Конспект урока в 3 классе
Знакомство с понятием «Сложные слова»
Савина Ольга Дмитриевна,
учитель начальных классов МОУ
«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Корткеросский район, Республика Коми
Тип урока: урок открытия новых знаний.учитель начальных классов МОУ
«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Корткеросский район, Республика Коми
УМК «Школа 2100», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие умений наблюдать за образованием сложных слов;
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах. Представлять информацию в виде схемы (алгоритма);
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
- Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Использованные технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах, самостоятельная.
Средства: наглядность, ИКТ, дидактический материал.
Методы, используемые на уроке: объяснение материала носит проблемный характер, оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями и деятельностью учащихся; продуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Структура и ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и нашим гостям. От наших улыбок у всех у нас будет хорошее настроение, которое поможет нам на уроке справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. -Начинаем наш урок русского языка. (Слайд№ 1) -Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите ещё раз друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. В путь! -Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока: «Кто ищет, тот всего добьётся» -Чего мы хотим добиться? Слайд №2 |
Дети настраиваются на урок. Да, готовы. Новых знаний, новых открытий. |
Личностные: самоопределение Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося |
-Откройте тетрадь. Прочитаем сегодняшнее число. Запишем его в тетради. Классная работа. -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство Русского языка. В словесном царстве, в грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось. (Слайд №1, анимация 1-6 ) Гласные, парные, непроизносимые. -Вспомните полные названия орфограмм. -В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? -Что такое корень слова? -Какие слова называются однокоренными? |
Дети записывают число, классная работа. Дети называют знакомые орфограммы. (Слайд №2, анимация 1-2) |
Личностные: что я знаю, что я могу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднений |
-Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре. -Вспомним правила дружной работы в группе. (Слайд№3) (Каждая группа получает карточку с группой слов) Слова: стриж, клесты, дрозд, снегирь, буревестник, змеешейка. - Прочитайте слова. - Назовите данную группу одним словом. -Кто такие птицы? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Марина подготовила информацию. -Посадите птиц на своё дерево. - Распределите слова по группам орфограмм. Выделите корень в словах. (Слайд№4) - Проверим, как выполнили задание. -Ребята, вы видите, что в слове змеешейка корень слова вами выделено по-разному, ваши мнения разделились. (Слайд№5) -Какие вопросы у вас возникли? -Как же на них ответить? - Какое затруднение у вас возникло и почему? -Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? |
Дети называют правила дружной работы: -В группе должен быть ответственный. -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Своё несогласие высказывай вежливо. -Если не понял, переспроси. Это птицы. (информация ученицы, словарь С.И.Ожегова) «Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом». Самопроверка. Ответы детей: 1. Безударная гласная в корне: клесты, снегирь, змеешейка 2. Парная согласная в корне: стриж, дрозд 3. Непроизносимая согласная в корне: буревестник (Дети видят расхождения в выделении корня в слове змеешейка). - Какой корень в слове «змеешейка»? - Может ли в слове быть два корня или всегда только один? - Как это определить? -Мы не знаем, как выделять корни в таких словах. Такие слова нам ещё не встречались. -Остановиться и подумать, найти причину затруднения. Нам не хватает знаний. |
Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе. Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение. Регулятивное: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: устранение возникшего затруднения. |
-Поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить эту проблему. -Откройте учебник на странице 89, прочитайте тему нашего урока. -Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка? -Какую цель мы поставим перед собой? -Составим план решения нашей проблемы. Какие задачи стоят перед нами? Слайд № 6 -Что мы сейчас сделали? |
«Сложные слова». -Нет. (Приложение №1) Наша цель на уроке: -Узнать, какие слова называются сложными. Задачи: 1. Научиться различать сложные слова от обычных слов; 2.Находить и выделять корни в сложных словах: 3. Учиться определять значение сложных слов. - Спланировали свою работу. |
Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения, определять и формулировать цель . Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: реализация построенного проекта. |
(Работа со словом «ЗМЕЕШЕЙКА». -Давайте проведём небольшое исследование. Попробуем выяснить, ребята, почему птица получила такое название? Как думаете? - Поможет нам проверить наши предположения информация, подготовленная Тимофеем, об этой птице с таким необычным названием. (Сообщение ученика.) - Дадим ему слово. Слайды № 1-3 (Приложение №2) «Птица обитает в Северной, Центральной и Южной Америке. Она добывает себе пищу благодаря удивительно длинной шее, которая в движении действительно напоминает змею. Добычу не хватает клювом, а использует свою длинную гибкую шею и острый клюв как копьё. Никакая другая птица не охотится таким образом» -Почему птица получила такое название? -Какие слова помогли образовать название этой птицы? (Слайд № 7 анимация 1-5) (Появляется запись –змей , шея ) -Какой корень в слове змей? Подберите однокоренные слова. -Какой корень в слове шея? Подберите однокоренные слова. -Есть ли эти корни в слове змеешейка? -Так сколько корней в этом слове? - Почему такие слова назвали сложными? С каким словом из математики ассоциируется это слово? -А кто попробует сформулировать правило? -Где можно проверить правильность ваших предположений? -Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. -Правы ли вы в своих догадках. -Какие умения вы сейчас формировали? -В начале урока вы встретили затруднение, не знали, к какой орфограмме отнести слово змеешейка. -Смогли вы преодолеть затруднение? -Какой следующий шаг урока? Что мы должны сделать? |
