Общешкольное мероприятие
ПДД и человек дружбой связаны навек!
Чёрная И.И.,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ СОШ №473 Калининского района
Санкт-Петербурга
.
Игровая программа «ПДД и человек дружбой связаны навек!»
Цель: Повысить уровень знаний правил дорожного движения, способствовать профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, активизировать интерес к изучению правил дорожного движения и правильного применения их в повседневной жизни.
Задачи:
1.Закрепить знания о правилах дорожного движения и предупреждения их нарушений в повседневной жизни.
2. Формировать умения и навыки безопасного поведения детей на дорогах города и загородом. Развивать интерес к изучению правил дорожного движения, умения предвидеть и, главное, избегать опасностей, возникающих на дороге.
3. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство коллективизма, взаимовыручки, умение работать в команде.
Подготовительный этап.
Учащимся школы на уроках ОБЖ, классных часа сообщается о том, что скоро будет проводиться игра по правилам дорожного движения. В связи с этим, необходимо вспомнить и повторить правила дорожного движения и. т.д.
Разрабатывается сценарий игры. Примерно за неделю до проведения игры собираются судьи из числа учителей, старшеклассников и родителей учащихся, которые получают необходимые инструкции по подготовке и проведению игры. На совещании классным руководителям сообщается, что будет игра по ПДД, учащимся рекомендуется повторить ПДД, у команды должно быть название, связанное с тематикой игры, удобная одежда, обувь, велосипеды, за каждый велосипед будут добавляться баллы. За несколько дней до проведения игры до учащихся школы доводится информация о месте, времени игры. Вывешивается объявление. Игра рассчитана для учащихся 5 -11 классов. Количество членов команды от класса неограниченное.
Техническое обеспечение:
1. Дорожные знаки на подставках ( сколько есть в наличии, не меньше 10).
2. Маршрутные листы для команд.
3. Изображения дорожных знаков для раскладки по группам.
4. Изображения дорожных знаков (не раскрашенных).
5. Цветные карандаши или фломастеры.
6. 6 листов ватмана (на каждом по четыре надписи с названиями дорожных знаков).
7. Небольшие обручи (2штуки).
8. Секундомер.
9. Велосипеды (если у команд не будет).
10. Импровизированный пешеходный переход ( 2 шт.).
11. Кегли или кубики, полоски (бумажные ленты, меловые полосы для обозначения проезда на велосипеде) , узкая плоская доска, обозначения места финиша (кубики, с лежащей на них планкой).
12. Свистки для судей.
13. Светоотражающие жилеты для судей.
14. Удобная одежда и обувь для участников игры.
15. Фотоаппарат.
16. Двусторонние карточки - 30 штук (с одной стороны красного цвета, с другой – зелёного) .
17. Бейджики для судей.
18. Книжки по ПДД.
19. Светоотражатели по количеству участников.
20. Летающие тарелки (красная, жёлтая, зелёная) -9 штук.
21. Большие ёмкости (можно вёдра) -3 штуки.
22. Маршрутные листы.
23. Планшеты для судей.
24. Ручки для судей.
25. Кубки для награждения, медали, грамоты.
Место проведения.
Игра проводится на территории школьного стадиона. В случае дождя, готовятся запасные площадки – малый спортивный зал, большой спортивный зал, рекреации на первом этаже, классы. Игра проводится по возрастным категориям с разницей в 2 часа. На каждом этапе 2 судей и 2 помощника. Судья на этапе объясняет правила участникам игры. Все инструкции по каждому этапу смотри в приложении к игре.
1. 5 -6 классы. Начало игры в 9.00, окончание - 10.30;
2. 7 -8 классы. Начало в 11.00, окончание в 12.30;
3. 9 -11 классы. Начало в 13.00, окончание в 14.30;
4. 4. Количество этапов по количеству классов. Задания могут меняться.
Ход игры-соревнования
«ПДД и человек дружбой связаны навек!»
· Построение команд, вместе с классными руководителями около школы.
· Главный судья соревнований приветствует участников игры.
· Судья:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней игре, посвящённой правилам дорожного движения.
- Согласно статистике, в последнее время, благодаря Федеральной программе по безопасности дорожного движения, число дорожно- транспортных происшествий в России уменьшается. Этому способствует и установка новых светофоров, ограждений, строительство новых дорог и многое другое. Но главное, что действительно может изменить ситуацию на дорогах в лучшую сторону – это наше с вами отношение, как пешеходов, так и водителей к соблюдению правил дорожного движения. Мы все должны понять, что правила эти не только приказ, правила эти - забота о нас! Сегодня, каждый из вас сможет проверить себя на знания правил дорожного движения, попробовать свои силы в преодолении препятствий, проявить свои лучшие качества. Доказать, что вы самая сплочённая команда. Помните! Главное не победа, главное участие, хотя, я каждому желаю только победы, победы над трудностями, которые встретятся на вашем пути во время игры.
