Методическая разработка урока
Имя числительное
Федорова Юлия Олеговна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ школы №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Вид урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи – именем числительным.
Задачи урока:
Образовательные:
1. дать представление учащимся об имени числительном как части речи, его роли в русском языке;
2.формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи;
3.актуализировать знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
4.продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие:
1.развивать устную и письменную речь учащихся;
2.совершенствовать культуру речи учащихся;
3.развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы;
4.формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные:
1.воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность в работе, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
2.формировать интерес к изучению русского языка.
Коррекционные:
1. корректировать эмоционально-волевую и познавательную сферу детей.
Планируемые результаты:
1. Предметные: различать имена числительные по вопросу и по обобщённому значению.
2. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; наблюдать за объектом в соответствии с поставленной задачей; делать выводы на основе наблюдений.
3.Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Учебник «Русский язык. 2 класс». Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Карточки с таблицей, карточки-помощницы.
Смайлик для рефлексии.
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи – именем числительным.
Задачи урока:
Образовательные:
1. дать представление учащимся об имени числительном как части речи, его роли в русском языке;
2.формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи;
3.актуализировать знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
4.продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие:
1.развивать устную и письменную речь учащихся;
2.совершенствовать культуру речи учащихся;
3.развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы;
4.формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные:
1.воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность в работе, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
2.формировать интерес к изучению русского языка.
Коррекционные:
1. корректировать эмоционально-волевую и познавательную сферу детей.
Планируемые результаты:
1. Предметные: различать имена числительные по вопросу и по обобщённому значению.
2. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; наблюдать за объектом в соответствии с поставленной задачей; делать выводы на основе наблюдений.
3.Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Учебник «Русский язык. 2 класс». Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Карточки с таблицей, карточки-помощницы.
Смайлик для рефлексии.
№ п/п |
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Создание атмосферы доброжелательности, открытости, учебной мотивации | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе пожелаем друг другу успехов, хорошего настроения и приступим к работе! Желаю вам удачи на уроке! -Посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Когда он появляется? -А как мы узнаём новое, делаем открытия? -Что мы можем исследовать на уроках русского языка? Совершенно верно. Вот и сегодня на уроке мы будем исследовать, делать открытия. |
Проверка готовности к уроку. Включение в работу. Отвечают (Почемучка) Отвечают, предполагают (когда нам предстоит узнать что-то новое, сделать какое-то открытие…) Отвечают (наблюдаем что-то, сравниваем, исследуем). Отвечают (слова, словосочетания, предложения и т. д.) |
||||||||||||||||
2 | Минутка чистописания | Развитие тонкокоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти. | -Проведём минутку чистописания. Пальчиковая гимнастика Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Сочетание –оло-. (слайд 2) -Пропишем это сочетание. |
Выполняют пальчиковую гимнастику (вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают), размышляют, анализируют, записывают по образцу в тетради. | ||||||||||||||||
3 | Словарная работа | Знакомство с новым словарным словом, развитие орфографической зоркости Развитие внимания, мышления, речи |
А сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите внимательно на (слайд 3), если мысленно убрать все гласные буквы А в данной цепочке. АВАОАСАЕАМАЬА -Это новое словарное слово, которое научимся записывать правильно (слайд 4). -Что такое восемь? -Произнесите слово восемь по слогам, определите ударный слог. Назовите безударные гласные, которые надо запомнить. |
Смотрят, размышляют, отвечают, записывают. |
||||||||||||||||
4 | Актуализация знаний. Постановка проблемы | Естественно и непринуждённо вспомнить и закрепить имеющиеся знания, сформулировать цели и задачи нового урока | -Вспомните, на какие большие группы можно разделить все слова русского языка? -Как, по каким признакам мы определяем, какой частью речи является данное слово? -Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете и какими признаками они обладают? А теперь приступим к нашему исследованию! Прочитайте слова на доске: кот, первый, бежит, красивый, школа, пять, дети, хороший, учится. Теперь распределите слова в своей таблице в зависимости от вопроса, от того, что обозначает и к какой части речи относится (работа в парах).
