дружат). Поищите газами своих друзей в классе. У вас тоже так бывает? Обведите предложение по серому фону. Запишите слово, которое пропущено. Какие слова написали с заглавной буквы? Почему? ПРОВЕРКА
(Слайд 11) ФИЗМИНУТКА
(Слайд 12) Отгадайте загадку, произнесите в конце хором букву.
Баран, баран, зачем баран,
Ты сильно стукнул в барабан?
Играл бы лучше на трубе,
Учил бы с нами букву ... Б
(Слайд 13) Вспомним написание заглавной буквы б.
(Слайд 14) Переходим на следующую страницу прописи, напишите заглавную букву Б.
Отгадайте загадку. Без чего человеку прожить нельзя? Без имени. Почему так говорят? А как вас зовут ласково дома? А полное имя? Ф фамилия? А как человек получает фамилию? А отчество?
Прчитайте слова в прописи. БОРЯ БОРИС. А как будет звучать отчество человека, у которого папу зовут Борис? БОРИСОВИЧ. Запишите письменно с заглавной буквы.
А теперь запишите своё имя и свою фамилию.
(Слайд 15) Сейчас мы будем составлять слова. Чтобы составить слово мне понадобятся помощники. Ребята, а ведь животные тоже не могут жить без имени, то есть без клички. Смотрите, какой кот пожаловал к нам на урок. Прочитаем. Что интересного заметили в записи? Почему?
(Слайд 16) Животным часто дают клички по их внешнему виду: по окраске, по повадкам. Кстати, так раньше было и у людей.
(Слайд 17) Как вы думаете, а какие клички можно дать этим замечательным кошкам и котам? Почему именно эти клички?
(Слайд 18) Прочитайте слова в прописи – печатный шрифт.
Белок, белянка, белый. Что общего между ними? Все от слова БЕЛЫЙ. Белок яйца, белого цвета предметы.
(Слайд 19).БЕЛКА Даже слово белка, ребята, имеет необычное происхождение.
(Слайд 20) Прочитаем предложение. Как вы думаете, какого цвета шерсть у собаки Бориса? Прочитаем поговорку. Обведите по серому фону. Приготовьтесь писать под диктовку. У ТАНИ КОТ РЫЖИК.
Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в предложении? Какие слова напишем с заглавной буквы? Почему? Как напишем слово РЫЖИК. Скажите правило. Пишем, диктуя себе по слогам. ПРОВЕРКА
(Слайд 21, 22) Домашнее задание.
( Слайд 23) Итог урока. Рефлексия.