Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Экологическое воспитание обучающихся
на уроках биологии и химии и во внеурочное время 
(из опыта работы)

                                                                                                                        Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                        учитель биологии и химии
                                                                                                                        ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга 
Проблема. Поразивший нашу планету серьёзнейший экологический кризис (глобальное потепление, образование озоновых дыр, вымирание редких и исчезающих видов растений и животных, вырубка лесов, участившиеся лесные пожары, ураганы и наводнения, дефицит пресной воды, загрязнение мирового океана, истощение природных ресурсов и другие) внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Обострившийся экологический кризис в стране и в мире диктует человечеству необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, то есть не у всех из них проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех из них достаточен запас знаний об окружающей нас природной среде, они потребительски относятся к ней.
Актуальность. Образование и воспитание обучающихся в области охраны окружающей природной среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Только раннее формирование правильного и осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей природной среде и помочь нейтрализовать их.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Актуальность экологического воспитания заключается в привлечении обучающихся общеобразовательных учреждений к проблеме окружающей среды и формирования у них экологического мышления.
Цели экологического воспитания:
1). Формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей природной среде на базе экологического сознания;
2). Соблюдение обучающимися нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей их оптимизации, активная деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности.
Экологическое воспитание – это средство образования в сознании обучающихся реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте, и необходимых им для формирования бережного отношения к природе, разумного использования её богатств и естественных ресурсов.
Экология – комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учётом влияния на них человеческой деятельности.
Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые человеком решения в отношении с природой, основными компонентами которой являются экологические знания, мышление, оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологическое воспитание – это процесс воспитания в каждом человеке нравственности, духовности, интеллекта. Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию детей в условиях лицея существуют не обособленно, а взаимосвязанно. Гуманное отношение к природе возникает у детей в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, закрепляется в процессе практической деятельности, например, по уходу за растениями в классе и на территории лицея, уходу за обитателями живого уголка в лицее (хомячками и рыбками в кабинете биологии) и т.п. Дети охотно откликаются на предложение учителя помочь животным и растениям, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Пусть этот труд невелик, но само отношение к нему и желание трудиться у детей огромно.
Раскрыть перед ребятами красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой (сопереживать, сочувствовать, удивляться, заботиться, видеть красоту окружающего мира), а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Ребята очень наблюдательны и внимательны к словам учителя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическое воспитание осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. На таких предметах как окружающий мир, биология, география, литература обучающиеся узнают о взаимосвязи живой и неживой природы, знакомятся с экологическими проблемами, путями их решения, правилами экологической этики в отношениях человека и природы, узнают о положительном опыте отношений к природе разных народов. На уроках этих дисциплин ребята обогащаются ещё и новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и тому подобное), формирующие образы территорий различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе, и эстетическое восприятие окружающей природной среды. Постоянное внимание учителей к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес школьников к этим предметам.
Формирование экологического воспитания невозможно без внеурочной работы, в которой ребята принимают самостоятельные решения, соприкасаясь с природой, своими руками убирают территорию лицея от загрязнений, пропагандируют здоровый образ жизни, участвуют в различных экологических акциях. Сознание приходит к ним через познание, через практику, через выполнение различных поручений. Вот тогда и формируется у ребят ответственное отношение к природе.
Для того, чтобы уроки и внеурочные занятия были интересны и не утомляли детей, педагогам целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Внеурочная работа даёт возможность учителям привлекать школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Важнейшим условием реализации комплексного подхода по экологическому воспитанию является создание среды, в которой педагоги личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с ребятами участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем педагогическом коллективе создан экологический паспорт лицея, в котором собрана информация о местонахождении учебного учреждения, об экологических объектах, находящихся на его территории.
Педагогами лицея разработаны экскурсии в природу, создана экологическая тропа, позволяющая более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции, обогащая знания обучающихся по экологическому воспитанию. В классных кабинетах лицея педагогами созданы живые уголки природы – различные комнатные растения, уход за которыми осуществляется ими совместно с ребятами.
В экологической тропе лицея имеется несколько уголков: лесной, луговой, огород, полянка, цветник.
