Активные методы обучения во внеурочной деятельности: проектирование урока-экскурсии по Малой Садовой улице г. Санкт-Петербурга
Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка СПб СВУ
При всем разнообразии современных методов обучения, многие учителя сталкиваются в своей практике с тем, что сорока пяти минут обычного урока не всегда хватает для развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К тому же, хотя УМК Spotlight, который применяется на уроках английского языка в СПб СВУ, предлагает довольно большое количество заданий, ориентированных на изучение учащимися истории родного города и родной страны, все же наиболее впечатляющим является очное знакомство с живыми свидетельствами этой истории. Эти два обстоятельства и стали решающими для выбора темы урока в рамках внеурочной деятельности: «урок-экскурсия по Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге».
Согласно типологии по ФГОС этот урок – «урок открытия нового знания», на котором происходит ознакомление учащихся с новым материалом. Во время урока учащиеся отправились на экскурсию на Малой Садовой улице в центре Санкт-Петербурга. Сейчас эта улица превращена в пешеходную зону, она имеет большое культурное и историческое значение не только для города, но и для страны в целом. Малая Садовая улица хранит свидетельства событий 18 века (дом Армянинова, где бывали Пушкин и Лермонтов и дом Шувалова, где расположился музей гигиены), 19 века (памятник фотографу К.Булле, который владел фотоателье на этой улице и стал основателем российского фоторепортажа), 20 века (репродуктор, возле которого собирались ленинградцы во время блокады, чтобы услышать новости с фронта, и Дом радио, который, собственно, и транслировал эти новости с фронта).
Целью данного урока являлось достижение следующих результатов:
1) личностных (формирование чувства патриотизма и гордости за свой край, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, готовность к самообразованию);
2) метапредметных (умение самостоятельно определять цели своей деятельности, строить планы, контролировать и корректировать их осуществление, владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, применение разных методов познания);
3) предметных (формирование коммуникативной иноязычной компетенции, в т.ч. использование иностранного языка как средства для получения информации из разных источников в образовательных и самообразовательных целях).
Для урока также была разработана система учебных заданий, которые были направлены для развития соответствующих компетенций: 1) задания квестового характера с использованием карты (выполнив задания, найти и отметить достопримечательности улицы): здесь учащиеся овладевали новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, параллельно происходило увеличение объема используемых лексических единиц, при этом также наблюдалось развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях (языковая компетенция); 2) текстовые задания в виде стихотворных загадок и ребусов: учащиеся работали с текстами, интерпретировали их в соответствии с коммуникативной ситуацией, составляли словосочетания по предложенным ребусам; при формировании данного вида компетенции (дискурсивной) особый акцент делался на способности анализа оригинального письменного текста и на создании собственного; 3) задания-загадки с использованиемсобственных знаний учащихся и прочих внешних источников информации, например, обращаться к прохожим с опросом: учащиеся формировали социальную готовность и желание взаимодействовать с другими; при этом проявлялась их способность принимать ответственность, способность повести за собой, причем все задания развивали у учащихся умение устанавливать партнерские отношения (социальная компетенция). Все задания были составлены на английском языке.
Для достижения поставленных целей на уроке в качестве активного метода обучения использовалась игровая технология, которая классифицируется как составная часть педагогики сотрудничества и относится к числупедагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Благодаря игре как деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением учащихся. В центре внимания личностно-ориентированных технологий, которой и является данная технология АМО - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Она открыта для восприятия нового опыта и способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Урок показал, что усвоение новой информации в виде игры с элементами квеста и викторины, стимулировало учебно-познавательную деятельность учащихся. Учащиеся «проживали» сам путь познания, реализовали творческую поисковую деятельности по решению реальной познавательной проблемы. При этом учащиеся должны были сами планировать темп и траекторию познавательной деятельности, сами инициировать оказание необходимой консультационной помощи, сами определять для себя время и порядок прохождения контроля.
Урок проводился следующим образом. Учащиеся получили карты с обозначением улицы и расположенных на ней домов, а также задания в виде стихотворных загадок, ребусов, вопросов на английском языке, которые направляли их по пути поиска достопримечательностей улицы, которые учащиеся должны были нанести на карту. Во время игры учащиеся могли использовать внешнюю информацию (памятные таблички на домах улицы), самостоятельно находить ответы на вопросы (измерить длину улицы в шагах), в поисках исторической информации обращаться к прохожим с опросом (некоторые прохожие с удовольствием помогали суворовцам, используя мобильные телефоны с Интернет соединением) и т.д. Они также решали, как им выполнять задания игры, с каких заданий нужно начинать и какими заканчивать, как построить свой поиск наиболее рациональным путем. Игра проводилась в парах и в минигруппах, при этом некоторые суворовцы самостоятельно распределяли задания внутри группы соответственно свои способностям и возможностям. Преподаватель наблюдал за ходом урока, при необходимости оказывал консультационную помощь и следил за соблюдением правил безопасности поведения в общественных местах. В заключение урока были подведены итоги: какая группа раньше всех определила наиболее полные и правильные ответы. Таким образом, используемая на уроке-экскурсии игровая технология содействовала достижению планируемых результатов: 1) личностных: учащиеся углубили свои знания об истории родной страны, при этом они не получали готовых знаний, весь процесс познавательной деятельности был построен на самостоятельном поиске информации, учащиеся развивали навыки работы в группах, навыки работы в сотрудничестве; 2) метапредметных: учащиеся самостоятельно планировали и корректировали выполнений заданий, выбирая при этом наиболее эффективный способ выполнения заданий игры; 3) предметных: при выполнения заданий на англ.яз. (заданий в виде викторины, заданий квестового характера, стихотворных загадок) учащиеся на практике применяли лексико-грамматические знания, полученные в ходе учебного процесса в рамках освоения школьной программы.
Этот урок существовал в нескольких вариантах. Урок протяженностью 45 минут, спаренный урок и урок как однодневный проект. Урок также проводился с различными возрастными группами и группами разного уровня подготовленности (слабого, среднего и продвинутого уровня). Поэтому продукт данного занятия был разным: урок 45 минут проводился в виде экскурсии, спаренный урок состоял из 1 (вышеописанной) части и 2 части, во время которого учащиеся снимали видеоролики на английском языке в виде экскурсии по улице, которая представляла результат их познавательной деятельности. Урок как однодневный проект начинался на Малой Садовой и заканчивался работой в классе, где учащиеся продолжали свою поисково-исследовательскую деятельность с применением ИКТ и Интернет-ресурсов, составляя виртуальную экскурсию о достопримечательностях Малой Садовой улицы Санкт-Петербурга.
На данном уроке-экскурсии учащиеся смогли не только применить свои знания английского языка и развить свои коммуникативные навыки, но и углубить знания русской литературы, географии, истории. Они получили и углубили свои знания об исторических и культурных памятниках, имеющих огромное значение не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны. Несомненно, что данный формат урока-экскурсии с применением активных методов обучения будет вполне уместен не только для предмета «английский язык», но и для других предметов гуманитарного цикла.
Литература:
1. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661
3. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011
5. http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per-1/
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998
7. http://www.vhg.ru/doc/metodic_material/teoriexcurs.pdf
8. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/103/5596
9. http://school-zvd.ru/metodicheskie_razrabotki?id=365
10. http://dvoek-net.ru/cor/sb_p_cht/v_2/ped_cht_v2_16-21.pdf