Предположения детей. (Презентация ученика.) Ученик показывает свою презентацию и даёт информацию о птице «змеешейка». (Дети сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией). Дети подбирают однокоренные слова: змей, змеиный, змеюка; шея, шейка, шейный. -Есть. -Два корня в этом слове. Предположения детей. С действием сложения. Сложили два корня. Дети сами пробуют сформулировать правило о сложных словах. -В учебнике. Да. Умение работать с информа-цией. Да. Мы встретились с новой орфограммой – «сложные слова». Закрепить свои знания по новой для нас орфограмме. |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, (представлять информацию в виде схемы). Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Личностные: высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения. Регулятивные: проверять гипотезы |
Физминутка Цель: снятие умственного напряжения |
-Но сначала сделаем физминутку, отдохнём перед новым полётом в царство русского языка. Птички прыгают, летают, Птички весело поют, Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют. Пёрышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели. |
||
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания. |
(Слайд №8) (Работа со словом БУРЕВЕСТНИК) -Ребята, на карточке вы встретили название ещё одной необычной птицы - буревестник. Можно ли увидеть эту птицу в нашей местности? Почему? -Да, действительно, «Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать её. Обычно люди говорят, что появление буревестника - к буре. Собственно, поэтому эту птицу и прозвали «буревестником», за её поведение. 1)Работа в парах (Слайд №9) -А теперь поработайте в паре и определите, сколько корней в слове «буревестник»? Докажите свою точку зрения. Работайте строго по алгоритму. (Слайд № 10) 2)(Слайд № 11 анимация 1-2 ) -На этом слайде, ребята, вы видите следующую птицу, также с необычным названием. Вам даны два слова: муха и ловить. Обсудите в паре, какое название имеет эта птица? -Проверьте работу по эталону. Так ли у вас. (Выставляется карточка со словом «мухоловка». Приложение №1) -Почему птицу так назвали? (Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. «Мухоловка- ловит мух») - Ребята, как с помощью схемы можно изобразить сложное слово? (Карточка со схемой сложного слова. Приложение №1) - Ребята, как думаете, почему появились сложные слова? |
Эти птицы не встречаются в нашей местности. По картинке на слайде понятно, что они живут там, где море. Дети подбирают и записывают в тетрадь однокоренные слова: Буря весть Бурный весточка В слове два корня: бур- и вест- Значит слово сложное. Дети в парах составляют слово- мухоловка. Выделяют два корня в слове. Предположения детей. Сравнивают их с появившейся информацией на слайде. Птицу так назвали за способ питания. Дети показывают схему сложных слов на доске. Для краткости слова, сложили два корня образовалось новое слово. |
Личностные: уметь применять полученные знания. Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: Уметь структурировать знания. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. |
-А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. Найдите стихотворение Е. Ильина из упражнения 123. Задание: прочитать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни. (Слайд№ 11 анимация 1-3) -Ребята, какое сложное слово вы нашли из этого стихотворения? -Почему именно это слово вы выделили? -Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название? -С чем он сравнивает хвост птицы? -Почему поэт использовал такое сравнение? Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. -Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит». -За что получила птица своё название? -Проверьте, так ли вы выделили корни в этом слове. (Карточка со словом «горихвостка» Приложение №1) -Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «+!», кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-». -Ребята, достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы усвоить новый материал? -Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему? |
Дети читают текст стихотворения. Дети находят сложное слово- горихвостка. В этом слове два корня. Дети рассматривают на слайде птицу горихвостку и отвечают на вопросы. С горящей спичкой. Птица получила своё название за свой внешний вид. Дети сверяют выделенные корни в слове с эталоном. Дети на полях тетради ставят соответствующий знак, оценивают свою работу. Нет. Это мало. Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов. |
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. |
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: уточнение существенных особенностей нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. |
-Ребята, как думаете, есть ещё названия птиц – сложные слова? -Хотите их узнать? Игра. По периметру класса соберите слова- названия птиц по сегодняшней теме. Воробей, синица, трясогузка, ласточка, молотоглав, широконоска, шилоклювка, снегирь, медонос, зимородок. (Приложение №3) -Ребята, какой богатый наш русский язык. Вы узнали сегодня так много новых слов – названий птиц- сложные слова. Вас заинтересовало название какой-нибудь птицы? Захотелось ли пополнить свои знания информацией об этих птицах? |
Да, наверное, есть. Дети собирают по периметру класса карточки с названиями птиц, являющимися сложными словами и называют корни этих слов. Высказывания детей. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его. |
IX. Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
-Наш урок подходит к концу, подведём итог. Слайд № 12 -Все ли пункты плана выполнили? -Какие новые знания вы открыли сегодня для себя? -Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде. (Слайд №13) -Ребята, где мы с вами сможем применить свои знания по новой теме? -Какую задачу мы поставим с вами перед собой на следующий урок? -Домашнее задание будет связано с нашей новой темой. Оно будет на выбор: 1.упражнение из учебника 85; 2.сочинить сказку о сложных словах; 3.найти названия птиц- сложные слова, подготовить об одной небольшую информацию: -Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? Слайд№14 Оцените свою работу на «Лесенке успеха». -Кто считает, что понял новую тему и может рассказать другим и у кого не было ошибок, поставьте себя на верхнюю ступеньку. -Те, кто сомневается, что понял всё полностью, у кого были ошибки, на 3-ю и 2-ю ступеньку. -Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь – нижнюю ступеньку лестницы. Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, за один урок невозможно до конца разобраться в этой теме и у нас есть над чем работать на следующих уроках. У вас всё получиться. -Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме. Слайд №17 -Спасибо за работу. -Наш урок закончен. До новых встреч. |
Да. Познакомились с новой орфограммой - сложные слова, узнали много сложных слов –названий птиц. На уроках русского языка. Продолжим знакомство и работу со сложными словами. Ребята оценивают свой уровень усвоения материала. |
Личностные: саморефлексия. Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |