Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы
Дети Войны
Ученик: (2слайд)
Без малого четыре года
Гремела грозная война,
В войне с фашизмом, чёрной силой,
Сумела выстоять страна.
Ученик:
И не секрет, что наше поколенье
Не знает страшных ужасов войны,
Но к теме той сегодня непременно
Мы обратиться всё-таки должны.
Ведущий 1: 22 июня 1941 года... (3 слайд)
Ведущий 2: 9 мая 1945 года...
Ведущая 1: Две странички календаря.
Ведущий 2: Два дня жизни планеты Земля.
Ведущий 1: Два дня истории Человечества.
Ведущий 2: Они отмечены в календаре разными цветами.
Ведущий 1: Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.
Ведущий 2: Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.
Ведущий 3: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Ведущий 4: День Памяти и Скорби22 июня – особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.
Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…
Чтец 1: (4 слайд)
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Чтец 2: Июнь, клонился к вечеру закат
И теплой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Ведущий 2: В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана) (5 слайд)
(Б.Окуджава «Ах, война…» на фоне музыки ученики читают 1- й куплет) (6 слайд)
Учащиеся:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
(музыка звучит громче. Потом стихает.)
Ведущий 3: На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда» (7 слайд)
Ведущий 4: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Ведь они были еще совсем маленькие и многого не умели.
Ведущий 1: Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. (9 слайд)
Ведущий 2:(10 слайд) Стояли у станков вместо отцов и матерей. Станки были высокие, рассчитанные на рост взрослого мужчины, поэтому мальчики стояли возле станков на табуретках, ящиках, чтобы достать. Послушайте маленький рассказ, про этого мальчика. (11 слайд)
Учащийся:
Вовка – токарь
«Нет, не получится, слабый я, не удержать заготовку» – так поначалу говорил лучший токарь военного завода – Вовка. Потом ничего, привык. Сначала к винтовке прилаживал штык. Потом всё серьёзней работа, и получилось!
Что, ты… Сейчас и смотреть загляденье,
на Вовкиных рук творенье:
снаряды и корпус для мины,
для автоматов стволы,
детали для машины,
для походных кухонь котлы.
Без сна, на лютом морозе
(в цеху только крыша, но не было стен)
губы закусив до крови,
Вовка не сдавался усталости в плен.
Сутками от станка не отходил.
Маленький, упрямый рот как молитву твердил…
Твердил маленький упрямый рот:
«За бабушку, за братишку; – что, взяли нас сволочи?, это мой фронт».
Такие вот Вани и Сани,
Пети и Вовки
победу в тылу ковали:
гранаты, патроны, винтовки.
Ведущий 3: В колхозах создавались отряды для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги дети вносили в фонд обороны.
Ведущий 4: (12 слайд) На этой фотографии мы видим советский танк Т-60 Малютка. У этого танка очень интересная история, послушайте.
Ученик 1: (13 слайд) В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо:
И редакцию завалили тысячи детских писем.
Ученик 2:“Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще похожу в старых ботиночках… Адик Солодов, 6 лет”.
Ученица 1: “Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова”.
Ученица 2: “Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова”…
Ученик 3:(14 слайд) Танк был сделан, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом – орденом Отечественной войны.
“Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка “Малютка 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин”. Май 1943.
Ведущий 1: И таких примеров не тысячи, а много больше. И произошло это потому, в том числе, что Великая Отечественная война с первых часов ее рассматривалась нашим народом, всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.
Ведущий 2: Когда обстановка требовала от детей активных действий, они участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. (15, 16 слайд)
Ведущий 3:(17 слайд) Дети воевали с врагом наравне со взрослыми. Причем сражались так смело и отважно, что имена многих навечно занесены в списки героев этой страшной войны.Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков. Все они погибли ради того, чтобы жили вы.
Розенбаум «А может, не было войны?» Видеоряд
Учащийся: (18 слайд)
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Учащийся:
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий 4: (19 слайд)Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «Хватит, достаточно, всё уже сказано о Великой Отечественной».
Всего сказать, я думаю, не удастся никогда, потому что нет меры трагедиям войны, нет меры героизму людей, проявленному в сражениях, нет меры горечи и страданиям.
Ведущий 1:Диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан вспоминал: “9 мая 1945 года мне выпало счастье прочесть Акт о безоговорочной капитуляции Германии. После прочтения мы увидели, как во всех окнах домов вспыхнул свет, на улицах появились толпы людей... Сообщение повторялось всю ночь и весь день. Но хотелось читать его снова и снова, так, чтобы с каждым разом все радостнее звучала наша Победа!”
Песня «Послевоенная пора» (инсценированная песня) (20 слайд)
МУЗ В. Ильина слова Ю. Рыбчинского
1. Ах… послевоенная пора…
Стояла, рты разинув, детвора.
А перед потрясённой детворой
Крутил, крутил шарманщик ящик свой.
Звучала шарманка, играла шарманка,
Шарманщик шептал: «Начинай!»
И сальто крутила его обезьянка,
И «браво» кричал попугай.
Припев:
Громче! Громче смейтесь, дети!
И не плачьте никогда!
Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!
Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!
Громче! Громче смейтесь, дети!
И не плачьте никогда!
2. И говорил шарманщик: «Попугай!»
А ну, дружочек, детям погадай!»
И попугай «брависсимо» кричал
И каждому «судьбу» его вручал:
Дарил он билеты, цветные билеты,
Цветные, как детские сны.
И в каждом писалось, что счастье мы встретим
И больше не будет войны!