- Прошу капитана команды «МЧС», получить маршрутный лист.
(Все остальные капитаны команд получают маршрутные листы по мере вызова судьи).
- Порядок прохождения пути соответствует названиям дорожных знаков на маршрутных листах. Вы должны найти эти дорожные знаки. Команда начинает свой путь с того знака, который в маршрутном листе стоит первым. Если вы придёте не на тот этап, который указан у вас в маршрутном листе, судья вас не допустит, поэтому будьте внимательны, не перепутайте дорожные знаки. После выполнения задания на последнем этапе, маршрутный лист оставляете у судьи этого этапа и дальше действуете согласно его инструкциям. (На последнем этапе команды получают задание, после сдачи маршрутного листа: придумать и нарисовать на асфальте мелками плакат о безопасности на дороге, если дождь, то в классе. Главный судья объявляет о начале игры, желая всем удачи. Команды расходятся по этапам согласно маршрутным листам.
· После прохождения всех этапов, листы сдаются главному судье, Команды выполняют последнее задание. Судья предлагает всем участникам выразить своё отношение к игре: взять бумажные квадратики и положить в коробку с улыбающимся смайликом, если игра понравилась, и – в коробку с грустным смайликом, если не понравилась. Награждение победителей проходит на следующий день, на общешкольной линейке. (Все команды, независимо от возраста, находятся в равных условиях, т. к. правила дорожного движения обязаны знать все, а игра построена так, что все находятся в равных условиях).
· Построение всех команд: Внимание всем! Дорогие ребята! Мы хотим всем вам сказать большое спасибо за участие в игре. Надеемся, что вы получили заряд бодрости и энергии, не пожалели, что приняли участие в соревнованиях, узнали что-то новое. Нам бы хотелось, чтобы сегодняшняя игра помогла вам лучше разбираться в дорожных ситуациях, чтобы вы проявили интерес к изучению правил дорожного движения, но самое главное, чтобы соблюдали их в жизни. Уверяю вас, это очень легко, точно также, как умыться, почистить зубы или одеться, главное, чтобы было желание. Ведь безопасность зависит от каждого из нас. Помните, что от соблюдения правил дорожного движения зависит не только ваша жизнь, но жизнь ваших близких. Спасибо ещё раз за игру! Удачи всем на дорогах! В каждом соревновании есть победители, есть они и у нас, но здесь нет побеждённых.
· Судья объявляет результаты игры. Награждение победителей, все участники по возможности получают сертификаты участника, светоотражатели или книжки по ПДД.
Приложение 1
Маршрутный лист
Команда ____________________________________________ Класс _______
№ |
Название этапа |
баллы |
Время |
Дополнительные баллы |
Штрафные баллы |
Общее кол –во баллов |
1 |
Влоесипедная дорожка |
|
|
|
|
|
2 |
Подземный переход |
|
|
|
|
|
3 |
Движение велосипедов запрещено |
|
|
|
|
|
4 |
Прочие опасности |
|
|
|
|
|
5 |
Въезд запрещён |
|
|
|
|
|
6 |
Пешеходный переход |
|
|
|
|
|
Общий итог игры: _________ баллов
Примечания: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Iэтап
«Подземный переход»
Архив ПДД: « Правда ли что…»
· На этапе двое судей.
· Команда делится на 2 половины. Одна часть отвечает на вопросы первого судьи, вторая - на вопросы второго. При этом команды используют карточки зеленого («ДА») и красного («НЕТ») цвета. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. В конце викторины баллы суммируются. Время на обдумывание - не более 10 секунд.
Вопросы для 1 половины команды:
Правда ли что…
1. Шофёр в переводе с французского обозначает истопник? (ДА)
2. Бензин для первых автомобилей можно было купить в аптеке? (ДА)
3. На заре автомобильного движения в России было всего 3 дорожных знака? (ДА)
Если назовёте какие, то получите по 1 дополнительному баллу за каждый названный дорожный знак. Подумайте.
1) Пересечение с железнодорожными путями.
2) Неровная дорога.
3) Перекрёсток.
4. В начале 20 века автомобиль называли мотором? (ДА)
5. Для того чтобы проехать на первой модели велосипеда нужно было идти по земле пешком? (ДА).
