Внеклассное мероприятие-игра,
посвящённое Новому году
Лебедева Людмила Геннадиевна,
учитель информатики ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Всегда в конце 2 четверти бывает урок, когда все оценки стоят и можно немного отвлечься, а можно просто порвести классный час. В данной разработке я предлагаю несколько задний, которые можно использовать в игре по группам накануне Нового года. Их можно варьировать в зависимости от времени и желания.
1. Обычно первое задание - это создание настроения. Чаще оно посвящается году будущему или минувшему.
В год дракона я предложила следующее задание.
В одном китайском трактате так пишут об этом животном: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра…»
Во время чтения ребята рисуют по очереди, передавая лист: голова – верблюда, глаза – зайца, рога – оленя, уши – коровы, шея – змеи, чешуя – карпа, брюхо – моллюска, лапы – тигра, когти – орла
Кто у вас получился? – Символ следующего года – дракон – это будет эмблема вашей команды.
В год Лошади я предложила найти на картинке (в сети много подобных картинок не только с лошадями) запрятанных лошадей.
Ответ: 14
2. Прочитай зашифрованную фразу.
Начиная с буквы Н соедините буквы и прочитайте фразу, которая получится:
Ответ: Накануне Рождества
Приходила коляда.
Здесь можно поинтересоваться у ребят, что такое коляда и рассказать им, что это славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Коляда (коло – круг) – славяно-русский Бог, солнце младенец, Бог зимних празднеств, Бог начала новой жизни. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волченка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.
Пока народ колядует и трещит от мороза под ногами снег, ведьмы и нечистая сила неистовствуют, похищая с небес звезды и месяц. Всюду гадают на супружество, на урожай, на приплод. А за сговорами и сватовством следуют свадьбы.
3. Викторина «Готов ли ты встречать Деда Мороза»
- Установи соответствие между названием Деда Мороза и страной:
Синтерклаас Папа Ноэль Юлебукк Пэр Ноэль Бабо Наттоле Йоулупукки Шо Хин Одзи-сан Сильвестр Юль Темтен Шахта́ Баба́ Ежишек |
Испания Китай Австрия Италия Азербайджан Словакия Голландия Норвегия Швеция Франция Финляндия Япония |
- Установи соответствие: кто какими способами доставляет подарки
Русский Германский Мексиканский Французский Шведский Испанский Американский |
в ботинке сыплет в дымоход в мешке под ёлкой подкладывает к печке в носке оставляет на подоконнике скидывает на балкон |
- Установи соответствия между современными месяцами и старорусскими:
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь |
листопад цветень вересень червень грудень серпень березень лютень студень кресень травень сечень |
Ответы:
- Установи соответствие между названием Деда Мороза и страной
Синтерклаас – Голландия , Папа Ноэль – Испания, Юлебукк – Норвегия, Пэр Ноэль – Франция, Бабо Наттоле – Италия, Йоулупукки – Финляндия, Шо Хин – Китай, Одзи-сан – Япония, Сильвестр – Австрия, Юль Темтен – Швеция, Шахта́ Баба́ – Азербайджан, Ежишек – Словакия.
- Установи соответствие: кто какими способами доставляет подарки:
Русский – в мешке под ёлкой, германский – оставляет на подоконнике, мексиканский – в ботинке, французский – сыплет в дымоход, шведский – подкладывает к печке, испанский – скидывает на балкон, американский – в носке.
- Установи соответствия между современными месяцами и старорусскими:
Январь – сечень, февраль – лютень, март – березень, апрель – цветень, май – травень, июнь – кресень, июль – червень, август – серпень, сентябрь – вересень, октябрь – листопад, ноябрь – грудень, декабрь – студень
Здесь же можно рассказать, что у древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы. Сечень (январь) — время вырубки леса; лютый (февраль) — лютые морозы; березол (март} — брали сок из берез; цветень (апрель} — цветение садов; травень (май) — зеленеет трава; червень (июнь) — краснеют вишни;
липец (июль) — цветение липы; серпень (август) — идет жатва; вересень (сентябрь) — цветение вереска; листопад (октябрь) — опадание листьев у деревьев; грудень (ноябрь) — от слова "груда" — мерзлая колея на дороге;
студень (декабрь) — студено, холодно. Многие древнеславянские названия месяцев года позже перешли в ряд славянских языков.
