Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка во 4-м классе

Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи

Анпилогова Наталия Викторовна

Цель:  Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”
Задачи:
  • Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы.
  • Развивать речь.
  • Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами
  • Воспитывать культуру речи.
Оборудование: карточки, учебник, использование компьютера (Приложение 1)
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый
 
                                                            Ход урока.
Организационный момент.
Постановка задачи урока.
Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока.
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
Учитель: Догадались? Какая тема нашего урока?
Дети: Тема нашего урока – фразеологизмы. /Рисунок 1/
Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Устная работа.
Учитель.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети: задирать нос – гордиться
водить за нос – обманывать
клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.
Работа с учебником.
Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из учебника (выразительное чтение).
 Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
(По Л. Успенскому)
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?
Дети: Это чурбанчики из липового дерева.
Творческая работа.
Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.
Весь день Глеб бездельничал /Рисунок 2/
  • Назовите орфограммы.
  • Найдите и подчеркните основу предложения.
  • Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.
Проверка. /Рисунок 3/
Весь день Глеб бил баклуши.
Весь день Глеб сидел сложа руки.
Весь день Глеб собак гонял.
Весь день Глеб лодыря корчил.
Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.
Выборочное списывание. Работа с текстом.
Учитель: А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Учитель: Найдите 10 фразеологизмов. Выпишите их. Проверка /Рисунок 4/
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Физминутка.
Учитель:
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
 
Тест.
Учитель:
“О каком человеке говорят?..”
У него денег куры не клюют:
а) бедный; б) богатый.
Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий; б) робкий.
Он звёзд с неба не хватает:
а) умный; б) глупый.
У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный; б) надёжный.
Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый; б) бедный.
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву. /Рисунок 5/
Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Ученик:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Выполним упражнение
  • Болтлива как...
  • Нем как...
  • Хитёр как...
  • Труслив как...
  • Надут как...
  • Изворотлив как...
  • Упрям как...
  • Колючий как...
Проверка /Рисунок 6/
Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.
Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?
Игра “Собери по три”.
Учитель:
Поиграем в игру “Собери по три”
К фразеологизмам нужно подобрать антонимы и синонимы.
Вспомним, что такое синонимы и антонимы.
На доске карточки:
К доске выходят 6 учеников:
Первая группа
Вторая группа
Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Ученик:
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” /Рисунок 7/.
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
Итог урока. Чистописание. /Рисунок 8/ (Работа с дидактическим материалом к урокам чистописания)
Учитель: И наш урок русского языка мы закончим минуткой красивого письма.
Конкурс “Творческий”
Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов.
Конверты с заданиями:
  1. совать нос; ломать голову;
  2. точить зуб; хоть глаз выколи;
  3. держать ухо востро; с гулькин нос;
  4. язык плохо подвешен; набраться терпения.
IV. Подведение итогов соревнования.
Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более ёмкой, образной, выразительной. В области изучения фразеологизмов сделано немало, но любое познание бесконечно. Мы призываем вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не кончится, но всякое новое знание обогатит вас!
 ЛИТЕРАТУРА
Оказывается, можно еще рисовать веселые картинки, используя фразеологизмы. Такие картинки, нарисованные моими бывшими учениками, когда они учились во втором классе, лежат у вас на партах. А на шкафах я прикрепила полоски бумаги с фразеологизмами. Задания для работы с ними – на отдельных листках.
1) Найдите фразеологизм для этого рисунка.
2) В словаре найдите его значение и подберите синоним.
3) Придумайте и запишите предложение, используя этот фразеологизм.
4) Обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки у соседа.
Защита групповых ответов.
Представитель группы выходит к доске и вслух проговаривает выполнение заданий.
- Кто хотел бы попробовать дома нарисовать веселые картинки, используя фразеологизмы?
Давайте вслух хором проговорим этот девиз!
Если ты повесил нос,
то заруби себе на носу,
хоть кровь из носу,
выше нос!

 
- О полюбившихся фразеологизмах давайте составим СИНКВЕЙН.
Фразеологизмы
яркие  образные    (устные орфографические)
украшают  помогают   не разделяются   (доказывают пишутся)
предложение: Русский язык богат фразеологизмами.
сочетание 
(При разборе фразеологизма ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ) –
этимологическая справка
- Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают делать на собственном носу зарубки. Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как ни странно, оно значит «памятная дощечка». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Вот такие дощечки и звались «носами».
В) - Если вместо фразеологизма можно сказать проще, зачем такие сочетания существуют в русском языке?
(Если дети не отвечают, тогда вопрос):
- Какое из предложений: с фразеологизмом или без него более яркое, выразительное?
- Что помогло ему стать таким? Конечно, фразеологизмы делают нашу речь интересной, образной.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»