Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка цикла воспитательных
мероприятий (с воспитанниками 11-13 лет)

Патриотическое воспитание кадет
как основа воспитания гражданственности

Щербович Виктор Анатольевич,
канд. пед. наук, тьютор
кадетского 
класса ГБОУ СОШ № 145
Калининского района Санкт-Петербурга
Содержание
  1. Аннотация……………………………………………………………….3
  2. Введение…………………………………………………………………3
  3. Основная часть:
  4. Заключение……………………………………………………………....5
  5. Литература……………………………………………………………….5
  6. Приложения:
- сценарии воспитательного мероприятия
- сценарии воспитательного мероприятия «Маршалы Победы»……20
- сценарии воспитательного мероприятия «Шаг в бессмертие»…….24
  1. АНОТАЦИЯ
Невозможно воспитать настоящего гражданина, будущего офицера и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, национальным, культурным, военным и историческим традициям своего народа и его Вооружённых Сил.
Патриотическое воспитание кадет, основанное на уважении, соблюдении и приумножении традиций предыдущих поколений должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину, готовых в трудную минуту выступить на её защиту, способных совершить подвиг.
Следовательно, первоочередной задачей по воспитанию гражданственности у кадет является, работа с воспитанниками кадетской школе по формированию патриотизма на основе соблюдения и приумножения славных традиций предыдущих поколений.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами педагогами дополнительного образования, педагогами - организаторами и воспитателями для организации и проведения воспитательной работы с воспитанниками довузовских образовательных учреждений Российской Федерации.
  1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что она имеет практическую направленность: помощь педагогам в проведении организованной системы занятий по военно-патриотическому воспитанию. Автор на примере героических фактов Великой Отечественной войны и интересных фактов из жизни выдающихся людей - участников войны показывает, как можно воздействовать на сознание воспитанников учебного взвода для достижения задач воспитания ценностного отношения к героическому прошлому нашего Отечества, развития универсальных учебных действий (УУД), повышения интереса к изучению военной истории и способствует воспитанию чувства гордости за нашу великую страну.
 
Целью данной методической разработки является формирование у воспитанников активной гражданской позиции и общечеловеческих ценностей, воспитание чувства патриотизма и гордости за славные подвиги людей, прославивших наше Отечество.
 
Задачи:
1. Воспитательная: воспитывать уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны и Вооруженных сил РФ, проявивших массовый подвиг по защите Отечества. Важно, чтобы кадеты усвоили, что их личные достижения жизненных целей взаимосвязаны с готовностью служения своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они находятся и живут.
2. Образовательная: расширить знания воспитанников о подвигах героев нашего Отечества, показать роль человеческого фактора в достижении победы над врагом.
3. Развивающая: предоставить возможность кадетам проявить свои способности: в поиске справочного и информационного материала, написании стихов, исполнении песен, выступления перед товарищами.
Для работы с кадетами используются различные технологии и педагогические методы (приемы) проведения мероприятий:
  • исследовательская деятельность;
  • информационно – коммуникационные;
  • технология диалогового взаимодействия;
  • проектная деятельность;
  • творческая мастерская;
  • Прием «Ассоциативный ряд»;
  • Приём «Синквейн»;
  • Прием «Работа по плану»;
  • Прием «Анализ информации».  
Формы работы: вечер памяти, беседа, литературно - музыкальная композиция, деловые игры, классные часы, участие в конференциях, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.
Продуктивность:
- практические рекомендации педагогам по подготовке и проведению воспитательного мероприятия военно-патриотической направленности;
- ознакомление обучающих с личностными качествами героев Великой Отечественной войны с целью дальнейшего военного профессионального развития и становления личности в коллективе, выработка лидерских качеств;
- получение дополнительных знаний о своем Отечестве и ее Вооруженных силах.
 
