Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Духовно-нравственное воспитание
личности обучающихся на уроках биологии
и химии и во внеурочное время 
(из опыта работы)

 
                                                                                                                        Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                        учитель биологии и химии
                                                                                                                        ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
Проблема. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение нравственных потребностей. Вечные ценности постепенно отодвигаются на второй план. Наблюдаем потерю значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба. В такой ситуации, важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. Задача всех образовательных учреждений – не только формирование человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом,  с высоким уровнем знаний, но и  нравственно-воспитанной личностью, так как от её интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы нравственного воспитания является социальным заказом общества. 
Актуальность. Во все века детям прививали нравственную воспитанность, которая ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и ему требуется помочь создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что нет. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности каждого ребёнка.
Целью духовно-нравственного воспитания каждого обучающегося является формирование целостной и совершенной личности в её гуманистическом аспекте.
Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности.
Духовность – это стремление личности к высоким целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность – это совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Духовность и нравственность в сочетании составляют основу личности, в которой духовность – направление её развития, фундамент нравственности.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, способствующий формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и школы – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях, необходимая для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – это праздники и обряды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, самоотверженность, скромность, честность, терпение, доброта, умение идти на уступки и прощать и т.п. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых наши предшественники оставили нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесённых сквозь века.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Задача учителя – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым: нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственным называют поведение, глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Под руководством взрослых ребёнок усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятыми в нашем обществе. Человек не может жить без общения с другими людьми. Он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
При воспитании у ребёнка гуманных чувств прежде всего необходимо развивать у него способность к сопереживанию вообще – общую эмоциональность. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него проявляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная детям эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми, должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, взрослым. Мы, – педагоги, должны обращать внимание именно на первые, порой незаметные навыки ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, и должны поддержать его добрые намерения. Благородные и незначительные поступки ребят необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у него пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Слова педагога, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе школьника. В результате этого у него постепенно пропадает зазнайство, чувство превосходства, возникает желание делать хорошее для других, быть внимательным и добрым.
Учить ребят сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и доброго с плохим и злым формируются нравственные чувства школьника.
Я хорошо представляю себе сущность задач нравственного воспитания и его необходимость. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям – к маме, папе и другим родственникам. В дошкольном и школьном возрасте дети начинают руководствоваться в своём поведении, оценках, даваемых себе и другим людям, определёнными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источники моральных представлений детей – взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт передаётся и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности школьника. Так, под моим чутким руководством, обучающиеся познают себя и окружающий мир, учатся жить в обществе, любить и беречь свою Родину.
Воспитывая нравственные качества личности, мы, – педагоги, применяем различные формы работы с детьми. Это и занятия, и цикл бесед, и прикладное творчество, и совместные праздники, и посещение православных храмов. На уроках и внеурочных занятиях, мы, – учителя, даём понятия о добрых и злых людях, о традициях в семье (например, празднике Дня Ангела). На экскурсиях школьники знакомятся с архитектурой и внешним убранством храмов, с достопримечательностями города. У ребят при этом углубляются и закрепляются представления о родной стране, происходит знакомство с православными праздниками – Рождеством Христовым, Благовещеньем, Пасхой.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи (бабушки и дедушки, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить ребятам такие понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству" и т.д.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Моим классом был осуществлён проект "Моя семья", целью которого было воспитание гражданина своей страны, любящего свой родной дом и близких ему людей. Родители обучающихся также приняли активное участие в этом проекте. Со своей стороны я просил каждого обучающегося в своём классе нарисовать фамильное дерево, включающее имена всех известных ребёнку близких живых и умерших родственников. Каждый ребёнок в моём классе это выполнил. Когда рядом с ребёнком находятся фотографии из его родословной, это формирует у него почтение к родне. В связи с этим был оформлен стенд "Генеалогическое древо моей семьи". В моём классе была организована выставка рисунков "Моя семья", в которой обучающиеся и их родители приняли в ней активное участие.
