Внеклассное мероприятие
Великая битва под Москвой
«05.12.1941 г. - День начала контрнаступления советских войск против немецко - фашистких войск в битве под Москвой»
Аудитория: 15 – 16 лет
Место проведения: 53 класс
Дата проведения и время проведения: 04.12.2015, 16.00-16.40
Цели: способствовать углублению знаний кадет об истории Великой Отечественной войны; формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм, уважения к прошлому своего народа, страны.
Подготовительная работа: - поиск, отбор информации, создание презентации PowerPointинициативной группы кадетпод руководством воспитателя.
Оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением StartBoard
Педагогическая технология: технология развития критического мышления
Тип занятия: познавательный классный час.
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Этап мероприятия |
Время, мин |
Деятельность воспитателя |
Деятельность кадет |
Деятельность кадет в терминах УУД |
---|---|---|---|---|
Подготовительный |
Поиск, отбор информации, создание презентации PowerPointинициативной группы кадет. |
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача (Познавательные, личностные, регулятивные УУД) |
||
Фаза целеполагания |
7 |
Совместно с кадетами определяет цель внеклассного мероприятия |
При помощи наводящих вопросов воспитателя, выявляют связь между рассказом воспитателя и показом слайдов на доске, выдвигают цель мероприятия |
Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации, выдвижение цели мероприятия на основе увиденного (Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
Фаза осмысления |
20 |
Совместно с кадетами выделяют смысловые единицы при изучении темы. Организует и координирует работу кадет |
Получают информацию от своих одноклассников и воспитателя, ведущей задачей становится приобретение новых знаний |
Подача и структурирование полученной информации, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивание последовательности описываемых событий (Познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД) |
Фаза рефлексии |
13 |
Оценивает достижения обучающихся |
Кадеты отвечают на вопросы задаваемые воспитателем. Отвечают на вопрос, что получилось, что нет, высказывают пожелания по дальнейшим мероприятиям. |
Осуществляют рефлексию, оценивают результат коллективной работы (самооценка + внешний контроль) Вступают в диалог и устраивают обсуждение внутри обучающихся класса (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
Педагогическая технология:технология развития критического мышления
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы мероприятия, на которых технология применяется |
1. |
Технология развития критического мышления |
Фаза целеполагания: кадеты определяют цель внеклассного мероприятия выявляют связь между наводящими вопросами и сегодняшним днем. Совместно с кадетами определяет цель внеклассного мероприятия |
Фаза осмысления:совместно с кадетами выделяют смысловые единицы при изучении темы. Кадеты получают и структурируют полученную информацию, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивают последовательность описываемых событий. Воспитатель организует и координирует работу кадет. |
||
Фаза рефлексии: отвечают на вопрос, что получилось, что нет, высказывают пожелания по дальнейшим мероприятиям. |
Ход внеклассного мероприятия:
Подготовительный этап: подбор материала по теме, подготовка презентации.
Этап целеполагания:
Перед кадетами на доске показаны слайды.
При помощи наводящих вопросов воспитателя, выявляют связь между рассказом воспитателя и показом слайдов на доске, выдвигают его цель.
Воспитатель. Добрый день ребята.Перед вами знаменитая фраза известного человека. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова, и что вы под ними понимаете?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
Воспитатель. Вы правы ребята, действительно были неоднократные попытки захватить Русь, но все они не увенчались успехом. Ребята, как вы думаете, что означают эти даты?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
Этап осмысления:
Воспитатель.Действительно эти страшные даты напоминают нам о той беспощадной войне, которую вели наши дедушки, прадедушки.Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. Уже семь десятилетий отделяют нас от Великой Отечественной войны, но не поблекли, не стёрлись в памяти, не позабылись эти героические годы. Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, в книгах и обелисках, во всём, к чему прикоснулась она, где оставила свой след. Военное прошлое - пора величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма. Великое не должно быть забыто. Потому так ценно каждое новое свидетельство о нём, так волнующа каждая новая страница, внесённая в историю Великой Отечественной войны и её бойцами, и ее летописцами.Помнить о том, что когда-то касалось всех нас. Но в ходе войны, были битвы, которые должны быть на слуху и у нынешнего поколения. Перед вами дата, как вы думаете, какое событие мы сегодня с вами вспомним?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
Воспитатель. Накануне этой знаменательной даты мы вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила первый камень в храм нашей победы.
Воспитатель. Как вы думаете, какие главные периоды этого великого сражения нам помогут ближе познакомится и узнать его более подробно.
