Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение слов с непроверяемыми написаниями  в начальной школе

Голубева Ольга Борисовна
В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение так называемых словарных слов и строится это обучение на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Эти словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык» для 1- 4 классов и в «Рабочих тетрадях».
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.            
Один из этапов урока русского языка – словарно - орфографическая работа. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс». (Текучёв А.В.). 
Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Учителем используется немало интересных и эффективных методов работы с этими словами. Это могут быть:
- устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);
- разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;
- работа в парах, в группах, работа с карточками;
- подбор однокоренных слов и т.д.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Изучая слова с непроверяемыми написаниями в 4 классе можно убедиться в том, что правописание этих слов запоминается быстро, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 
В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ
I этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

III этап. Запись слова с «окошком».
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы школьники, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «мдведь», «плток». 
Специфическая форма  записи  слова  с  пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать. 

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова. 
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. 
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов. 
Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. 
Ознакомительная работа со словарным словом строится в следующем порядке:
• постановка цели; 
• предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы;
• орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;
• сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках, например:
Объяснение учителя    Пример записи в тетради
Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др.    Деревня – проверочное: дерево
Земляника – от «земля»; земляная ягода    Земляника – проверочное: земли
Петух – от слова «петь»; с помощью суффикса -ух    Петух – проверочное: петь
Рябина – от слова «рябой» – пестрый, покрытый пятнами другого цвета; имеющий щербины, рябины, углубления. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины)    Рябина – проверочное: рябчик
• подбор однокоренных слов;
• составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. 
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Требования к ассоциативному образу:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. 
Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков:
– по цвету,               – месторасположению,
– количеству,            – форме,
– действию,             – материалу,  
– звучанию,             – вкусу,
– назначению,         – массе и т. д.
Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:
1) записать словарное слово и поставить ударение;
2) выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;
3) выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;
4) найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;
5) изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок), и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму;
6) прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.
Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.
На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В свою работу учитель может включать домашние задания типа: «Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами».
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е». В том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («-оро-» чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко – млека, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»).
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой
Встретимся не скоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова!
                                          В. Броневский

Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
– Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
– Математика!
На чем примирились тетрадка с тетрадкой,
До нас до сих пор остается загадкой.
                                                          В. Берестов
Для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать литературный материал: стихотворения детских поэтов, фрагменты из художественных произведений для детей. 
Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование СТИХОТВОРЕНИЙ С ОПОРАМИ и РИФМОВОК-ПОДСКАЗОК. В ходе работы с подобным дидактическим материалом важно обеспечить сначала понимание детьми логики стихотворения, а затем сосредоточить их слуховую и зрительную память на запоминание правильного написания включенных в него словарных слов. Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом. Ниже, под стихотворением, выписываются столбиками словарные слова, в которых другим цветом выделяется только запоминаемая буква, то есть «очень опасное» место. 
Стихотворение или рифмовка читается сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или в тетрадь. Если словарных слов в предложенном стихотворении-опоре много, число уроков, на которых будет выделяться время для словарной работы, можно увеличить. Все зависит от уровня развития учащихся данного класса.
Важно отметить, что часто в каком-либо слове написание одной или нескольких букв приходится запомнить, а другой или других проверить. С такими словами необходимо работать больше. И чтобы не путать «опасные» и «очень опасные» места, следует подчеркивать их по-разному: первые – одной чертой, вторые – двумя (лучше для этого использовать зеленый цвет).
Стихотворения отличаются и объемом, и тематикой, и наличием словарных слов разной сложности произношения и написания, разным их количеством. Большое их количество дает учителю возможность не только варьировать ими, но и делать каждую встречу со словарем более интересной и познавательной. К тому же большинство стихотворений содержит определенный воспитательный потенциал, реализуя который учитель в ненавязчивой форме может решать на уроках задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания. Частое включение стихотворений в уроки положительно сказывается на развитии внимания и памяти учащихся, позволяет расширить словарный запас, диапазон грамотного письма детей. 
Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием учитель может использовать ПРИЕМ ЗАМЕНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ из «Словаря». 
Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» и т. д. 
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. 
Объект словарной работы – слово. Оно является сложной и многогранной единицей языка. Так,  в  каждом  слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое. 
Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу знаний, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Более рациональной является такая методика словарно-орфографической работы, когда в процессе изучения правописания слов данной категории детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса.
Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице. 
Можно классифицировать все  виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
1) фонетические упражнения;
2) словообразовательные упражнения;
3) морфологические упражнения ;
4) синтаксические упражнения;
5) упражнения лексического характера;
6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите. 
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописания однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу. 
Предлагая учащимися задания, направленные на усвоение словарных слов, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала по морфологии и орфографии. 
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. 
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Эта работа проводится для того, чтобы научить детей осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Это особенно важно во 2–4 классах, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы. 
На примере темы «Имя существительное» покажем, как проводили работу по усвоению правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Имена существительные составляют большинство словарных слов. Работу в связи с усвоением существительных с непроверяемыми написаниями в период изучения темы «Имя существительное» в 3–4 классах можно организовать в следующих направлениях:
– включение данных слов в подобранные учителем грамматико-орфографические упражнения;
– выполнение работ с использованием орфографического словаря, направленных на совершенствование грамматических знаний по изучаемой теме, а также на усвоение орфографических трудностей слов.
Часто работа с указанным учителем словарным словом выполнялась самостоятельно по плану:
1) найди слово в «Словаре»;
2) поставь ударение;
3) найди и выпиши букву, правописание которой следует запомнить;
4) поставь к слову вопрос и определи, к какой части речи оно относится;
5) запиши, с какими словами можно употреблять данное слово;
6) запиши однокоренные слова, определи их принадлежность к определенной части речи;