В моём классе традицией является ведение летописи своей семьи, оформленной в фотографиях, переписке, мемуарных воспоминаниях. Пусть в детской душе будет семейная фотография, на которой родители всегда будут рядом. Наедине со своей семейной фотографией каждый ребёнок продолжает общаться с родителями. В своём классе мы оформили фотоальбом "Я и моя семья".
При взаимодействии с родителями обучающихся я использую новую форму работы – коллекционирование. В рабочем кабинете один раз в учебную четверть я организую встречу одного из родителей с обучающимися своего класса с целью ознакомления ребят своим увлечением. Папы демонстрировали коллекции российских монет разных лет, модели отечественных машин, инструментов, а мамы и бабушки – старинную национальную вышивку, лекарственные травы нашего края. Они рассказывали об истории своих экспонатов, о своей увлечённости в этой области. Приобщаясь к таким увлечениям, ребята углубляют свои знания, формируют гордость за близких им людей.
В своём классе я организовал выставку семейных коллекций, реликвий из бабушкиного сундука, а также выставку поделок из солёного теста, выполненные родителями совместно с детьми.
С ребятами и родителями ребят своего класса мы совершаем совместные походы и экскурсии на природу и по городу. Ребятам нужно показать много достопримечательностей: детские театры, музеи, красивые архитектурные здания, парки, заказники, храмы, после посещения которых мы оставляли себе на память фотографии. Фотографии всегда будут напоминать ребятам о счастливом общении с родителями и будут основой формирования любви к родному городу, краю, природе, Богу.
Таким образом, организованные взаимодействия школы, ребят и их родителей позволяет поддержать становление духовно-нравственной личности каждого ребёнка, повысить уровень их духовно-нравственной культуры, укрепить сотрудничество семей и школы.
В своей работе на каждом уроке для развития потребности и интереса к овладению знаниями я стараюсь развить у обучающихся прежде всего умения слушать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, творческую активность и самостоятельность, используя для этого различные приёмы обучения: демонстрацию наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у ребят внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Предметы химия и биология интересны для наших учеников, но существуют трудности, лежащие в процессе их изучения, что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. И для того, чтобы ребята продуктивно и деятельностно работали на уроках химии и биологии, были заинтересованы в их изучении, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах химических и биологических понятий, процессов и тому подобного, я провожу систематически после уроков на протяжении учебного года в учебном процессе систему интеллектуальных игр, подготовив и себя, и ребят к ним особенно тщательно.
В результате приобщения ребят к внеурочным интеллектуальным играм я убедился на практике, что они позволяют обучающимся-игрокам развить собственную инициативу, самостоятельно проверить свои знания по химии и биологии, определить уровень своей подготовки, а также способствуют воспитанию коммуникабельности, совершенствованию своих творческих способностей.
Современный ученик сегодня знает не так уж и мало. Но в настоящий момент нужны не столько сами знания, сколько умения оперировать ими. Для того, чтобы оживить их, нужно создать условия, при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования.
Внеурочная учебная деятельность представляет собой систематический творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивного сотрудничества, взаимодоверия и взаимоуважения преподавателя и учащихся. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать учащихся, но и создавать условия для формирования творческих, социально-успешных личностей.
От того, насколько наши учащиеся будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом будет зависеть их успешность в жизни и становление как личностей.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что успех обучения во многом будет зависеть от того, насколько в учебном процессе будут учитываться уровни сформированности базовых знаний, интеллектуально-творческой сферы учащегося, потребностно-мотивационной сферы и каким образом  в процессе обучения будут заложены перспективы развития этих сфер.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Сотрудничество и сотворчество учащихся и педагога, поиск пути к открытости диалога, доверительного контакта – вот что должно стать теперь альтернативой авторитарной педагогике. Только при условии, когда ты принимаешь каждого ученика как ценность и для него являешься открытой интересной книгой – учебно-воспитательный процесс приносит успех. В этом случае учитель сам инициирует учащихся к открытости, представая перед ними активно функционирующей личностью, не боящейся ошибаться, восторгаться, сердиться, но и сочувствовать, сопереживать, принимать чувства и позиции своих учеников. Это не безликое существо, закрытое статусными предписаниями, а понимающий, поддерживающий, доверяющий ученику учитель. Главное для него не принуждение, не авторитет власти, а самореализация ученика, забота о его благе, оказание помощи в достижении его веры в себя, в свои возможности.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование духовно-нравственных основ личности закладывается в дошкольном детстве, в семье и школе. Наряду с семьёй и средствами массовой информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать общеобразовательные учебные дисциплины, программа которых и учебные материалы, по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, желающего и ценящего её культуру и историю.

 
 

 

Список используемой литературы
1). Архангельский Н.В.  Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2018. – 564 с., илл.
2). Божович Л.И.  О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2018. – 286 с., илл.
3). Бондаревская Е.В.  Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2019. – 420 с., илл.
4). Гин А.А.  Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2020. – 122 с.
5). Данилюк А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2020. – 174 с.
6). Жарковская Т.Г.  Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. – М.: ВАКО, 2021. – 156 с.
7). Матвеева Л.И.  Развитие школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – М.: Айрисс-Пресс, 2021. – 268 с.
8). Челпаченко Т.В., Васильев В.В.  Духовно-нравственный вектор современного образования.– М.: Форма-Пресс, 2021. – 128 с.
9). Яновская М.Г.  Эмоциональные аспекты нравственного воспитания школьника. – М.: Инноватор, 2021. – 136 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»