Особенности обучения взрослых инвалидов в центре социальной реабилитации
Бурдина И.В., кандидат педагогических наук,
заведующий отделением дополнительного образования
Казакевич Е.П., инструктор по труду
СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации
инвалидов и детей-инвалидов
Невского района Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург, Россия
заведующий отделением дополнительного образования
Казакевич Е.П., инструктор по труду
СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации
инвалидов и детей-инвалидов
Невского района Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург, Россия
Количество людей с ограниченными возможностями отмечается во всём мире и в нашей стране постоянно растёт, поэтому проблема воспитания, образования и социализации инвалидов стоит так остро.
Для решения этой проблемы была разработана концепция комплексной реабилитации инвалидов как системы государственных мероприятий социального, медицинского, психологического, социально-экономического характера, направленных на восстановление или сохранение здоровья и возвращение лиц с ограничениями жизнедеятельности в общество и к общественно полезному труду. Принцип комплексного подхода в организации реабилитации инвалидов в течение восьми лет успешно реализуется в практической деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга». В составе центра работает отделение профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей инвалидов. Деятельность отделения направлена на реализацию комплекса мер по восстановлению утраченных трудовых навыков и приобретение новых, что повышает конкурентоспособность инвалидов на рынке труда.
Одним из важнейших направлений поддержки инвалидов является дополнительное образование, оно способствует формированию и развитию творческих способностей взрослых людей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, в организации свободного времени, может помочь в адаптации к состоянию инвалидности; включению в социально-общественную деятельность и др..
Для решения этих задач в «Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района» была создана студия «Домашний парикмахер».
Для работы студии была написана программа «Домашний парикмахер». Анализируя литературу по теме программы, мы обнаружили, что вопросы теории образования взрослых инвалидов недостаточно разработаны, в специальной литературе уделяется мало внимания организационно-педагогическим условиям реализации дополнительного образования в практике реабилитации. Несмотря на эти сложности мы стараемся, чтобы реализация программы и вся наша деятельность в сфере образования взрослых инвалидов строились на научной базе, с учётом особенностей обучающегося (отличительные признаки взрослого обучающегося; отличительные признаки взрослого обучающегося с проблемами здоровьем).
Содержание программы студии «Домашний парикмахер» основано на том, что общей задачей обучения взрослых инвалидов является формирование у инвалида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успешного обучения, позволяющего внести свой вклад как в жизнь социума, так и в жизнь конкретного инвалида.
Обучение взрослых инвалидов построено на следующих принципах:
- гуманизма (признание самоценности человека, сострадание, сочувствие, поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности);
- развития (индивидуальное обучение инвалида вопреки ограничениям, когда их преодоление заключает в себе развивающий смысл);
- партнерства (взаимного интереса и сотрудничества всех участников обучения);
- активное включение в обучение как часть жизнедеятельности;
- адаптивности (вся система обучения должна быть, с одной стороны, максимально адаптированной к особенностям ограничений человека, а с другой — адаптирующей инвалида к собственному состоянию как потенциально продуктивному в социальном плане).
Образования взрослых инвалидов в реабилитационном центре выполняет следующие функции:
- компенсаторную, восполняющую упущенные или нереализованные возможности развития, профессиональной подготовки, неудобства состояния ограниченности жизнедеятельности,
- коррекционную (позволяет вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения в ответ на образовательные потребности, информационные запросы инвалидов в рамках их реальных возможностей)
- поддерживающую (направлена на оказание социально-психологической помощи средствами обучения и организацию сопровождения инвалида на образовательном пути).
Реализуя любую дополнительную общеразвивающую программу, педагог решает главную задачу – оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении трудностей:
- физических (наличие физических недостатков и ограничений, затрудняющих включение в учебную работу);
- психологических (отсутствие установки на получение или продолжение образования, недооценка себя как личности, интересной для других, принятие позиции успешного учащегося и т.д.);
- социальных (реализация своих прав на обучение и трудоустройство, соответствующее уровню образования; непонимание реальных перспектив использования полученных знаний, умений в социальной практике);
- образовательных (наличие пробелов в знаниях, длительный перерыв в обучении, отсутствие навыков учения и самообразования);
- нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, приложить усилия воли для успешности обучения).
- строится с использованием оптимального варианта технологии обучения применительно к данному контингенту обучающихся, в этом случае наблюдается повышение качественных и количественных показателей практического владения парикмахерским делом, повышение мотивации учения и снижение уровня эмоциональной напряженности.
- наряду с традиционным тестированием, желательно проводить психологическое анкетирование для выявления предпочтительных форм и методов обучения;
- необходимо привлекать взрослых обучающихся к отбору содержания обучения, которое должно соответствовать их целям и пожеланиям.