Необходима систематическая и целенаправленная работа над словарными словами, нужно чтобы одно и тоже слово учащийся использовал 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Поэтому, особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
2. Запишите слова, начинающие на букву р (т, м, о....)
3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
5. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
6. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных мест» в слове, т.е. орфограмм. Находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускает их. 
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. 
Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
1. От данных слов образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
3. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
4. Найдите в тексте однокоренные слова.
5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
5. Выпишите в три столбика слова из словаря: в 1-ый - слова женского рода, во 2-ой - слова мужского рода, в 3-ий –слова среднего рода.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми.
1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение. (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками - аллея).
3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания (Рисунок в книге - картинка).
4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Лексические упражнения дают возможность детям объяснить значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи»,
■     .                                                           f ■
«Одежда», «Животные» и т.д.
2. К предложенным словам подбери антонимы (весело, хорошо, девочка).
3. Назови одним словом (руководитель школы -.директор).
4. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его (автомобиль, урожай, трамвай, самолёт).
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.
Слово из словаря
При подаче нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул и тем самым оживить урок русского языка можно при помощи загадок и занимательных заданий.
Задания по типу «закончи стихотворение».
Массу в тысячу грамм 
Называют...(Килограмм)

Ты спросишь: 
«Как, дружок, живёшь?»-
Одаришь доброй вестью. 
Нас водой не разольёшь –
Всегда мы всюду...(Вместе)

Солнце выглянуло вдруг –
Стало ярким всё...(Вокруг)

Веселые припевочки 
Запели звонко...(Девочки)

Мне запомнить нужно это, 
Получив оценку «пять»: 
Как зовем мы ту часть света, 
Куда уходит солнце спать. (Запад)

В моей комнате стоит 
И к себе меня манит. 
Если вдруг устану 
Ночи ждать не стану: 
Лучше лягу я бочком 
И забудусь сладким сном. (Кровать)

Кто приходит первым в класс, 
Моет доску он для нас, 
Все растения польёт, 
Мусор с пола уберёт. 
Следит за порядком, 
Раздаёт тетрадки? (Дежурный)

Осень краску принесла 
Цвета солнца и тепла. 
Цвет тот золотистый, 
Яркий и лучистый. (Жёлтый)

Покупая марки,
Не пошёл на лекцию,
Потому что
пополнял
Личную...(Коллекцию)

Удивляется мой брат:
Бумеранг летит...(Назад)

- Ты, Серёга,  молодец! –
Похвалил меня...(отец)

Скажу тебе я: «Посмотри», 
А ты ответишь: «Не гляди». 
Скажу тебе я: «Позади», 
А ты ответь мне...(Впереди)

Он и тёплый, он и ясный, 
Денёк солнечный...(Прекрасный)
Лена с Машей возле дома 
Лук сажают в лунки.
Это всё в моем альбоме 
На моём...(Рисунке)

Подходит к дому Клава, 
А Петр свернул...(Направо)

На краю деревни дом,
Под окном смородина.
Я родился в доме том –
Это моя...(Родина)