Огород представлен разными видами всходов: фасолью, подсолнухами, тыквой, клубникой, яблонями, сливой.
Луговой уголок включает в себя разнообразие лекарственных трав: мяты перечной, календулы лекарственной, подорожника, одуванчика лекарственного, душицы, мать-и-мачехи, тысячелистника обыкновенного, зверобоя продырявленного, ромашки аптечной. Ребята не только знакомятся с растениями, но и проводят сенсорное обследование их семян.
Полянка представлена различными травянистыми растениями и является местом детского отдыха.
Цветник благоухает разнообразием цветов и кустарников: тюльпанов, маргариток, гвоздик, ирисов, астр, гладиолусов, хосты, черёмухи, сирени. Здесь ребятам можно наглядно показать жизнь насекомых, рассказать об их пользе.
Лесной уголок представлен берёзой, ольхой, клёном, ясенем, вязом, осиной, сосной. Лесной уголок является местом прогулок и экскурсий для обучающихся лицея.
Условия для устройства уголков природы и экологической тропы особенно благоприятны: они дают возможность, не выходя за пределы лицея, наблюдать за ростом и развитием растений. Здесь обучающиеся не только могут удовлетворить свою любознательность, но и активно действовать, трудиться.
Во время внеурочных занятий я как педагог с целью воспитания у ребят эстетических и нравственных качеств и закрепления у них экологических знаний совершаю с обучающимися прогулки и экскурсии в природу (в лес, в парк, на луг, на водоём) по сезонам. Главное значение таких прогулок и экскурсий в том, что ребята наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы, о связи явлений между собой. Ребята, подметив эту связь, усваивают её прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. У ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Во время совместных с детьми прогулок и экскурсий в природу осенью мы наблюдали за листопадом в парке, отлёте птиц, изменениями в жизни насекомых. Также мы совершали прогулки и экскурсии к водоёму в дубовую рощу. Ребята наблюдали, что вода в озере холодная, а в конце осени покрывается льдом. В дубовой роще ребята наблюдали за тем, что листья дубов долго не опадают, колышутся на ветру. Перед экскурсиями обучающиеся заучивали стихи про осень, которые потом использовали при наблюдении за живыми и неживыми объектами природы.
Во время осенних экскурсий мы проводили дидактические игры: "С какого дерева лист?", "Кто быстрее дерево найдёт?", "Найди по описанию", "Когда это бывает?", "Загадки про животных и птиц". После экскурсий ребята собирали красивые листья, из которых делали аппликации и составляли гербарий.
Во время зимних прогулок и экскурсий в природу ребятам нравится смотреть за её величественной красотой в пышном уборе – причудливыми деревьями и кустарниками, опушенными снегом. За всё время экскурсий дети отмечали то, что не видно насекомых, птицы улетели в тёплые края. Дети вспоминали зимующих птиц, наблюдали за снегирями. В конце зимы обучающиеся наблюдали то, как на солнышке искрится снег, сосульки висят на деревьях, слушали оживлённые голоса птиц. На экскурсиях к озеру дети узнали о том, что вода подо льдом находится при температуре 3-4⁰С выше нуля, а рыбы и другие водные обитатели не замерзают, а зарываются в ил.
Во время весенних экскурсий и прогулок в природу с детьми я расширил представления обучающихся о весенних изменениях в природе. Мы отмечали, в какой последовательности распускаются деревья и кустарники, появляются весенние цветы. Также мы наблюдали за весенней жизнью птиц и искали деревья, на которых пернатые построили гнёзда для выведения птенцов.
В экологической тропе лицея "Огород" мы, – педагоги, сажаем с ребятами фасоль, тыкву, картофель.
Во время летних экскурсий в лес ребята не только наблюдали и слушали, но и сами задавали вопросы, вспоминая стихи и пословицы о лесе.
На экскурсиях со школьниками я закреплял правила поведения в природе о том, что нельзя разводить костры, ломать ветки и коренья, срывать первоцветы для изготовления поделок, громко разговаривать и слушать музыку. Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у ребят бережного отношения к природе. Дети должны не только знать о том, что природу нужно беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.