Воспитатель вместе с кадетами составляют план по которому будут знакомится с битвой под Москвой.
Воспитатель.
1. Предшествующие события.
2. Громкие операции.
3. Интересные факты.
4. Контрнаступление под Москвой.
5. Защитники столицы.
1. Предшествующие события.
Кадет 1.Битва под Москвой — самая масштабная во второй мировой войне. Именно здесь, недалеко от столицы, крупнейшего в мире государства, хваленая гитлеровская армия, впервые потерпела серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом значительного поворота в ходе войны и истории. Окончательно был провален гитлеровский план «быстрой войны»; впервые был развеян миф о «непобедимости» гитлеровской армии.
Битва под Москвой включает в себя два периода: оборонительный — с 30 сентября по 5 декабря 1941 года, и наступательный, который состоит из 2-х этапов: контрнаступление — с 6 декабря 1941 по 7 января 1942 гг., и общее наступление советских войск — с 8 января по 20 апреля 1942 года.
Изначально Гитлер предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск (10 июля — 10 сентября 1941) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца. Битвы за Киев и за Ленинград также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву. Таким образом, немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.
Кадет 2.Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины (3-я танковая группа), Рославля (4-я танковая группа) и Шостки (2-я танковая группа), окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью её захвата. (карта)
К концу сентября немецко-фашистская группа армий «Центр» закончила все приготовления для операции. Гитлер в обращении к войскам 2 октября заявил: «За три с половиной месяца созданы, наконец, предпосылки для того, чтобы посредством мощного удара сокрушить противника еще до наступления зимы. Вся подготовка, насколько это было в человеческих силах, закончена… Сегодня начинается последняя решающая битва этого года».
Воспитатель. Итак, кто же мне скажет, какие события предшествовали битве под Москвой? А кто же мне скажет, что помешало или какие события изменили планы немцев о быстром взятии Москвы? Какие два периода были в битве под Москвой? И кто же мне ответит на вопрос, когда же началось немецкое наступление на Москву?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
2. «Операция «Тайфун»»
Кадет 3. Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план фашисты назвали «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена. С фашистских самолетов над нашими войсками сбрасывались листовки, в которых говорилось, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита для памятника своей победе. Сейчас этот гранит можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. По численности и технике враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление, в 2 раза; на двух участках прорыва - в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) - даже в 13-14 раз. Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Мощными танковыми ударами немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В плен попали 663 тысячи советских солдат! Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было, во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.
Кадет 4. В течение октября шли упорные бои, наши части даже в окружении продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его продвижение. Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве». Но этот фашистский ужин в древней столице России так и не состоялся В эти решающие дни основным лозунгом для нашего народа стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» На защиту столицы поднялся весь народ. К концу октября - началу ноября противник стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и волей наших воинов. А 7 ноября 1941 г. в Москве, как всегда, состоялся праздничный парад. Прямо с парада воинские части уходили на фронт.
Воспитатель.В ходе Московской оборонительной операции были проведены: Орловско-Брянская, Вяземская, Можайско-Малоярославецкая, Калининская, Тульская, Клинско-Солнечногорская и Наро-Фоминская фронтовые оборонительные операции.
3. Чудо генерала Мороза
Воспитатель. Ребята как вы думаете, а почему так быстро фашисты хотели в короткие сроки именно осенью захватить Москву? Готовясь к мероприятию, я встретила фамилию генерала Мороза? Вы слышали о такой фамилии? Как вы думаете, какую роль он сыграл в битве под Москвой?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
Кадет 5.Осень в Подмосковье-это дожди, грязь и бездорожье. Немцы со своей тяжелой техникой с трудом пробирались по дорогам. Даже танки и тягачи вязли в жидком грунте – 10 км проходили за 2 суток. А до Кремля каких-то 80 км – 2-3 часа по твердой дороге. Враг с нетерпением ждал похолодания. И вот оно пришло. Но оказалось, что это не просто похолодание, а самый настоящий генерал Мороз, который тоже не захотел пустить врага на свою территорию.
Кадет 6. Православные люди, которые в течение всей войны молились о спасении нашей страны, говорят, что только Божьей помощью можно объяснить такие температурные чудеса зимы 1941 года. Сами по себе морозы не могли, конечно остановить фашистов, да и в Красной армии люди страдали не меньше от морозов. Чудо генерала Мороза, как оказалось было в другом. Как известно, у немцев было большое преимущество в технике. А эта техника требовала горючего. И горючее это было, в основном летних сортов. Оно замерзало уже при температуре 10-15 С. А в дни наступления температура упала ниже -30 С. В этих условиях техника германской армии останавливалась, в бензиновых баках машин вместо жидкого топлива оказалась каша. А наша техника заправлялась обычным авиационным бензином, который выдерживает температуру до -45 -55 С. Вот так и помог Мороз нашим солдатам, а заодно и наказал врагов за их самоуверенность.