Структура методической разработки проведения мероприятий сформирована в соответствии с требованиями ФГОС к развитию универсальных учебных действий и содержит значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся. А также описание особенностей реализации направления военно-патриотического воспитания как составляющей военно-профессиональной ориентации кадет, описание содержания и форм организации мероприятия.

 
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сценарий воспитательного мероприятия
  • ценарий воспитательного мероприятия «Маршалы Победы» - Приложение №2.
  •  ценарий воспитательного мероприятия «Шаг в бессмертие» - Приложение №3.
Только на основе системной, кропотливой и плодотворной воспитательной работы с кадетами, при всеобъемлющем использовании возможностей базы патриотического воспитания ГБОУ СОШ №145 и города-героя Ленинграда - Санкт-Петербурга возможно обеспечение главного предназначения кадетской школы - подготовка всесторонне развитой, высокоинтеллектуальной личности, которая готова к поступлению в ВУЗы Российской Федерации с целью дальнейшего служение Родине на различных поприщах.
 
Список литературы:
  1. Алеев В.В., Головин Ж.Г.: Воспитывать интернационалистов. М.: Дрофа, 2007.
  2. Беляев И.Н. Профессия - Родину защищать. / И.Н. Беляев Энциклопедический справочник. Книга вторая. Издательство «Смоленская городская типография», 2005.
  3. Бобылев П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин и др. - М.: Политиздат, 2011.
  4. Бурляй А.А. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова и др. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012.
  5. Быков В.В. Великая Отечественная война в русской литературе. / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012.
  6. Важнейшие операции Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016.
  7. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002.
  8. Великая Отечественная война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 4. Народ и война. - М.: Наука, 2008.
  9. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс, 2001.
  10. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. / ред. В.Ф. Заливако. - М.: Современник, 2005.
  11. Галушко Ю.А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в Российской армии. / Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
  12. Засекреченные войны и их герои; Современная школа - Москва, 2009.
  13. Константинов И.К. Рокоссовский. Победа НЕ любой ценой. - М.: Эксмо, 2006.
  14. Лубченков Ю. 100 великих полководцев Второй мировой. – М., 1983.
  15. Рябой В.С., Казаков П.Д. На страже Родины: [Альбом]. В.С. Рябой, П.Д. Казаков - М.: Воениздат, 1980.
  16. Свердлов Ф.Д. Неизвестное о советских полководцах. - М., 1995. 
Тьютор кадетского класса СОШ №145                                В. Щербович

Приложение №1
 
СЦЕНАРИЙ
проведения воспитательного мероприятия
«Блокада Ленинграда – боль в сердцах всего народа»
 
Дата проведения: _____________
Время проведения: _____________
Место проведения: _____________
Форма проведения: классный час.
 
Цель: воспитание кадет на примере героической обороны жителей города-героя Ленинграда.
Задачи: воспитательная – воспитывать чувство патриотизма у кадет, прививать чувство гордости за подвиг жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войне.
              образовательная – ознакомить кадет с историческими фактами защиты Ленинграда.
             развивающая – формировать навыки работы с текстом, развивать творческое мышление, вырабатывать навыки логического построения своего выступления и умение работать в группе.
Технология:
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
В ходе проведения мероприятия планируется сформировать следующие компетенции:
  1. Дальнейшее совершенствование знаний истории своего Отечества, развитию кругозора.
  2. Формирование чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
  3. Способствовать формированию ответственности за своё будущее и будущее своей страны.
Использованный реквизит:
  • мультимедийное оборудование;
  • столы;
  • стулья;
  • музыкальное сопровождение;
  • электрические свечи.
 
Этапы мероприятия.
  1. Подготовительный этап.
- определение темы, цели и задач мероприятия;
- подготовка необходимого справочного материала;
- определение воспитанников взвода в роли ведущих;
- проверка работоспособности оборудования.
 
