Методическая разработка урока во 2 классе
Предлог как часть речи
Бараусова Светлана Олеговна,
учитель начальных классовГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель начальных классовГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Вид урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные:
1. дать представление учащимся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;
2.учить писать предлоги отдельно от других частей речи;
3.актуализировать знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
4.продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие:
1.развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость;
2.совершенствовать культуру речи учащихся;
3.развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы;
4.формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные:
1.воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность в работе, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
2.формировать интерес к изучению русского языка.
Коррекционные:
1. корректировать эмоционально-волевую и познавательную сферу детей.
Планируемые результаты:
1. Предметные: узнавать предлоги среди других слов в предложении; составлять предложения с предлогами.
2. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; наблюдать за объектом в соответствии с поставленной задачей; делать выводы на основе наблюдений.
3.Личностные: проявлять интерес к русскому языку.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Учебник «Русский язык. 2 класс». Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Рабочая тетрадь «Русский язык. 2 класс». Канакина В. П.
Индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.
Картинки для рефлексии.
№ п/п |
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1. | Организационный момент | Создание атмосферы доброжелательности, открытости, учебной мотивации | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Я желаю вам продуктивной работы на уроке и приятного общения. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем удачи. -Все расселись по местам, никому не тесно? Я скажу вам по секрету: будет интересно! -Посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Когда он появляется? Совершенно верно. Вот и сегодня на уроке мы будем исследовать, делать открытия. |
Проверка готовности к уроку. Включение в работу. Отвечают (Почемучка) Отвечают, предполагают (когда нам предстоит узнать что-то новое, сделать какое-то открытие…) |
||||||||
2 | Минутка чистописания | Развитие тонкокоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти. | -Проведём минутку чистописания. Пальчиковая гимнастика Пять воробьёв на заборе сидели Один улетел, а четыре засели И пели, пока не сморила усталость. Один улетел - и их трое осталось. Сидели вдвоём и немного скучали. Один улетел и их двое осталось. Попели, напелись, и вдруг разлетелись. -Какое словарное слово встретилось в стихотворении? -Какая орфограмма в слове воробей? (слайд 2) (-оро-) Сочетание –оро-. (слайд 3) -Пропишем это сочетание. |
Выполняют пальчиковую гимнастику, размышляют, анализируют, записывают по образцу в тетради. | ||||||||
3 | Словарная работа | Повторение и закрепление письма словарных слов, развитие орфографической зоркости Развитие внимания, мышления, речи |
А сейчас давайте вспомним изученные словарные слова. -Эта… мычит у сарая (слайд 4) -Эта… с сыром на ели (слайд 5) -Этот… чирикает громко (слайд 6) -Эта… трещит на заборе (слайд 7) На экране (слайд 8, 9) Корова луг Ворона дерево Воробей гнездо Сорока небо -А теперь давайте соединим по смыслу слова словарные со словами 2 столбика. |
Записывают столбиком слова. Находят лишнее слово, объясняют. Соединяют по смыслу словарное слово с именем существительным. |
||||||||
4 | Актуализация знаний. Постановка проблемы | Естественно и непринуждённо вспомнить и закрепить имеющиеся знания, сформулировать цели и задачи нового урока | -Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. -А сейчас я предлагаю записать моё предложение: Чёрная корова у реки на лугу жуёт траву. -Какие части речи вы заметили в этом предложении? А как вы это определили? Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол? -А какие слова ещё есть в предложении? (у, на) -Что это за слова? На какие вопросы отвечают? Для чего служат? |
Составляют своё предложение. Записывают предложение и находят знакомые части речи. Отвечают на вопросы учителя. | ||||||||
5 | Организация «открытия» нового знания | Активизация мыслительной деятельности, развитие внимание | Мы выделили группу слов, новую для нас. Пришло время приоткрыть тайны языка (учебник стр.109). Прочитайте самостоятельно правило, что вы узнали о наших словах? Как они называются? Какая у них особенность? Сформулируйте тему урока. Предлог А что мы должны узнать о предлоге?
