Когда мы заводим речь об обучении, в голову обычно приходит слово "педагогика". При этом мы далеко не всегда осознаем некоторое несоответствие употребляемого понятия требованиям ситуации.
Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие "андрагогика" (Андрагогика - обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros - мужчина и аgо - веду, воспитываю. Для справки: педагогика - обучение и воспитание ребенка (paidos - ребенок)).
Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год. Кстати, в университетах телесные наказания провинившихся были обычной практикой.
В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.
Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики - науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь "изобрести велосипед". К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.
Термин «андрагогика» можно считать эквивалентом термина «педагогика». Андрагогика по-гречески означает “воспитание взрослого человека” по сравнению с педагогикой, что по-гречески означает «воспитание ребенка». Однако следует отметить, что термин «педагогика» используется с древнегреческих времен, в то время как немецкий преподаватель Александр Капп первоначально использовал термин андрагогика в 1833 году. Рассматриваем, как наука об обучении взрослых может помочь создать эффективный онлайн-курс.
5 предположений Ноулза о взрослых учениках
Малколм Шеппард Ноулз (1913 — 1997) — американский педагог, занимавшийся изучением процессов обучения взрослых. В 1980 году Ноулз сделал 4 предположения об особенностях обучения взрослых, а в 1984 году Ноулз добавил 5-е предположение.
- Самооценка. Взрослые более осознанно подходят к обучению, чем дети, поэтому могут контролировать свои эмоции и поведение, что способствует концентрации, ответственному выполнению заданий и самоконтролю.
- Опыт. У взрослых есть определенный багаж знаний, на который они могут опираться во время обучения.
- Готовность учиться. Взрослые с большим энтузиазмом относятся к получению новых знаний, т.к. стремятся к профессиональному и социальному развитию.
- Ориентация на обучение. Взрослые выбирают тот или иной курс не для того, чтобы изучить весь предмет, а получить знания для решения конкретных проблем.
- Мотивация к обучению. Взрослые нацелены на конкретный результат, в отличие от детей, которые учатся под давлением учителей, родителей и т.д.
4 принципа андрагогики Ноулза
В 1984 году Ноулз предложил 4 принципа, которые применяются для обучения взрослых:
- Взрослые должны участвовать в планировании и оценке их обучения.
- Опыт (в том числе и ошибки) создает основу для учебной деятельности.
- Взрослые больше всего заинтересованы в изучении предметов, которые имеют непосредственную актуальность и влияние на их работу и / или личную жизнь.
- Обучение взрослых ориентировано на решение проблем, а не на содержание предмета.
Как применять теорию андрагогики к электронному обучению?
Несмотря на то, что Ноулз сформулировал свои 5 предположений об обучении взрослых и 4 принципа андрагогики в 1980-е годы, когда и речи не было об онлайн-обучении, каждый из них может помочь специалистам по дистанционному обучению создавать более эффективные онлайн-курсы.
Читать подробнее: Как андрагогика может помочь в разработке онлайн-курсов // Михаил Бакунин https://bakunin.com/andragogy-for-elearning/