Урок-игра по русскому языку во 2 классе
Правописание глаголов с частицей "НЕ"
Антипова Надежда Николаевна
Цель урока: Развивать умение правильно употреблять и писать частицу НЕ с глаголами.Ход урока.
1.Учитель. Урок с игры я начинаю, всех в части речи превращаю.
Первый ряд – существительные, второй ряд – прилагательные, третий ряд – глаголы.
Защищайте себя, уважаемые Части речи. Составьте рассказ о себе в виде текста-рассуждения.
Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место займет глагол.
Незнайка, зная, что у нас в школе неделя Светофора, составил такое предложение о светофоре:
Кто меня признает,
Тот в беду попадет.
Все ли правильно сделал Незнайка. Дети объясняют, что Незнайка пропустил частицу НЕ.
Выясняется, какой смысл вносит частица НЕ и как пишется с глаголом.
2.Определение темы урока. Появляется Гном. В правой руке у него частица НЕ, в левой – карточка «глагол». Гном говорит:
Дружит НЕ с глаголом?
- НЕТ! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал.
Между ними интервал.
Дети читают стихотворение, движениями рук показывают интервал между глаголом и частицей НЕ. Дети записывают загадку о светофоре.
Кто меня признает,
Тот в беду не попадет.
Проверка написанного.
Светофор дает мудрые наставления, но Незнайка как всегда, все перепутал. Чтобы беду предотвратить, Незнайку будем мы учить. Составим памятку пешехода для Незнайки. Перед вами правила светофора (у каждого ребенка плакат с правилами дорожного движения), они написаны в утвердительной форме, а вы должны изменить текст или составить свой, чтобы смысл в нем был отрицательный, чтобы были глаголы с частицей НЕ на тему: «Не шали на улице». Проводится орфографическая подготовка перед записью трудных слов, проверяется, предупреждается написание безударных гласных в корне. Проверка самостоятельной работы.
3.Физкультминутка.
Красный свет – хода нет.
Желтый цвет – не снят запрет.
Зеленый горит: «В добрый путь», - говорит.
4.Учитель сообщает, что зеленая улица привела класс на поляну пословиц. Игра: «Добавь слово». Дети добавляют нужное по смыслу слово, глагол.
Друзей и водой …(не разольешь).
Без беды друга …(не узнаешь).
Дружбу на деньги …(не купишь).
Дружбой дорожи, забывать …(не спеши).
Хорошие друзья в беде …(не оставят).
Новых друзей наживай, а старых …(не теряй).
О чем эти пословицы? Как вы их понимаете? Нужно следовать этим мудрым советам. Задание: записать глаголы с частицей НЕ из этих пословиц. Проверка.
5.Учащимся предложен текст.
Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал устные объяснения, выполнял письменные работы.
Учащиеся доказывают, что это текст, и озаглавливают его. Но перед ними стоит главная задача: изменить текст, используя частицу НЕ с глаголами. Что могло случиться с Ильей? (мог заболеть) Может ли концом текста быть такое предложение – Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей?
Учащиеся должны выполнить творческое задание, из пословиц выбрать такую, которая могла бы быть названием этого текста. У ребят получается такой текст:
Хорошие друзья в беде не оставят.
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе. Не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом не шагал по необъятным просторам неизвестного. Не давал устные объяснения, не выполнял письменные работы. Илья заболел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли, подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
Проверка написания трудных слов.
6.Итог урока.