Почему? (за ответ + 1балл) (Не было педалей, велосипедист отталкивался ногами от земли)
6. Что в начале прошлого века планировалось создать для автомобилей отдельные дороги, чтобы лошади не пугались? (ДА)
7. При сдаче экзаменов будущим водителям необязательно различать цвета? (НЕТ)
8. Первые автомобили не могли сами въехать в гору и их толкали руками? (НЕТ, они въезжали задним ходом)
9. Первые дорожные знаки были чёрно – белого цвета? (ДА)
10. Верите ли вы, что первым нарушителем скоростного движения на дороге была женщина? (ДА, в 1895 году в Париже)
11. Верите ли вы, что первый механический транспорт топился
дровами? (ДА, паровоз)
12. Верите ли вы, что для пешеходов и водителей приняты
разные правила дорожного движения? (НЕТ, конечно).
Вопросы для второй половины команды.
1. Первым самодвижущимся средством передвижения , которое придумали, был велосипед? (НЕТ, паровоз)
2. Двигаясь по тротуару, необходимо придерживаться левой стороны? (НЕТ, необходимо придерживаться правой стороны)
3. В Москве у здания цирка стоит памятник автомобилю из известного кинофильма. Как называется этот кинофильм? (« Кавказская пленница»)
4. « Лада» и «Жигули» это одна марка автомобиля? ( ДА, « Лада» - в Европе, «Жигули» - в России.)
5. Что в 1878году в Англии вышел закон, который ограничивал скорость передвижения автомобиля до скорости движения пешехода? (ДА, 4- 5 км/час )
6. Верите ли вы, что в России водителям автомобилей разрешается во время движения разговаривать по телефону? (НЕТ)
7. Сотрудники ГИББД могут оштрафовать водителя за то, что пассажиры в его автомобиле, сидящие на заднем сидении не пристёгнуты ремнями безопасности. (ДА). Если скажите, с какого года, получите + 1 балл (с 1.01 2008года)
8. Правда ли, что существует улица шириной 48 сантиметров? (ДА, улица Лю де Ланфре во Франции)
9. Правда ли, что у первых светофоров было всего два сигнала? (ДА, если скажите какие, +1балл (красный, зелёный)
10. Верите ли вы, что в Израиле без сдачи экзамена по правилам дорожного движения выпускникам школ не выдают аттестаты зрелости? (ДА)
11. Верите ли вы, что дорожные знаки едины для всех стран мира? (ДА).
2 этап. «Прочие опасности».« Символы».
· Судья предлагает всем членам команды взять по одной карточке (с одной стороны она красного цвета, а с другой зелёного цвета). Команда делится на 2 половины. Одна часть отвечает на вопросы первого судьи, а вторая на вопросы второго. За каждый правильный ответ команда получает по 1баллу. В конце викторины баллы суммируются.
· Судья: для удобства водителей и пешеходов были придуманы различные символы: буквы, изображения животных, домашняя утварь и.т.д. Ваша задача определить, где правда, а где - нет. Если вы считаете, что такой символ существует, то покажите зелёную карточку, если думаете, что – нет, то показываете красную карточку. Капитан команды, глядя на карточки, принимает решение, и сообщает его судье. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Если такой символ существует, то судья показывает его, и если кто – то из команды правильно даст ещё и определение этого знака, то + 1балл. Готовы? Тогда начинаем.
Символы для первой половине команды.
1. Ель. (Да) Судья показывает знак. (Место отдыха)
2. Буква «С» (Нет)
3.Забор (Да) ………..(Железнодорожный переезд без шлагбаума)
4.WWW@. Ru(Нет)
5.Телефон (Да)
6.Число (Да) (Если в голубом круге, то рекомендуемая скорость, если в красном, то ограничение скорости)
7.Музыкальный инструмент. (Да, труба) ( Подача звуковых сигналов запрещена)
8.Троллейбус (Нет)
9.Столовые приборы (Да) ( Вилка, нож) ( Пункт питания)
10.Солнце (Нет)
11.Знак препинания( Да, восклицательный знак) ( Прочие опасности)
12.Чёрные очки (Да) ( Слепые пешеходы)
13.Гаечный ключ (Да) (Станция технического обслуживания)
14.Медведь (нет).
