Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие орфографических навыков у учащихся начальных классов

Хабирова Гульнара Раилевна,
ГБОУ средняя общеобразовательная
школа № 320 Санкт-Петербурга

Нарушение письменной речи характерны для любого вида патологии речи, за исключением тех, которые не затрагивают уровень языка. Дети с отклонением в речевом развитии имеют трудности при образовании новых слов, что влияет на качество и количество словарного запаса ребенка. Лексический код языка у таких детей страдает. Бедность словарного запаса, неточность понимания значений слов не дают возможности полного применения грамматических правил. При этом формулировку правил в большинстве случаев дети знают наизусть. Основные трудности встречаются при применении основных правил орфографии. Это объясняется тем, что должны на достаточно хорошем уровне различать звуки речи, владеть морфологическим составом слова, уметь находить родственные слова, изменять форму слова. Все это выполняется с трудом, т. к. у детей нарушена способность словообразования и словоизменения.

Для успешного усвоения русского языка как школьного предмета нужно создать фундамент. Он базируется на принципе поуровневого анализа ошибок. При этом не только рассматриваются специфические ошибки, но применяется этот принцип к нарушению письма в целом, т. е. ведется работа по коррекции дисграфии и дизорфографии. Можно выделить 4 группы ошибок: ошибки на уровне буквы; ошибки на уровне слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне предложения (словосочетания).

В первом разделе необходимо проводить работу по звуко-буквенному анализу и синтезу. На письме анализируется слово с использованием пасты двух цветов: синей -согласные буквы, красной- гласные. При таком написании структура слова видна четко. Так можно добиваться того, чтобы на письме ребенок не пропускал гласные буквы в слове, а также не допускал других пропусков, перестановок и вставок букв.

Во втором разделе делим слово на слоги. Причем необходимо соблюдать правила переноса. В этом разделе детей важно научить делить слова на слоги. Перед ребенком схема, и он может легко найти, под какой цифрой находится слог. Со временем дети без труда запоминают схему и делят слова наслоги, не обращаясь к образцу. Таким образом, дети легко расчленяют слово на слоги, видят его структуру, на письме не делают ошибок на пропуск слогов и гласных, на слияние нескольких слов в единое слово.

В третьем разделе и самом важном ведется работа над морфологическим анализом. Воспроизведение точного дискретного слова - самое сложное для ребенка. При обучении письменной речи педагоги искусственно делят одну артикуляцию на две (не [му], а [м] и [у] с визуальными опорами.) Слияние в слог идет трудно, т. к. гласная одна, букв может быть несколько. Р. И. Лалаева отмечает, что в процессе письма дети часто пропускают гласные. Это связано с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается опора на гласные звуки. Рекомендуется выделять гласные буквы красной пастой, что создает дополнительное выделение гласной, к процессам артикулирования привлекаем зрительные и кинестетические опоры. При проверке написанного текста необходимо задействовать как можно больше анализаторов: зрительный,двигательный (движение руки и артикуляционного аппарата), слуховой. Ребенок проговаривает слог, на который смотрит, и одновременно подчеркивает слияние или отмечает точкой буквы в обратном им закрытом слоге. Учитель или родители следят за содружественными движениями глаза, артикуляционного аппарата и руки. При таком способе проверки дети более успешно находят ранее допущенные ошибки. Запись слов производится с синхронным проговариванием их ребенком, что помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова. Ошибки на уровне слова вызваны трудностями анализа и синтеза на морфемном уровне. Важнейшей предпосылкой усвоения правописания является готовность речевого развития ребенка. Иными словами, к моменту овладения орфографическими навыками должны быть фонематические, лексические обобщения, умение языковые единицы и умение соотносить их с графическим образцом. Овладение орфографическим навыком основывается на высоком уровне психологического развития (прежде всего когнитивных структур) и речевой готовности школьников. В любом случае речь идет о необходимости обогащения словарного запаса детей и об усвоении ими грамматических норм языка. Если ребенок видит морфемную структуру слова, то он достаточно легко овладеет орфографическими правилами (они часто несут в себе привязанность к определенной морфеме). Формулировку правил, дети чаще всего воспроизводят безошибочно, но опыта у них еще мало, достаточно трудно проделывать в уме сложную двухступенчатую операцию: найти корень в данном слове и подобрать однокоренное родственное слово, что предполагает достаточно высокий уровень словарного запаса. Следовательно, правило перестает иметь смысл для данного ребенка. Нужна большая тренировка, нужно добиться того, чтобы корень сам «высвечивался» в каждом слове. Начать можно с известного стихотворения Е.Измайлова «Как растут слова» Нарисовать дерево, в корень «посадить» слово, а из него «вырастyт» однокоренные слова. Дети сами будут их придумывать и с удовольствием прикрепят на крону волшебного дерева. А затем изо дня в день начинать занятие с корня, т. е. педагог предлагает корень, а ребята придумывают однокоренные родственные слова. При этом корень надо писать печатными буквами, корневую гласную красным, а значок корня зеленым. В однокоренных родственных словах также выделяем корневую гласную и сам корень. Работа эта длительная.

Таким образом, для овладения морфологическим анализом слов ребенку

необходимо владеть следующими операциями:

1. Уметь находить и выделять морфемы в слове.

2.Уметь подбирать как можно больше (но не меньше четырех) однокоренных родственных слов.

3. Уметь объяснять лексическое значение слов.

4. Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов

(гора, горняк, гореть) и от слов, похожих по звуко-буквенному составу (лепить-липкий).

В четвертом разделе обращаемся к вопросам русской грамматики маленькие дети и неграмотные люди, которые никогда не слышали о том, что существуют грамматические правила построения предложения, говорят фразами.

Следовательно, под знанием правил в разговорной речи подразумевается

(языковое чутье)), формирующееся стихийно, в процессе овладения речью. Если этот процесс не сформирован в устной речи, то на письме это будет проявляться в аграмматизмах.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа ведется по двум направлениям:

-над грамматическими категориями, использование которых необходимо для построения фразовой речи;

-над интонацией, логическим ударением, логико-грамматическими оборотами речи.

Основная работа направлена на устранение аграмматизмов: нарушений понятия связи слов в предложении (согласование и управление). Но т. к. все категориальные числа, рода, падежа, времени могут страдать, то говорят, что слабо формируются языковые обобщения, что не позволяет ) учащимся уловить категориальные различия частей речи. Следовательно, работа ведется по морфологии на синтаксической основе.

Таким образом, для решения орфографических задач необходим высокий уровень языковых знания, запоминания, активной познавательной деятельности, логического мышления, внимания, все эти компоненты необходимо развивать у детей, имеющих нарушения речи. Мною перечислены некоторые приемы работы, которые успешно помогают в коррекционной работе.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»