Экскурсия по комнатным растениям класса
(Клубный час в группе продлённого дня 4 класса.)
Скробина Галина Николаевна,
воспитатель ГБОУ средней школы №229
Санкт-Петербура
Цели:расширить у детей знания о комнатных растениях и правилах ухода за ними;воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой.
Ход мероприятия
Экскурсовод.Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша экскурсия посвящена комнатным растениям. У каждого из нас есть имя. Есть имена-названия и у всего того, что окружает нас в природе. Давайте познакомимся с комнатными растениями , живущими в этом классе.
Экскурсовод подходит поочередно к ученикам, стоящим с растениями, которых они представляют- играют, и задает вопросы.
-Здравствуйте, как вас зовут?
- Я – Хлорофитум.
- А что означает ваше имя?
- В переводе с греческого - «зеленое растение».
- А что это у вас такое? (Показывает на «усы»)
- Я замечателен длинными свешивающимися усами, на которых растут молодые растеньица – детки. Мой пышный куст способен украсить любой уголок.
- Откуда вы родом?
- Из Африки.
- А что вы любите?
- Я люблю, чтобы весной и летом меня поливали обильно, а зимой умеренно. Мои толстые корневища способны запасать влагу, и поэтому пересушка не так опасна, а вот от перелива корни мои могут загнить. Я растение неприхотливое. Легко расту и на свету, и в полутени, и при искусственном освещении.
- Приятно было с вами познакомиться. (Подходит к следующему растению) Здравствуйте, как вас зовут?
- Зигокактус («декабрист»). Я очень распространенный вид кактусов. Мои стебли состоят из плоских члеников.
- А где ваши листья?
- А у меня их нет.
- А почему вы так называетесь?
- Потому что цвету в декабре. Мои цветки похожи на колокольчики, но с остроконечными лепестками.
- А что вы любите?
- Я люблю, когда прохладно, и не люблю, когда меня передвигают.
- Мы запомним это и не причиним вам неудобств.
- Здравствуйте , а как вас зовут?
- Сциндапсус! Я –лиана.
- А что такое лиана?
- «Лианы» - общее название всех вьющихся и лазающих растений. Меня пересаживают ежегодно в марте – апреле. Чтобы на листиках пятна были яркими, мне нужно стоять в светлом месте. Холод, сквозняки и избыток воды вызывают у меня появление коричневых пятен, мои листики желтеют и умирают. Я люблю тёплое место.
- Мы запомним это. Приятно было с вами познакомиться. ( Подходит к следующему растению) Здравствуйте, а я вас знаю. Вы Диффенбахия!
- Да ,я Диффенбахия, родом из жарких тропиков. Я не переношу холодного воздуха и низкой температуры зимой.
- Какие у вас крупные и красивые листья . Какая вы большая!
- При правильном уходе за мной я могу вырасти до 2-х метров. Чтобы я имела привлекательный , ухоженный вид , надо периодически производить обрезку. Только помните ; мой сок раздражает кожу, после работы со мной нужно вымыть руки. Я не только высокодекоративное растение, но и чрезвычайно полезное, потому что очищаю воздух от токсинов.
- Приятно было вас увидеть. Здравствуйте, а вы мне кого-то напоминаете…
-Я Циссус, травянистая лиана. Мои лепестки тройчато - сложные ромбовидной формы, с редко зубчатым краем тёмно-зелёного цвета. Стебли и черешки густо-опушённые мелкими волосками. У меня есть усики, которые сами ищут себе опору и завиваются вокруг неё.
- А не вас ли называют берёзкой?
- Меня, потому что мои листья похожи на листья березки.
- Спасибо за познавательный рассказ. Здравствуйте, а как вас зовут?
- Плющ- лиана. Расту и в тени и на солнце, выдерживаю сквозняки и могу находиться в неотапливаемой комнате, и поэтому я неприхотливое растение. Отвары из моих листьев эффективны при кашле и головной боли. Я полезное растение, потому что очищаю воздух от вредных веществ – формальдегидов.
- А я тоже полезное растение - Алоэ. Мои листья узкие, с шипами по краям используют как лекарство от разных недугов. Если у вас нарыв, то можно разрезать мой листик, приложить к больному месту, и восполение исчезнет.
- Спасибо вам за вашу помощь людям.
- Здравствуйте , а как вас зовут?
- Сансевьера, названа в честь итальянского князя Сансевьеро. Мои длинные узкие листья в народе называют «щучий хвост». Я очищаю пространство от злых слов и мыслей, поглощая энергию тяжести, грубости.
- Спасибо, что вы делаете атмосферу уютной, располагающей к отдыху.
-Не за что!
- Сегодня мы познакомились с комнатными растениями, которые особенно часто нам встречаются. Мы полюбили их и будем о них заботиться, потому что они полезны людям, потом что они яркий, чудесный мир,в котором у всех, как и у нас, есть свои имена. В заключение нашей экскурсии предлагаем вам викторину «Мир растений». (Викторину проводит воспитатель)
Викторина
1. Какое растение может шагать по стенам? (Плющ)
2. Назовите комнатное растение, у которого нет листьев? (Кактус)
3. Сок какого комнатного растения закапывают в нос при насморке? (Алое)
4. Как «щучий хвост» попал в горшок ? (Сансевьера)
5. На окне стоят душистые подружки : одна в красной шапочке, другая в белой. (Герань)
6.Что за трава, которую и слепые знают ? (Крапива)
7. Какое растение питается мухами? (Росянка)
8. Из каких цветов варят варенье ? (Из роз и одуванчиков)
9.Соцветие какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем? (Соцветие подсолнуха)
10. Какой цветок говорит о своем долголетии . (Столетник)
11. Какое растение зацветает самым первым и притом без листьев? (Мать-и -мачеха)
12. Название какого цветка такое же, как и конфета? (Ирис)
13. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василёк, Иван-да-Марья)
14. На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Викторина показала, что вы хорошо знаете удивительный мир растений