4. Кроссворд новогодний. К сожалению, не удалось установить первоисточник этого кроссворда.
1.Щиплет уши, щиплет нос.
Значит, рядом Дед ... .
2.Коль душой и сердцем молод,
Не замерзнешь даже в ... .
3.Словно снежная пылинка,
В небе кружится … .
4. Голубой, как небосвод,
На реке замерзший … .
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.
6.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припёчет,
Заплачет она и умрет.
7. Шоколадная конфета —
Это праздника ... .
8.Снежный ком мы слепим вмиг
Получился ... .
9. Светлый праздник к нам
Идет сквозь пургу без санок,
И приносит Дед Мороз
Каждому ... .
Ответы: мороз, холод, снежинка, лёд, белка, сосулька, примета, снеговик, подарок
5. Кроссворд на вычёркивание (кроссворд опубликован в журнале «Костёр», февраль 2000г)
В таблице записаны слова по ломаной линии, которая может поворачиваться под прямым углом в любую сторону. Вычеркните эти слова, а из оставшихся в таблице букв сложите слово, обозначающее природное явление, которое бывает только зимой. Слова такие (в скобках указано количество букв в них).
"В лесу родилась..." (6)
"..., Красный нос" (5) - это название поэмы Н. А. Некрасова
"Синий-синий ... лег на провода" (4) - это строчка из песни
Замерзшие "слезы" крыш (8)
Любят ребята зимой бросать друг в друга ... (6)
В старину этот месяц назывался "сечень" (6)
Любимое время школьников (а может, и учителей?) (8)
Весело съезжать на них с крутой горки (5)
Бегун по льду (11)
"Замела ... дороги, все вокруг белым-бело" (6) - из песни
Ледовый танцор (8)
А этот месяц назывался в старину "студень" (7)
Горушка, которая бывает только зимой (6)
Две доски на ногах, да две палки в руках, кто это такой? (6)
Ответ: ёлочка, мороз, тней, сосульки, снежки, январь, каникулы, санки, конькобежец, метель, фигурист, декабрь, сугроб, лыжник Слово: СНЕГОПАД
6. Ребус (источник http://www.igraza.ru/page-1-1-10.html)
Ответ: Открываем календарь начинается январь
7. Логическая задача
Поскольку я учитель информатики, то обязательно даю логическую задачу, которая решается табличным способом на новогоднюю тематику.
Подарки от Деда Мороза
Дети в семье Петровых весь год вели себя хорошо и получили подарки от Деда Мороза. Маша, Настя, Саша, Рома, Сережа побежали открывать подарки. Каждый из них получил по подарку и ни один не повторился.
• Саша думал, что мячик получила Настя.
• Настя предполагала, что Рома получил набор карандашей, а Маша – паззлы.
• Рома считал, что Сережа получил паззлы, а Саша – твистер.
• Маша думала, что Настя получила игру «Эрудит», а мячик получил Рома.
В результате оказалось, что все они ошиблись в своих предположениях. Кто какой подарок получил от Деда Мороза?
Ответ: Саша – паззлы, Маша – карандаши, Настя – твистер, Рома – «Эрудит», Серёжа – мяч,
Вот ещё примеры логических задач, которые предложила учитель информатики и ИКТ МОУ «Лицей №13» г. Петрозаводска Гаврилова Екатерина Михайловна в своей методической разработке урока информатике по решению логических задач.
Задача №1 Празднование Нового года
В России дата празднования Нового года при князе Владимире, Петре I и Иоанне Васильевиче III была 1 сентября, 1 января, 1 марта.