|
Читают, размышляют, анализируют, предполагают, обсуждают, формулируют тему урока. | ||||||||
6 | Физкультминутка | Создание условий для разгрузки учащихся, снятие мышечного напряжения, усталости | -А сейчас давайте немного отдохнём, я буду читать стихотворение, а вы выполняйте те движения, о которых в нём говорится, договорились? Мы сейчас все дружно встанем Отдыхать, как зайки, станем… Вправо, влево повернись, Наклонись и подтянись. Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! |
Встают около своих парт и выполняют движения. | ||||||||
7 | Первичное закрепление | Развитие внимания, мышления | В русском языке существует огромное множество предлогов. (Слова к, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о, около, об, за – предлоги). Мы встречаемся с ними в нашей речи постоянно. Попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет). Вывод: Предлоги – это часть речи, к ним нельзя задать вопрос и они не изменяются. А вот для чего служат предлоги в нашей речи? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос, когда выполните задание (работа в парах). У детей на столах разрезанные слова: Дети катаются … санках … горы. -Составьте предложение из слов. Почему не получается? Возьмите из конверта предлоги, теперь удалось? Какой вывод можно сделать? Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении. Слайд 10. -Запишите предложение, подчеркните предлоги. |
Рассматривают стр.109 учебника, ищут ответ на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении гипотез. Составляют предложение из разрезанных слов, делают выводы. |
||||||||
8 | Повторение пройденного | Самостоятельное решение типовых заданий, применение теоретических знаний на практике; проверить, усвоен ли новый материал, закрепить полученные знания | 1) Откройте учебники на стр. 109 упр.№186.Прочитайте задание. -Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги. Проверка задания (слайд 11) 2) Разноуровневые задания ( по выбору): 1- работа на карточках: найти и подчеркнуть предлоги в тексте. Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят. У Алёши теперь полная корзина с грибами. 2 – в рабочей тетради вставить подходящие предлоги (стр. 53 упр.№114) 3 – составить и записать в тетрадь 2 предложения с предлогами. Проверка. Тест: 1.Предлог – это… А) звук Б) слово 2. К предлогу можно задать вопрос? А) нет Б) да 3.Предлог служит для… А) уточнения направления, места расположения предметов Б) связи слов в предложении 4. Сколько предлогов в предложении? Маша с Мишей весело играли в прятки. А) 2 Б) 1 Проверка по образцу (работа в паре) (слайд 12) |
Читают, размышляют, самостоятельно выполняют упражнение с последующей проверкой, делают вывод. Выбирают задание, выполняют его, проверяют по образцу. Выполняют тест на приготовленных листочках, проверяют правильность ответа у соседа по образцу, оценивают. |
||||||||
9 | Домашнее задание | Повторение и закрепление полученных знаний, развитие самостоятельности | Даёт домашнее задание и краткие рекомендации по его выполнению. Д/з по уровням: 1- работа по карточке: найти и выписать предлоги из текста. Никита пошёл в лес за ягодами. На полянке было много земляники. У Никиты теперь полная корзинка с ягодами. 2 – в рабочей тетради составить по любому рисунку предложение и записать его (стр.52 упр.№113) 3 – составить и записать в тетрадь 2 предложения с предлогами. |
Записывают д/з, слушают рекомендации учителя. | ||||||||
10 | Итог урока. Рефлексия | Узнать, что заинтересовало учащихся на уроке и проверить полученные знания | Что на уроке было нового? Интересного? Трудного? Что осталось непонятным? Вернёмся к вопросам. На все ли вопросы мы получили ответы? Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам? Подводит итог урока, оценивает работу учащихся. Перед вами картинки: солнышко, облако, капелька. Выберите картинку: Солнышко - всё понятно. Облако - понятно не всё. Капелька - ничего не понял. Приклеиваем на лист и смотрим, какая у нас получилась картинка: солнечная или дождливая. На этом наш урок окончен. До свидания. |
Размышляют, предполагают, анализируют. Получилось … Понравилось … Отвечают |
Список литературы:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 кл. учебник – М.: Просвещение, 2013.
2. Канакина В. П. Русский язык. 2 кл. рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2013.