II. Основной (в день проведения мероприятия):
А) Организационный. – 2 мин.
Ход классного часа
Тьютор: Щербович В.А. Товарищи, кадеты! Сегодня 27 января. Что это за день в истории нашего государства?
Кадеты отвечают на вопрос.
Тьютор: Щербович В.А. Правильно. Сегодня день полного снятия блокады города Ленинграда. Вот об этом мы, вместе с нашими ведущими кадетами Пахоминым С., Ермиловым А. и Ротару С.
Слайд 1
Слайд 2
1. Начало блокады
Кадет Пахоминым С.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война. Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
 
Кадет Ротару С.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Великая Отечественная война продлилась 4 долгих года. Об одном из страшных эпизодов этой войны сейчас пойдёт речь.
Слайд 3
Пауза
Слайд 4
Тьютор: Щербович В.А.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
«Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Слайд 5
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
Слайд 6
Кадет Ермиловым А.
Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 квадратных километров.
Пробел
На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек.
Слайд 7
Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации.
Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу.
Слайд 8
Начался беспримерный великий подвиг жителей, защитников города на Неве – 872-дневная блокада Ленинграда.
Пауза
Слайд 9
Кадет Ротару С.
Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец бил
С горы Вороньей,
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла
Между корней, между камней.
И поворачивая рыло,
Отсюда «Берта» била, била
Все девятьсот блокадных дней.
Без перерыва в голод, в горе,
В ребячий выкрик, в хлеб и соль,
В последний свет в последнем взоре,
В его отчаянье и боль,
В его последнее решенье,
В его «Умрем, но не сдадим!»
И над открытою мишенью ревел огонь,
Клубился дым.
Слайд 10
Тьютор: Щербович В.А.
Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, театры, музеи, гибли женщины, старики, дети. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!»
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий, как приказ, стук метронома.
Жители не выключали радио круглые сутки. В ленинградском эфире с августа 1941 года стал звучать голос известной поэтессы Ольги Берггольц
Слайд 11
она читала очерки, корреспонденции с фронта, письма, стихи. Чем тяжелее становилось положение города, тем необходимее был для горожан именно ее голос, всегда звучавший с какой-то особой доверительностью, помогавший жить.
Кадет Ротару С.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Слайд 12
Кадет Пахоминым С.
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отряды местной противовоздушной обороны; на заводах и фабриках – отряды по их охране; оборудованы медпункты, организованы дежурства.
Слайд 13
Но с каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.  Смерть входила во все дома. Свыше 600 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд 14
2. Дорога жизни
Кадет Ротару С.
Мама часто грозила в детстве:
- Наложу вот в штаны крапивы-
Никуда от неё не деться
Непослушным и нерадивым.
И как саблей- за жгучий норов,
Мы рубили крапиву тростью;
А она вдоль канав и заборов
Лишь смеялась зелёной злостью.
…Но однажды нам стало странно,-
В летний вечер сорок второго
По заборам и по канавам
Вдруг исчезли злые покровы…
За столом на привычном месте.
Каждый с карточными хлебами,
Мы – вся троица с мамой вместе
Дружно свежие щи хлебали.
Дома словно прибавилось света,-
Наливай, сколько хочешь, без нормы
Так узнал я в недоброе лето,
Что крапива бывает доброй.
Слайд 15
Кадет Ермиловым А.
Шел ноябрь сорок первого года. Второй по значению город СССР Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Нормы выдачи продовольствия снизились ниже физиологического минимума: 13 ноября 200-граммовый паёк был уменьшен до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября он составил лишь 125 грамм.
Слайд 16
Кадет Пахоминым С.
Лишь к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М.C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок.
«Дорога жизни» - главная дорога блокадного Ленинграда.
Тьютор: Щербович В.А.
Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и воздуха. Здесь повторил подвиг Алексея Маресьева лётчик 4-го гвардейского истребительного полка Леонид Георгиевич Белоусов. Он обморозил ноги в полёте, началась гангрена, пришлось их ампутировать. Несмотря на это, лётчик в конце 1944 года вернулся в строй.
Обратно из города по той же трассе эвакуировали население. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось вывести 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, стариков и детей.
Слайд 17
  1. Дети блокадного Ленинграда
Слайд 18
Кадет Ермиловым А.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город…

