НА РУБЕЖЕ ВЕЩЕЙ
ИЛИ КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Вьюгинова Алла Юрьевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
(вступительная статья к публикации методической разработки по истории для 4-6 классов «Предметы милой старины» на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»)
Сейчас за нашими окнами ЗИМА! Кому-то она очень-очень нравится, а кто-то её терпеть не может! И с нетерпением ждёт ВЕСНЫ! А на зимнюю улицу и глаз не кажет! Но любому из нас известно, что лыжникам, например, пусть даже не профи, а и просто заядлым любителям этой зимней забавы, совсем не в радость таянье снега, пенье ручьёв и звон сосулек, но ... ЗИМА, несмотря ни на что, под весёлый аккомпанемент весенней капели, всё-таки вновь и вновь УХОДИТ - так было и так будет всегда.
А заядлым ягодникам и грибникам, всю осень не вылезающим из необъятных наших лесных просторов, наоборот, не нравятся ни первый мороз (для поэтов - "такой горячий, как первый поцелуй"), ни первый снег ("для романтиков - такой пушистый, завораживающе медленный и ослепительно белый); а вместе с ними (и с первым морозом, и с первым снегом) всё это нескончаемое морозно-снежное господство по имени ЗИМА - они иначе, как "унылое мёртвое царство", и не называют.
"До свиданья, день! –
Но я знаю - встречи не будет...
До свиданья, миг! –
Но, по честному, до Никогда!!!"
(Эмиль Лотяну)
Новый миг!.. Новый день!.. Новый год!..
Как трудно, порой, подвести хоть какие-то ИТОГИ. Как вдвойне трудно - выстроить, пусть ближайшие, но нужные и реальные и, главное, греющие душу, ПЛАНЫ. И уж совсем не подступиться, в этом отношении, к оценке ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, накопленного поколениями - это кажется запредельным для обыденного понимания. Запредельным!
"Встречу тысячи дней,
Но единственный день провожаю...
Он, как в крайнем вагоне,
Влепил подбородок в окно...
Я не стоил его...
И поэтому к горлу ножами Подобралась тоска,
От которой не лечит кино!.."
(Эмиль Лотяну)
А за тоненькой стенкой, в другой комнате нашей старой квартиры, отец читает маленькому сыну: "Природное - то, что существует в природе независимо от человека". "Это я знаю, - смеется сын, - День и ночь. Снег и дождь. Смена времен года".
"Затмение солнца, " - подсказывает отец.
"Круговорот воды в природе!" - уже вместе почти выкрикивают они.
"Приход нового дня, - думаю я, - да и Нового года тоже... Природное! Независимо от человека! Ничего тут не поделаешь!.. И хорошо это!
Это - к счастью!.. И да пусть будет в нашей жизни так всегда!..
А за деревянной стенкой нашего дореволюционного (уже позапрошлого века постройки!) дома, всё громче и всё отчётливее (или мне это только кажется?) сын повторяет за отцом: "Рукотворное - это то, что создано разумом (создано разумом!) и трудом (и трудом!) человека".
Разумом! И трудом! Разумом и трудом! Вот это и остаётся... Вот это!
И совсем не важно, золотое это украшение филигранной работы, или грубый глиняный кувшин, деревянная, топором сработанная толкушка, пёстрый домотканый половик – всё это неповторимая ценность!
Нет, не ценность дорогих антикварных салонов. И не интерьерная изюминка ретро-дизайна для новых русских... Нет, это совсем не то!
Это ценнее!
Это - нужнее, важнее... труднее!
НУЖНЕЕ - для сегодняшней школы: для сплочения вокруг школьных дел представителей разных поколений, разных национальностей, разных уровней достатка (ведь создание "Вещевого Пространства Поколений" должно заинтересовать всех и каждого, во всяком случае, очень хотелось бы этого!)
ВАЖНЕЕ - для сегодняшнего процесса воспитания, в том числе, для воспитания чувства человеческого достоинства и чувства гордости за свою страну, за свою историю - историю Человека (того самого, который своим Разумом и своим Трудом!..)