4. Советское контрнаступление под Москвой.
Воспитатель. 5 декабря наши войска начали контрнаступление.Подобно снежной лавине, советские войска обрушились на немцев, шаг за шагом освобождая подмосковные земли от врага. Весь мир узнал о наступлении советских войск и о зверствах, которые чинили нацисты на оккупированной территории: разрушенные храмы, сожженные заживо красноармейцы и просто жители, виселицы, трупы женщин, стариков, детей. Но увидел мир и первые колонны пленных гитлеровцев, огромные кладбища брошенной и разбитой военной техники, увидел первое поражение нацистской военной машины. Миф о непобедимости немецкого солдата погиб в снегах под Москвой. Ударные дивизии группы армий «Центр» были разгромлены и отброшены от Москвы на 100 и более километров.
5. Защитники столицы
Воспитатель.Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые – каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.
Кадет 7. Генерал М. Ф. Лукин – человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий . Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: « Войска держаться и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».
Кадет 8. 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»,- сказал политрук. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.
Кадет 9. Михаил Гурьянов-Герой Советского Союза, заместитель партизанского отряда. Его отряду удалось сжечь вражеский штаб и вынести важные документы. Каратели выследили партизан, Михаил Алексеевич был ранен и взят в плен. После жестоких пыток его отвезли к сожженному зданию штаба, повесили на шею табличку « Вождь партизан» и казнили. Согнанные на площадь жители села услышали последние слова, которые Михаил Алексеевич успел крикнуть перед смертью: « Смерть фашизму! Нас миллионы! Победа будет за нами!».
Кадет 10. Виктор Талалихин - в свои 22 года он уже был заместителем командира авиационного полка. С первых же дней Великой Отечественной войны вся страна узнала его имя: в августе 1941 г. он на своем истребителе протаранил немецкий бомбардировщик. Это был первый ночной таран Великой Отечественной войны. В.В. Талалихину тоже было присвоено звание Героя Советского Союза.
Погиб Виктор Талалихин в воздушном бою над московским небом в октябре 1941 г. Кадет 11. Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы красной армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и наконец, Берлин. Именно Г.К. Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. Его назвали последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть. Г.К. Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.
Маршал Рокоссовский Константин Константинович. Осенью 1941 года войска 16-й армии Рокоссовского надежно перекрыли Ленинградское и Волоколамское шоссе, по которым противник стремился прорваться к столице. В течение двух недель армия держала оборону против значительно превосходящих сил врага. Именно в составе 16-й армии Рокоссовского под Москвой сражались ставшие прославленными дивизии И. В. Панфилова и А. П. Белобородова, танковая бригада М. Е. Катукова и кавалерийский корпус Л. М. Доватора. Рокоссовский К.К. похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.
Кадет 12. Неизвестный солдат… Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Осенью 1941 года у деревни Крюково шли жесткие бои на подступах к Москве. В 1966 году было обнаружено захоронение неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там вечный огонь.
Рефлексивный этап:
Воспитатель.Контрнаступление советских войск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему советско-германскому фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.
Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. Провалились расчеты гитлеровцев на непрочность советского общественного и государственного строя, советского тыла.
В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.
Воспитатель.В битве за Москву принимала участие вся страна.А сильная армия и мощное оружие помогут только тем, кто будет хранить победные традиции своего народа. Потому, мне кажется, нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех на. Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа. Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще, Московская битва, так или иначе касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.
Воспитатель. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили наши агрессоры. После Второй мировой войны им стало ясно, что завоевать наш город силой не удастся – любое вторжение только укрепит единство народа.
Ребята, может быть, среди ваших близких есть еще люди, которые помнят эту войну? Поговорите с ними, расспросите об их жизни в эти военные годы, восстановите прерванную историческую память в своей семье.
Воспитатель.Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенного запомнилось?
Кадеты отвечают на поставленный вопрос.
Воспитатель.Ребята я хочу напомнить, что еще у одной деревни проходило сражение? О какой деревне битве идет речь, как называлась эта деревня? Вы знаете песню об этой деревне и нам бы всем хотелось услышать ее.