Символы для второй половины команды
1. Корова (Да) ( Перегон скота)
2. ОДНА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА В ДРУГОЙ (Да) (Въезд запрещён)
3. Люди, играющие в мячик. (Да) ( Жилая зона)
4. Слово на английском языке. (Да. STOP ( Проезд без остановки запрещён)
5. Душ (Да) (Мойка)
6. Облако с дождём (Да) (В дождливую погоду)
7. Самолёт (Да) (Низколетящие самолёты)
8.WC (Да) (Туалет)
9. Буква «Р» (Да) (Стоянка)
10. Разноцветные кружочки (Да) (Светофорное движение)
11. Олень (Да) (Дикие животные)
12. Буквы ДТП (Нет)
13. Буквы ДПС (Да) (Дорожно–патрульная служба)
14. Паровозик с вагончиком (Нет) (Есть только паровозик с трубой, из которой идёт дым) (Железнодорожный переезд без шлагбаума)
3 этап. «Велосипедная дорожка». Безопасное колесо.
· Так как по времени прохождение этого этапа может затянуться в связи с большим количеством участников, поэтому необходимо подготовить две площадки для фигурного вождения на велосипедах.
· Команде сразу же начисляются 20 баллов (из них будут вычитаться штрафные баллы).
· За каждого участника команды команде начисляется по 1 за каждого участника команды;
· За каждый велосипед до старта начисляется по 5 баллов.
· Задача каждого участника команды проехать на велосипеде без нарушений. За каждое нарушение команде начисляется 1 штрафной балл.
· За каждого участника, проехавшего весь маршрут, начисляется ещё по три балла независимо от того, как он проедет. Маршрут составляется судьями самостоятельно, главное, чтобы велосипедисты проезжали змейкой через кегли или кубики расстояние примерно 15 метров, совершили левый поворот, обязательно обозначив его рукой, проехали по узкой доске, правильно проехали пешеходный переход, подняв руку вверх, остановиться, слезть с велосипеда, пройти рядом с велосипедом по пешеходному переходу, после сесть на велосипед, проехать прямо, и остановиться в «боксе», не сбив планку на кубиках. Время прохождения маршрута в зачёт не идёт. Перед началом помощник судьи показывает, как необходимо проезжать маршрут. Судья объясняет, за что будут добавлены баллы, за что начисляются штрафные. Доводиться до сведения, что чем больше членов команды примут участие на этом этапе, тем больше баллов она получит команда.
4этап. « Пешеходный переход» Дорожные знаки.
· Судья для выполнения заданий предлагает команде разделиться на 2 группы.
· 1-ая группа должна будет выбрать и положить из предлагаемых дорожных знаков только те, которые соответствуют надписям на ватмане (6 листов ватмана, на каждом листе по 4 надписи названий дорожных знаков. Надписи - по желанию организаторов).
· 2-ая половина команды должна правильно раскрасить дорожные знаки и подписать их. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. В конце баллы суммируются.
5 этап. «Въезд запрещён». «Поставь запаску»
· Судья объясняет, что команде необходимо поменять пробитое колесо и поставить запасное.
· Для этого всей команде необходимо взяться за руки. У капитана на левой руке висят 2 небольших обруча. По сигналу первого судьи, второй включает секундомер, а капитан команды начинает передавать 1 обруч по часовой стрелке следующему участнику, то есть каждому приходиться пропускать обруч через себя, не расцепляя рук до тех пор, пока обруч не окажется на правой руке капитана. Как только первый участник пролез через первый обруч, капитан может «отправлять» второй обруч за первым. Поскольку в каждой команде разное количество участников, судье необходимо чётко объяснить команде, что результат определятся по времени, затраченному каждым участником , т.е. время делится на количество участников. Среднее время одного члена команды записывается в маршрутном листе. (При подсчёте команда, затратившая меньшее время, получает 12 баллов и по нисходящей: на 2 балла меньше).
· Время останавливается, когда второй обруч будет находиться на правой руке капитана. Штрафные баллы начисляются, если руки будут расцеплены, споры судьями. Команде даётся одна попытка для тренировки. В зачёт не входит
6 этап. «Движение велосипедов запрещено». «Включи светофор».
· 2 или 3 большие ёмкости (можно использовать вёдра)
· Команда делится на 2 или 3группы. По одному члену команды стоят у корзинок сбоку, чтобы после бросков забрать летающие тарелки. Другие 3 члена команды стоят на определённом расстоянии от ёмкостей, имея на руках по три летающие тарелки. По сигналу судьи члены команды совершают броски в корзины три тарелки: красную, жёлтую, зелёную. Каждое попадание в корзину +3балла. Дальше идёт смена бросающих. Итак, бросает вся команда. Но результаты начисляются по численности меньшей команды, которая участвует в игре. Это должно быть сказано в самом начале проведения этапа. Например, есть команда в количестве 20 человек, значит, 1-ые 20 результатов идут в зачёт, а команда определяет, кто будет бросать. Остальные могут бросать, но в зачёт этот результат не идёт.