Тема: Как переносить слова с одной строки на другую?
Класс: 2
Предмет: русский язык |
Тип: открытие нового знания
Программа: школа России |
Цель урока: создать условия для открытия правила и использования умения переносить слова с одной строки на другую |
Задачи:
- сформировать умение переносить слова с одной строки на другую;
- развивать умение делить слова на слоги;
- развивать умение оценивать свои достижения по изучаемой теме. |
Планируемые результаты |
Предметные:
- делить слова на слоги
- определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую
- переносить слова по слогам
|
Метапредметные:
- представлять правила в виде схем, рисунков, условных обозначений
- выражать свои мысли в соответствии с задачами урока
- анализировать собственную работу и проводить самоанализ и самооценку
- применять изученные правила на практике
- планировать решение учебной задачи
|
Личностные:
- осознавать достижения и корректировать недостатки в учебной деятельности
- развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения
- проявлять самостоятельность в выборе деятельности и понимать смысл действий самооценки
- воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной
|
Ресурсы урока: Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник «Русский язык», 2 класс, часть 1; рабочая тетрадь «Русский язык», 2 класс, часть 1; рабочая программа; электронное приложение к учебнику. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
УУД |
Мотивация познавательной деятельности |
- Предлагает проверить готовность к уроку. Открыть тетради, записать число, классная работа.
- Предлагает посмотреть на образец выполненной работы (на доске отсканированный образец) [1].
- Просит прочитать, определить жанр, объяснить смысл пословицы на выбор.
- Предлагает учащимся оценить работу, выдвинуть свои способы исправления недочётов.
- Спрашивает, чему хотят научиться, чтобы не допускать таких ошибок.
|
- Проверяют готовность к уроку.
- Читают, определяют жанр, объясняют смысл пословицы.
- Анализируют образец работы, делают вывод, выдвигают свои предложения по исправлению недочётов.
- Высказывают свою точку зрения.
|
- самостоятельно формулируют
проблему, анализируют причины
её существования
|
Актуализации необходимых знаний |
- Спрашивает, какие правила переноса уже знакомы, как знак переноса записывается в тетради.
- Создаёт проблемную ситуацию: предлагает отгадать загадки, записать отгадки в 1 столбик, разделяя слово на слоги. А во 2 столбик записать эти слова, разделяя их для переноса. Если дети испытывают затруднение переноса, предлагает это слово пока не записывать.
Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает.(Во-ро-бей)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.(Бе-ре-за)
Никто не пугает, а вся дрожит.(Оси-на?)
Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.(Коньки ?)
Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык?)
Самая большая страна на земле,
В которой есть Кремль, стоящий в Москве.(Рос-сия?)
Изучает его каждый ребенок,
Познает его просто с пеленок.
Ведь общаться нам надо всегда,
В Росси нет главней этого языка.( рус-ский?) |
- Уточняют известные сведения по теме урока.
- Записывают слова, вспоминают правописание словарных слов.
- Выполняют задание, опираясь на личный опыт.
- Выполняя работу, приходят к выводу, что недостаточно знаний для выполнения переноса некоторых слов.
|
- осознают своих возможностей
|
- Предлагает определить учебную задачу.
- Предлагает заполнить лист самооценки, который лежит у детей на столе.[2]
|
- Формулируют тему, учебную задачу урока.
- Анализируют свои знания по теме.
|
- самостоятельно определяют
учебную задачу |
Организация познавательной деятельности |
- Организует практическую работу в группах: с помощью выданных карточек [3] и на их основе предлагает смоделировать правила переноса по группам по плану:
-прочитать слова первой строчки, разделить на слоги,
-прочитать слова второй строчки, посмотреть, как они разделены для переноса, сделать вывод,
-сформулировать правило переноса данной группы слов,
-изобразить правило схематически на альбомном листе (индивидуально), используя знаки, условные обозначения,
- выбрать в группе лучшую схему,
-подумать, кто будет представлять результаты работы группы у доски.
* Формы моделирования: схема, график, рисунок и т. д.
1 группа - правило переноса по слогам, правило одной буквы
( пень, осень, ёж, края, верба, стаканы).
2 группа- правило переноса слов с ь и ъ в середине слова: (пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд)
3 группа- правило переноса слов с Й в середине слова: ( зайка, лейка, чайка, змейка, чайник)
4 группа- правило переноса с двойными согласными: ( аллея, суббота, тонна, Алла).
- Предлагает повторить правила работы в группах.
- По окончании работы советует походить и посмотреть результаты других групп.
- Помогает составить алгоритм выступления представителя группы. [4]
- Организует выступления учащихся, советует составленные
схемы крепить к доске.
- Предлагает проверить правильность выводов по учебнику на с.71 упр.107.
|
- Работают в группах: делят слова на слоги, анализируют, формулируют правило, выбирают способ представления правила.
- Вспоминают правила работы в группах.
- Знакомятся с результатами работы других групп.
- Планируют выступление.
- Формулируют правило, опираясь на схему, приводят примеры.
- Записывают по 1 примеру на правило в тетрадь.
- Читают и анализируют правила в учебнике, соотносят со своими выводами.
|
- используют знаки, символы, создают и преобразуют модели для выполнения учебной задачи
- взаимодействуют со всеми членами группы, исходя из требований учебной задачи, отстаивают свою точку зрения, обсуждают предложенные идеи
- формулируют выводы на основе полученной информации
- сравнивают свои выводы с информацией в учебнике
|
Закрепление и включение в систему знаний |
- Спрашивает, с чего начали урок. Достаточно ли знаний, чтобы вернуться к незавершённой работе.
- Организует работу на с.71 упр.108, предлагает выбрать форму работы - индивидуально или в паре. Взаимопроверка.
- Организует игру, используя электронное приложение к учебнику (фронтально).
- Организует контрольно-оценочную деятельность учащихся:
выполнить самостоятельно в рабочих тетрадях упр.65 на с. 31 в рабочих тетрадях.
- Помогает осуществить самопроверку [5], самооценку.
- Предлагает ознакомиться с домашним заданием, упр.66 на с.31 в рабочей тетради.
|
- Включают новые знания в систему знаний, записывают пропущенные слова, объясняют правила переноса.
- Определяют форму работы.
- Выполняют задание с помощью учебника, выполняют взаимопроверку.
- Работают на интерактивной доске, повторяют правила переноса.
- Выполняют задание самостоятельно с самопроверкой (по образцу) и самооценкой с помощью приема "светофор".
- Читают, при необходимости задают уточняющие вопросы.
|
- осуществляют взаимопроверку
- индивидуально работают у доски
- определяют
причины затруднений,
анализируют допущенные ошибки и причины их возникновения
|
Рефлексия учебной деятельности |
- Предлагает определить практическую значимость полученных знаний.
- Возвращается к листу самооценки, предлагает оценить свои достижения. [2]
|
- Обсуждают учебный материал урока, оценивают его практическую значимость.
- Анализируют лист самооценки, проведя сравнительный анализ результатов.
- Планируют дальнейшую деятельность.
|
- высказывают свою точку зрения
- определяют возникающие затруднения и вносят коррективы с целью их устранения
|