Тьютор: Щербович В.А.
Слайд 19
Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.
Слайд 20
Но, несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
 
Кадет Ермиловым А.
Слайд 21
«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...»
Слайд 22
Тьютор: Щербович В.А.
Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками». Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Кадет Пахоминым С.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп: лапшу, кашу, хлеб и желе. Все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».
Слайд 23
Тьютор: Щербович В.А.
Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Слайд 24
Кадет Ермиловым А.
А весной у школьников началась «огородная жизнь». Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.
Слайд 25
Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Слайд 26
Тьютор: Щербович В.А.
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.
Слайд 27
Кадет Ротару С.
Убийство, война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.
Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.
Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,
О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.
Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас.
 
4. Герои обороны Ленинграда
Слайд 28
Кадет Ротару С.
В Мясном Бору, или под Лугой…
Или у Пулковских высот…
Косило вас свинцовой вьюгой,
А вы – всё шли и шли вперёд!
Повсюду топи и болота,
Резервов – нет, и связи – нет.
За взводом – взвод, за ротой – рота…
А сколько? Точный – где ответ?!!
Приказ один: прорвать Блокаду,
Разбить врага у невских стен.
Спасали жизнь вы Ленинграду
Свои пожертвовав взамен!
Слайд 29
Тьютор: Щербович В.А.
Александр Типанов.
Эта фамилия хорошо знакома ленинградцам. Прекрасная новая улица, окаймляющая такую же новую площадь за Московской заставой, называется улицей Типанова.
...Прорвав передний край обороны противника, гвардейцы приближались ко второй оборонительной линии. И хотя наши артиллеристы уничтожили много огневых точек, гитлеровцы все еще держались. Сильный огонь вражеского дзота вынудил роту залечь. Пулеметчик Типанов целился в черный глазок амбразуры. Заставить врага замолчать ему не удалось.
Типанов израсходовал все патроны, а поднести новые ленты некому: раненого помощника унесли санитары.
Перед тем как выступить на исходный рубеж, состоялся митинг. Комсорг роты Александр Типанов тогда сказал:
- Во имя нашей победы над врагом мы ничего не пожалеем, даже самой жизни!
Мог ли он сейчас выжидать! Ему за пулеметным щитом огонь не так страшен. А каково тем, кто лежит прямо на снегу? Одни с надеждой, а другие со злостью поглядывают на замолкнувший пулемет. Пробираться в тыл за патронами? Под таким огнем далеко не уползешь.
Никто не знает, о чем думал в те минуты комсорг. Но все видели, что он сделал. Типанов пополз. Не в тыл за патронами, а вперед, к вражескому дзоту. Он полз, отталкиваясь локтями: в каждой руке держал по гранате. До дзота было уже близко. Чуть приподнявшись, Типанов швырнул в амбразуру одну гранату, затем вторую. Пулеметная дробь оборвалась. И тут же в черном прямоугольнике снова замигали вспышки. Типанов поднялся на ноги и, подскочив к дзоту, бросился на амбразуру...
Слайд 30
Кадет Пахоминым С.
 
