Программа внеурочной деятельности классного руководителя
Путешествие по стране Фантазия
Романова Оксана Александровна
Пояснительная записка
Актуальность. Основой для современной организации воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей.
Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Для эффективной организации внеурочной деятельности школьников среднего звена в школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности разработана на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. Координирующую роль выполняет классный руководитель. В связи с этим возникла необходимость написания Программы внеурочной деятельности классного руководителя, которая является компонентом внеурочной деятельности школы.
Цель программы:
Организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося.
Основные задачи программы:
1. Формировать у учащихся класса навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
2. Формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности.
3. Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка.
4. Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей.
5. Формировать творческое воображение, любознательность.
6. Развивать познавательный интерес, самостоятельность.
7. Осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, профессионально-ориентационное, физическое воспитание младших школьников.
8. Воспитывать бережливость, ответственность, уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.
Реализация данной программы позволяет:
· организовать в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
· организовать социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
· организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
· формировать коллектив через основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Планируемые результаты:
· создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
· расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
· творческая самореализация детей;
· формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
· психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
· сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
· формирование единого воспитывающего пространства;
· развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
· активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
· использование потенциала открытого образовательного пространства.
Тематическое планирование классного руководителя
5 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
Теория |
Практика |
Кол-во часов |
|
1 |
Классный час «С Днём знаний!», «Урок Мира» |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Классный час «Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций». Беседа «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Классный час «Культура поведения в школе», «Готов к труду и обороне» Подготовка к осенней ярмарке. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Классные часы: «Знай правила дорожного движения»; «Автомобиль. Дорога. Пешеход»; «Безопасность детей на дорогах»; «Культура поведения на дороге». Изготовление поздравительных открыток к празднику День учителя. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
5 |
Классный час «Доброта и милосердие в нашей жизни». Беседа-диалог «Будь нетерпим к грубости и чёрствости, не будь равнодушным». |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Классный час «Безопасность школьников в сети Интернет». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
7 |
Классный час «Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте». Конкурс рисунков. |
|
|
|
1 |
1 |
8 |
Классный час «Человеческие ценности». Беседа-игра «Путешествие по миру здорового образа жизни». |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
9 |
Классный час «Я люблю тебя Россия», «День народного единства». |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
10 |
Классный час, посвященный Международному Дню толерантности. |
|
|
1 |
0 |
1 |
11 |
Классный час, посвящённый Дню матери. Подготовка к празднованию Дня матери. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
12 |
Классный час, посвященный Дню памяти жертв ДТП. «Азбука дорожная» (викторина, инсценировка по ПДД) |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
13 |
Классный час «Аварии на теплосетях». Игровая познавательная программа «Хочу всё знать!» |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
14 |
Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации. |
|
|
1 |
0 |
1 |
15 |
Классный час «Историческое и культурное наследие СПБ» |
|
|
1 |
0 |
1 |
16 |
Классный час «Здоровый образ жизни».Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
17 |
Классный час «Герои земли русской». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
18 |
Классный час «Что такое воспитанность школьников?» |
|
|
1 |
0 |
1 |
19 |
Классный час в рамках Международного года света и световых технологий.
|
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
20 |
Классный час «Безвредного табака не бывает». Игра что? где? когда ? по здоровому образу жизни. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
21 |
Классный час «День Святого Валентина». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
22 |
Классный час «День защитника отечества», «Государственные символы России» |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
23 |
Классный час «Милосердие облагораживает, украшает человека». |
|
|
1 |
0 |
1 |
24 |
Классный час «Милосердие облагораживает, украшает человека». |
|
|
1 |
0 |
1 |
25 |
Классный час «Международный женский день». Подготовка к празднику 8 марта. Изготовление поздравительных открыток к 8 марта для мам и бабушек. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
26 |
Классный час «Как сохранить природу». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
27 |
Классный час «Безопасный интернет». |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
28 |
Классный час «День космонавтики». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
29 |
Классный час « Личная гигиена» |
|
|
|
|
1 |
30 |
Классный час « Добро-это…». «Спешите делать добрые дела!» (мероприятия, посвящённые неделе добра). |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
31 |
Классный час «Досуг и режим дня школьника». |
|
|
1 |
0 |
1 |
32 |
Классный час «День победы». Игра. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
33 |
Классный час «Привычки- хорошие и плохие». |
|
|
1 |
0 |
1 |
34 |
Классный час «Настоящий друг». Конкурс рисунков. |
|
|
0,5 |
0,5 |
1 |
Содержание программы
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (35) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Методическое обеспечение программы.
Урок состоит из 3 частей:
1. Подготовительная.
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока
2.Основная.
Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала
3.Заключительная.
Задачи: подведение итогов классного часа.
Классный час может проводиться в различных формах:
в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы:
1. Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
2. Батракова И.В. Игра как педагогическое средство./ Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
4. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
5. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991.
6. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Серия «Воспитание в современной школе». - М: Просвещение, – 2006.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.Г. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы.- Образовательные ресурсы. Выпуск79.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
9. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
10.Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
11.Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
12. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
15. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1999 г.
17. Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: Документальное обеспечение воспитательного процесса в классе/ О. В. Миновская// Классный руководитель. – 2008. – №2.
18. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
19. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
20. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
21. Савичева И.Б. // Классный руководитель. – 2008. – №4.
22. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11.
23. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
24. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
25. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
Ресурсы – Интернет:
http://cvetaeva.ouc.ru/mirok.html