Методическая разработка внеклассного занятия
Правила поведения за столом во время еды
Назаренко Людмила Альбертовна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ №561 Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
- расширить знания о правилах поведения за столом во время приёма пищи
- познакомить детей с историей зарождения культуры питания
- раскрыть в доступной для детей форме, мысль о необходимости соблюдать правила поведения за столом
- развивать чувство уместности высказывания
- формировать навыки речевого этикета
- активизировать и расширить словарный запас учащихся
- развивать связную речь
Оборудование:
- предметные картинки
- сюжетная картинка
- карточки с записью правил поведения за столом
- картинки- схемы
- кукла «Буратино»
Ход занятия
- Организационный момент
- Повторение словесных форм приветствия
- Знакомство с новым материалом
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости. Для этого нужно хорошо подготовиться. А умеете ли вы вести себя за столом?
- Когда-то, тысячу лет назад, люди не знали ещё ни тарелок, ни вилок. Слуги вносили богатым хозяевам на огромных блюдах, зажаренных на железном вертеле кабанов и оленей, подстреленных на охоте. Острыми охотничьими ножами гости отрезали от туш большие куски мяса и жадно их поедали. При этом обедающие чавкали и сопели, а кости бросали на пол своим охотничьим собакам. Всё это не понравилось бы современному человеку.
Но прошло много лет, люди стали уделять культуре питания большое внимание. Ведь очень важно знать, что ты ешь, приятно ли тебе и окружающим во время еды.
Воспитатель:
Сейчас мы будем тренироваться. Но сначала вспомним столовые принадлежности. Глядя на картинку продолжи фразу, начиная со слов:
- это посуда для . . . .
1. Кастрюля- это посуда для . . . .
2. Чашка- это посуда для . . . .
3. Сахарница- это посуда для . . . .
4. Хлебница- это посуда для . . . .
5. Солонка- это посуда для . . . .
6. Кофейник- это посуда для . . . .
7. Маслёнка- это посуда для . . . .
Работа со схемой
- Расположи правильно столовые приборы на скатерти (картинка – схема)
-Продолжаем накрывать на стол. Отгадайте что это?
1.На плите стоит, пыхтит, а из носа пар валит. (Чайник)
2.Удивляется наш Сашка: - Блюдце есть, а где же . . . . (Чашка)
3.Кусок ткани, которым покрывают обеденный стол. ( Скатерть)
4.Всех кормлю с охотой я, а сама безротая. (Ложка)
5.Если хорошо заточен , всё легко он режет очень – хлеб, картошку, рыбу, мясо, свёклу, яблоки и масло. (Нож)
6.Испекли мы из муки с луком, с мясом . . . . (Пирожки)
7.Съел сластёна в воскресенье всё вишнёвое . . . . (Варенье)
8.Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном, с вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают, а как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят – по кусочку весь съедят. ( Пирог)
9.Сел за стол на табурет жду, когда дадут . . . . (Обед)
Появляется Буратино (игрушка).
Воспитатель:
А теперь ребята послушайте сказку, в ней говориться о том, как Буратино был в гостях у Мальвины.
- Мальвина осмотрела деревянного мальчика с ног до головы и поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила ему крошечную чашечку чая.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу и стал раскачиваться на стуле. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и громко чавкал. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их облизывал, сладко причмокивая.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек птичкам, он схватил заварочный чайник и выпил всю заварку из носика. Буратино пил быстро, большими глотками. Он поперхнулся и пролил чай на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго: - Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. А чай пьют только из чашечки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста!?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
« Вот так влип! » - подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец, мучительный завтрак закончился.
- А теперь скажите, пожалуйста, какие ошибки допустил Буратино? Помогите ему научиться правильно вести себя за столом. Дайте Буратино полезные советы. Свой ответ начинайте со слов:
- За столом нельзя . . . .
. . . . сидеть, подвернув под себя ногу.
. . . . раскачиваться на стуле.
. . . . класть локти на стол.
. . . . есть варенье руками из вазочки.
. . . . пить из носика чайника.
. . . . торопиться, пить большими глотками.
Физминутка. (упражнения для правильной осанки «Пронеси, не урони»)
- А как вы думаете, так ли важно соблюдать все эти правила?
Дети анализируют ситуации, воспитатель дополняет их ответы.
Воспитатель:
- А ещё за столом принято говорить: «Приятного аппетита».
- Какими словами нужно предлагать гостям угощение?
- Как нужно благодарить за угощение?
Ролевые игры по предложенной ситуации (на карточках)
- У тебя сегодня День рождения, ты хочешь угостить детей вкусными конфетами.
- У твоего друга День рождения, он угостил тебя конфетами.
- Ты ждёшь гостей. Какими словами ты встретишь своих друзей? Предложи им чай.
- К бабушке в гости пришла её старая знакомая. Она принесла к чаю вкусные пирожные в коробке. Какие слова нужно сказать за столом?
- Вы сидите за столом со своими одноклассниками и не можете дотянуться до тарелки с хлебом. Как поступить?
- Сегодня очень вкусный завтрак. Галина Николаевна испекла булочки с малиной. Девочки хотят поблагодарить повара, но не знают, как это сделать, помогите им.
- Используйте карточки подсказки.
. . . . угощайся, пожалуйста
. . . . кушай на здоровье
. . . . приятного тебе аппетита
. . . . отведай нашего угощения
. . . . пожалуй к столу
. . . . большое спасибо за вкусное угощение
. . . . спасибо всё очень вкусно
. . . . благодарю за приглашение
. . . . передайте . . . . ,пожалуйста
. . . . было очень вкусно
. . . . завтрак замечательный
. . . . так вкусно, что пальчики оближешь
- А теперь мы с вами повторим пословицы. Я начну, а вы продолжите:
Руки мой . . . . перед едой
Когда я ем . . . . я глух и нем
Хлеб - . . . . всему голова
Кто не работает . . . . тот не ест
Аппетит приходит. . . . во время еды
Кашу маслом . . . . не испортишь
Итог занятия. Инсценировка.
Роли: воспитатель (Людмила Альбертовна)- хозяйка
мальчик (Алёша)- гость
девочка (Аня) – гостья
(роли выучены детьми заранее)
Л.А. - Пожалуйста, чай, конфеты, варенье. Попробуйте скромное угощенье. Извольте откушать домашний пирог. Отведать печенье, пирожное, сок.
Аня - Спасибо хозяйке, угощенье знатное: тают во рту и пирог, и печенье, вышло на славу и ваше варенье. Очень красива посуда чайная.
(Мальчик Алёша плохо ведёт себя за столом. Он испортил скатерть).
Л.А. – Знает мальчик или нет, что такое этикет?
Аня – Милые гости, не стоит сердиться, проказнику следует извиниться. Вместо него я прошу прощенья, за Алёшино глупое поведение.
Алёша – Я был неловок. Прошу извинения. Я виноват. Я прошу прощения.
Л.А. – Что ж Алёша, тебя от души мы простим. Пятно уничтожим содой и мылом. Пусть дети служат тебе примером. У них хорошие манеры!
Дети делают выводы от занятия.