Организовав экскурсию на луг, я уточнил представления ребят о том, что на нём растут растения, которым необходимо много света. Дети научились различать и называть некоторых из них. Также мы наблюдали за поведением и жизнью бабочек, пчёл, шмелей.
Во время беседы с ребятами я объясняю им, почему нельзя убивать пчёл, шмелей, ловить бабочек и других насекомых. Во время таких экскурсий школьники воспитываются эстетически и нравственно, у них закрепляются экологические знания.
Следовательно, прогулки и экскурсии в природу являются эффективным средством экологического воспитания обучающихся, способствуют умственному развитию ребят: они анализируют, сопоставляют, сравнивают факты, делают обобщения и выводы, а все эти качества формируют у школьников знания о природе и её единстве.
В нашем лицее ежегодно проходит декада экологических знаний, во время которой проводятся просветительские и практические мероприятия, а именно:
- выставки детских рисунков: "Экология природы", "Времена года", "Природа и человек",   "Лес – наше богатство";
- фотовыставки: "Город глазами детей", "Родные просторы";
- радиобеседа "День экологии";
- выставка осеннего букета "Этот чарующий мир цветов";
- конкурс видеороликов "Человек и природа";
- конкурс поделок из бытового мусора и бросового материала;
- экологические акции: "Бумажный бум", "Пластиковые крышечки", "Чистая территория лицея", "Помоги братьям нашим меньшим", "Чистый лес", "Кормушки для птиц";
- беседы старшеклассников с обучающимися младшего и среднего звена о культуре и правилах поведения в природе, а также выступления перед ними с лекциями и презентациями.
Помимо всего вышеперечисленного обучающиеся нашего лицея ежегодно готовятся к участию и участвуют во всероссийских олимпиаде школьников по экологии и конкурсах детского рисунка "По страницам Красной книги", "Мир заповедной природы" и каждый год занимают в них (олимпиаде и конкурсах) призовые места районного и регионального уровней.
В нашем лицее разработан педагогами и успешно работает курс "Экология нашего дома", в рамках которого осуществляется стимулирование обучающихся к пополнению их знаний об окружающей природной среде, а также их вовлечения в практическую деятельность по решению проблем окружающей природной среды местного значения, пропаганде экологических знаний.
Для того, чтобы сохранить окружающий нас мир необходимо своевременно формировать у обучающихся экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за её состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и его вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель разных видов растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса лицея. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры подрастающего поколения.
Отношение к природе должно основываться у ребят на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее поведение у детей развиваются постепенно, от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
Я верю в то, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, и на всю жизнь сохранят любовь к окружающей природной среде.

 
 
Список используемой литературы
1). Артёмова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх школьников. – М.: Просвещение, 2021. – 172 с., илл.
2). Бондаренко А.К.  Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение. – 2017. – 126 с., илл.
3). Гагарин А.В.  О механизме и важнейших факторах актуализации содержательно-процессуальной модели формирования экологоориентированного мировоззрения личности. – М.: ВАКО, 2020. – 94 с.
4). Гагарин А.В.  Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. – М.: ВАКО, 2020. – 198 с., илл.
5). Гарий А.В.  Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов. – Гомель: ИПП "Сож", 2020. – 102 с.
6). Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М.  Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество в России, 2021. – 124 с.
7). Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями. – М.: Просвещение, 2019. – 146 с., илл.
8). Иващенко Л.В., Панов В.И., Гагарин А.В.  Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография.– М.: Новая школа, 2020. – 162 с.
9). Криволап Н.С.  Экологическое воспитание. – М.: Красико-Принт, 2020. – 216 с., илл.
10). Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.  Экспериментирование учащихся средней и старшей школы. – М.: Глобус, 2019. – 134 с.
11). Николаева С.Н., Панова Е.Ю.  Методика экологического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2019. – 118 с., илл.
12). Павлова Л.Ю.  Сборник дидактических игр по ознакомлению школьников с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 256 с., илл.
13). Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская А.В.  Психическое состояние в структуре экологического сознания. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2021. – 96 с.
14). Хафизова Л.М.  Как знакомить детей с правилами поведения в природе. – М.: АРКТИ, 2019. – 146 с., илл.
15). Цветкова И.В.  Экология для школьников. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 204с., илл.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»