Известно, что:
- Петр I был царем-реформатором, любивший все европейское
- Введение в Киевской Руси христианства было осуществлено князем Владимиром
- Празднование Нового года с 1 января отмечалось в большинстве европейских стран.
- Иоанн Васильевич был царем до Петра I
- С момента крещения Киевской Руси празднование Нового года было с 1 марта
При каком правителе, какая дата празднования Нового года была?
Ответ: при князе Владимире – 1 марта, Петре I – 1 января, и Иоанне Васильевиче III – 1 сентября.
Задача №2 «Новогодний костюм»
На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трех богатырей: Ильи Муромца, Алеши Попович, Добрыни Никитича.
Известно, что:
- Евгений – самый высокий
- Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца
- Алексею не подошел костюм Добрыни Никитича
- Ни у одного из друзей имя не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов
Какой костюм выбрал каждый из друзей?
Ответ: Алексей – Ильи Муромца, Алеши Попович – Евгений, Добрыни Никитича – Николай.
Задача № 3 «Новогодняя открытка»
Три одноклассника – Влад, Тимур, Константин выдвинули версии появления новогодней открытки:
1. Первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Художник Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж.
2. По другой версии, посылать открытки к Рождеству начали только с 1841 года, именно тогда они появились в витрине магазина одного предприимчивого у
3. По третьей версии, первым написал поздравительную рождественскую открытку англичанин Генри Коул, водивший дружбу с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. В 1843 году Коул, будучи человеком слишком занятым, чтобы поздравить письменно всех своих многочисленных друзей, попросил художника Джона Кэлкотта Хосли нарисовать открытку.
Какую версию кто выдвинул, если известно:
- Влад увлекается английскими художниками 18 века
- Интересующийся историей Шотландии и Тимур вместе справляли Рождество во Франции
Ответ: 1 версия – Влад, 2 версия – Константин, 3 версия – Тимур
8. Буриме – даются рифмы, по которым сочинить стих.
Возможные варианты:
1. |
______________________декабря ______________________календаря _________________________Мороз ___________________________вёз ______________________хлопушки ________________________игрушки ______________________шоколадки ________________________лошадки
|
2. |
________________________снежок ________________________мешок ________________________метели __________________________ели ______________________праздник ______________________проказник _______________________подарки ________________________санки
|
3. |
___________________Дед Мороз _____________________прогноз ____________________календарь _______________________январь _____________________снежинки _____________________картинки ______________________хоровод ________________________народ
|
4. |
_______________________Новый год __________________________хоровод ____________________________ёлки ___________________________иголки ____________________________свечи _____________________________речи _____________________________смех ____________________________успех
|
9. Код Цезаря
Это задание тоже интересно будет в первую очередь учителю информатики.
Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря — один из самых простых и известных методов шифрования.
Шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами.
Каждая буква в этом шифре заменяется другой буквой отстоящей от первой на определенное расстояние. Например, в шифре со сдвигом 4 «А» заменяется «Д», «Б» – «Е», «В» – «Ж» и так далее.
А чтобы легче шифровать надписи, можно использовать такие диски:
У меня из картона заготовлены такие круги. Центры их соединяются (первый – меньше, второй – больше). Можно просто положить алфавит и объяснить правило: все буквы сдвигаются в данном случае на 5 букв (буква А – Е, Г – З) Зашифровть можно любую фразу.
ЗУЖУХДЧФУИТУЖАОЗУИЪЧУТЙФУЛЙРЕЙНЦДЖЦКЖЦЙЗИЕФХУНМУОИКЧЖЦКЖЦЙЗИЕЦЁАЖЕЙЧУД
Ответ: Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
10. Паззлы
У меня заготовлены разрезанные картинки новогодней тематики, а можно купить готовые паззлы. Поскольку я работаю в кабинете информатики и у меня есть компьютеры, то капитаны складывают паззлы на компьютере, а команды – бумажные.
В эти игры с удовольствием играют ребята с 5 по 8 классы. Я не даю все задания сразу, поэтому могу играть несколько лет подряд с одним и тем же классом, немного дополняя и меняя эти задания.