-Все ли слова оказались выписанными? Почему? |
Отвечают на вопросы учителя. Читают, размышляют, анализируют, записывают, выполняют взаимопроверку. Отвечают (Нет. Не подходят под известные нам признаки следующие слова: первый, пять). |
||||||||||||||||
5 | Организация «открытия» нового знания | Активизация мыслительной деятельности, развитие внимание | Запишем их в тетрадь. Зададим вопрос. Первый (который?) Пять (сколько?) -Что обозначают эти слова? Мы выделили группу слов, новую для нас, с новым значением, у которой свои особенные вопросы. Пришло время приоткрыть тайны языка (учебник стр.60). Прочитайте самостоятельно правило, что вы узнали о наших словах? Как они называются? Какая у них особенность? Сформулируйте тему урока. Учитель открывает запись на доске: «Имя числительное». А что мы должны узнать об имени числительном? (слайд 5)
|
Читают, размышляют, анализируют, предполагают, обсуждают, формулируют тему урока (имя числительное). | ||||||||||||||||
6 | Физкультминутка | Создание условий для разгрузки учащихся, снятие мышечного напряжения, усталости | -А сейчас давайте немного отдохнём, я буду читать стихотворение, а вы выполняйте те движения, о которых в нём говорится, договорились? Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко! |
Встают около своих парт и выполняют движения. | ||||||||||||||||
7 | Первичное закрепление | Развитие внимания, мышления | Мы можем подвести некоторые итоги нашего исследования: Что такое имя числительное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? По мере ответов заполняется запись (слайд 6, 7, 8). |
Рассматривают стр.60 учебника, ищут ответ на вопросы учителя. |
||||||||||||||||
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Самостоятельное решение типовых заданий, применение теоретических знаний на практике; проверить, усвоен ли новый материал, закрепить полученные знания | 1) Откройте учебники на стр. 59 упр. №103. Прочитайте задание. -Вам будет легче справиться с заданием, если вы выполните это упражнение в парах. Проверка задания (слайд 9). -Кому было трудно? -Кто не допустил ни одной ошибки? -Молодцы! -А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Слушая считалку С. Маршака вы будете хлопать в ладоши, когда услышите имя числительное. Раз, Два, Три, Четыре, Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире Великан живёт у нас. |
Читают, размышляют, самостоятельно выполняют упражнение с последующей проверкой по карточке-помощнице, делают вывод. Слушают, хлопают в ладоши. |
||||||||||||||||
9 | Формирование системы знаний | Закрепление полученных знаний, развитие самостоятельности | Выполним ещё одно упражнение из учебника (стр. 59 упр.№104). Составьте и запишите ответы на любые три вопроса. Укажите над именами числительными их сокращённое обозначение: числ. Расскажите друг другу, что вы узнали об имени числительном. -Кто хочет попробовать рассказать правило для всего класса? |
Читают, размышляют, самостоятельно выполняют упражнение с последующей проверкой, рассказывают соседу по парте. Желающие рассказывают правило. |
||||||||||||||||
10 | Домашнее задание | Повторение и закрепление полученных знаний, развитие самостоятельности | Даёт домашнее задание и краткие рекомендации по его выполнению. Составить и записать в тетрадь 3 предложения с именами числительными. |
Записывают д/з, слушают рекомендации учителя. | ||||||||||||||||
11 | Итог урока. Рефлексия | Узнать, что заинтересовало учащихся на уроке и проверить полученные знания | Что на уроке было нового? Интересного? Трудного? Что осталось непонятным? Вернёмся к вопросам (слайд 10).На все ли вопросы мы получили ответы? Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам? Подводит итог урока, оценивает работу учащихся. Молодцы! (слайд 11) Перед вами смайлики, если у вас по теме урока остались вопросы, то вместо носа нарисуйте вопросительный знак, если все понятно, то восклицательный знак. Если у вас настроение веселое, то нарисуйте улыбку, если нет, то грустный ротик (прикрепляют смайлики на доску). На этом наш урок окончен. До свидания. |
Размышляют, предполагают, анализируют, отвечают. Получилось … Понравилось … Рисуют смайлик Прикрепляют смайлик на доску. |