Иван Скуридин
Александр Типанов совершил свой подвиг на подступах к Красному Селу. А в наступавшем правее 4-м стрелковом полку такой же подвиг и в тот же день - 17 января 1944 года - совершил комсорг роты Иван Скуридин.
В Музее истории Ленинграда хранится комсомольский билет Скуридина. И когда экскурсоводы говорят, что в истории нашего города есть страницы, написанные кровью героев, посетители, глядя на пробитый пулей, залитый кровью комсомольский билет № 8038488, понимают, что это не просто фраза.
От Сокулей, где старший сержант Скуридин грудью бросился на немецкую огневую точку, до Витина всего шесть километров. Пройти это расстояние однополчанам Скуридина было нелегко. Фашисты яростно отбивались. Они пустили вперед самоходную пушку «фердинанд». Это осложняло дело. Однако, даже очутившись перед бронированной громадой, сержант Тимофей Федоров не отступил. После того что сделал комсорг Скуридин, ничто не казалось невозможным его однополчанам. Тимофей Федоров собрал у солдат гранаты, стянул их ремнем и, держа перед собой увесистую связку, пополз навстречу «фердинанду».
Слайд 31
Кадет Ермиловым А.
Тимофей Федоров
Из узких прорезей в броне самоходки можно разглядеть, что делается вдали. Но увидеть человека, который по глубокому снегу подполз к самым гусеницам, невозможно. Воспользовавшись этим, сержант Федоров подобрался настолько близко, что уже без больших усилий мог бросить под гусеницы самоходной пушки гранаты. Раздался сильный взрыв. Самоходка остановилась.
Сержант Тимофей Васильевич Федоров спас жизнь многим своим боевым товарищам. Только дорогой ценой. Чтобы не промахнуться, он почти вплотную подполз к самоходной пушке. Подорвал ее, а сам погиб.
Слайд 32
Тьютор: Щербович В.А.
Александр Волков
Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Александру Ивановичу Волкову звания Героя Советского Союза был опубликован 5 октября 1944 года.
5 октября 1944 года... Наши войска уже били врага в Венгрии, Румынии, Югославии. Кто же мог подумать, что это награда за подвиг, совершенный 15 января близ Пулкова!
Стрелковый батальон 131-го гвардейского полка штурмовал укрепленную полосу противника. Подступы к своим позициям враг держал под сильным пулеметным и автоматным огнем. Командиру взвода младшему лейтенанту Волкову приходилось улавливать мгновения, чтобы ползком или короткими перебежками продвигаться вперед. Солдаты старались не отставать от него. Однако наступил момент, когда нельзя было сделать и шагу. Пулеметы ударили сразу из двух дзотов. Бойцы залегли.
Командир взвода Волков хорошо знал своих солдат, верил, что и при таком огне они поднимутся следом за ним. Только зачем подставлять людей под огонь пулеметов? Уж если идти вперед, то, конечно, не всем взводом. Волков пополз вперед сам, а бойцам крикнул:
- Заткну им глотку!..
На заснеженном бугорке дзота чернел прямоугольник амбразуры. В ее зияющей темноте часто-часто мигал раскаленный зрачок. Чем ближе амбразура, тем безопасней. Вот уже огненный зрачок не глядит в упор. Теперь он выше.
Волков пополз быстрей. Когда до дзота было совсем близко, он остановился, чтобы немного отдышаться. Потом навел автомат на амбразуру... Только что злобно метавшийся огонек погас. Волков дал еще очередь. Пулемет молчал.
Но это еще не было победой. Неподалеку, из другого дзота, стрельба продолжалась. Волков пополз к нему. Опять прицелился. Дал несколько очередей. Неудачно. Пулемет продолжал стрелять. А у Волкова кончились патроны. Командир взвода лежал перед дзотом безоружный.
И вдруг – это, видели все бойцы взвода - младший лейтенант Волков поднялся, подбежал к дзоту и бросился на амбразуру...
Командир батальона доложил в штабе полка, что, пожертвовав своей жизнью, младший лейтенант Волков обеспечил успех боя и батальон выполнил свою задачу.
Слайд 33
Иван Куликов
И еще одно имя не должно остаться забытым. Имя ленинградского комсомольца Вани Куликова. Он совершил такой же подвиг, что и коммунист Волков, только на день позже – 16 января 1944 года. И так же, как Волкову, Советское правительство присвоило звание Героя Советского Союза. Это произошло тоже 5 октября 1944 года.
 