У меня есть дружок –
Замечательный щенок. 
А с красавцем котом 
Мы подружимся...(Потом)
Образование слов
Алфавит - название получилось из сложения греческих слов альфа и бета (в произношении вита).
Берег - от индоевр. брег (высота).
Берёза - от белый. Буквально: дерево с белой корой.
Беседа - без + седа (без сиденья).
Богатый - от богъ (имущество).
Вокзал - от вокс + хал.л (Джейн Вокс - BXVIII в. владелица увеселительного заведения близ Лондона).
Воробей - от ворк (звук воркования), воробушек.
Ворона - от ворк (как и воробей).
Газета - первоначально так называли монету, за которую можно было купить газету (газета - от газа (сорока в Италии), так как на монете была вычеканена сорока).
Голубой - от голубь (цвета голубя).
Горох - от горх (тёртый).
Декабрь - от десять (в римском календаре декабрь - десятый месяц: год начинался с марта).
Деревня - от дерево. Буквально: место, очищенное от деревьев.
Дневник - от день.
Дорога - от дор (расчищенное место).
Железо - от g2/ (жель - камень, кость (по функции и сходству).
Заяц - от заи, зая - прыгун.
Календарь - от календы - первые числа каждого месяца в римском календаре, когда должники платили проценты.
Капуста - от капут (голова).
Колесо - от коло (круг, что-нибудь вращающееся).
Корабль - от кораб (лёгкое судно, лодка), родственное с кора, короб. Буквально: судно, похожее на плетеную посудину.
Лопата - от утраченного лапа (лист). Буквально: широкая как лист.
Малина - от маленькая (или от малан - пятно, др.-инд.).
Медведь - мед и ведает. Буквально: мед едящий или знающий, где мёд (медоед).
Народ - тот, кто народился (изначально на - приставка).
Облако - родственное обволакивать (окружать, одевать).
Огурец - от огур - зелёный.
Около - от коло- круг. Ср.: колесо.
Платок - от плат - кусок материи.
Портфель - от портер - носить.
Пшеница - от пшено, пшёнка.
Работа - от раб. Первоначально - тяжёлый, подневольный труд, рабство.
Редис - родственный слову редька. Буквально: корнеплод.
Рябина - от рябь, тот же корень у слов рябой, рябчик. Буквально: бурая, пёстрая.
Сапог - от сап - труба, голенище.
Снегирь - от снег. Птица названа так потому, что прилетает к нам с Севера вместе с первым снегом.


К словарному слову можно оформить таблицу:
Значение слова

Воробей - маленькая птичка с коричневато-серым оперением живущая обычно близ жилых строений.

Воробьиная стая.
Воробьиное гнездо.

Воробей по лужице
прыгает и кружится. Перышки взъерошил, хвостик распушил. А.Барто
    Произнеси слово правильно!

(рисунок воробья)




ВОРОБЕЙ    Однокоренные слова

Воробей
Воробушек
Воробышек
Воробьенок
Воробьиха
Воробьиный


Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
С.Маршак

Я веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Присматривайся к слову
Увидеть воробья. Поймать воробья. Любоваться воробьем.
Серый, молодой, старый, пугливый, маленький, шустрый, проворный, драчливый, нарядный воробей.
В воробья целиться. 
В воробья попасть. 
За воробьем наблюдать.
 К воробью подкрасться. К воробью подойти.
    Загадки, пословицы, поговорки (сделать карман для вставок)    Когда так говорят?
Стреляный (или старый) воробей - о многоопыт -  ном человеке, которого трудно обмануть, провести.

Воробью по колено- не-
большой по глубине. неглубокий, мелкий (о ручье, озере, речке и т.п.).

Воробьиный шаг - маленький, короткий шаг


Рекомендуемая литература
1.  Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. -2004. -№3. -С. 35-38.
2.   Головина Л. Использования материалов орфографического словаря па уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - № 7. -С. 49-г 51.
3.  Жовнер Е. Изучение словарных слов // Начальная школа. - 1998. - № 7. -С. 82-83.
4.  Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 9 - 16.
5.   Кармалькова Г. Как я учила детей «видеть» орфограммы» 7/ Начальная школа.-1998. - № 7. -С. 85.
6. Конкина Ю. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 25 - 28.
7. Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. -2003.-№7.-С. 89-93.
8.   Сидорова С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. -№ 10. - С. 44 - 48.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»