5. Памятники блокаде Ленинграда
Слайд 36
Тьютор: Щербович В.А.
Окончательное снятие блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 года. В этот день был дан праздничный салют.
В большинстве районов Санкт-Петербурга установлены памятники, связанные с блокадой Ленинграда, поэтому память о жителях и защитниках города вечна. Перечислим некоторые памятные места, связанные с блокадой.
Слайд 37
Тьютор: Щербович В.А.
Музей обороны и блокады Ленинграда
Героические и трагические события времен блокады Ленинграда в документах и экспонатах. Соляной пер., д.9
Слайд 38
Кадет Пахоминым С.
Памятник блокадному трамваю
Прогуливаясь по проспекту Стачек, можно наткнуться на старинный трамвайчик, стоявший в стороне от дороги. На самом деле это памятник блокадному трамваю, своеобразный символ мужества и доблести ленинградцев. Первый в городе трамвай пустили по Садовой улице в 1907 году, а памятник соорудили к столетию этого события. (пр-т Стачек, 114)
Слайд 39
Кадет Ротару С.
Блокадный храм
Эта церковь освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Также её называют храмом памяти Ленинградской блокады. (Малоохтинский пр., 52)
Слайд 40
Кадет Ермиловым А.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
Военный музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» открылся в 1990 году, объединив музей-диораму и участки местности Южного Приладожья, на которых происходили важные события операции по снятию блокады Ленинграда. (Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Пионерская д. 1)
Слайд 41
Тьютор: Щербович В.А.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду»
Вертикальный обелиск из гранита украшают бронзовые горельефы, наверху монумента установлена «Золотая звезда Героя». Памятник открыт к 40-летию годовщине со дня празднования победы в Великой Отечественной войне.
Слайд 42
Кадет Пахоминым С.
Музей «Дорога жизни»
Экспозиция музея посвящена подвигу героев, которые ценой своей жизни защитили единственный путь, связывающий голодающий блокадный Ленинград с остальным миром. (пос. Осиновец)
Слайд 43
Кадет Ермиловым А.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Две полукруглые арки символизируют разрыв блокадного кольца вокруг Ленинграда, в разрыв между ними – Дорогу Жизни. (Ленинградская обл. Всеволожский р-н, пос. Коккорево).
У подножия кольца выбиты строки:
  Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
 
Слайд 44
Кадет Ротару С.
Музей «Невский пятачок»
Одно из самых героических и самых кровавых событий Великой отечественной войны нашло свое отображение в экспозиции. Ленинградская область, Всеволожский район, посёлок Невская Дубровка, ул. Ленинградская, д.3
Слайд 45
Кадет Пахоминым С.
Музей «Квартира Тани Савичевой»
Свидетельство ужасов, которые пережили блокадники – дневник девочки, чья семья погибла. Документ стал одним из символов Великой Отечественной войны. Адрес квартиры: дом №13/6 на 2-й линии Васильевского острова.
Барельеф в честь погибших кировцев – жителей блокадного Ленинграда (ул. Маршала Говорова, д. 29)
Труженики тыла самоотверженно работали на победу, но, если возникала необходимость, брали в руки оружие и пополняли ряды бойцов.
Слайд 46
Кадет Ермиловым А.
Опасная сторона
От военного времени в Петербурге осталось 6-ть таких табличек. Они наносились трафаретом и предупреждали об опасной стороне улицы. Во время обстрелов такие надписи сберегали немало жизней. (Невский пр-т, 27)
Слайд 47
Тьютор: Щербович В.А.
«Пискарёвское мемориальное кладбище»
Место массовых захоронений жертв блокады и воинов Ленинградского фронта – историками называется цифра от 470 до 520 тысяч погибших. В 1960 году на нем был открыт мемориал, возглавила который шестиметровая скульптура «Мать-Родина» и зажжен вечный огонь.
Блиц-опрос (викторина):
Сколько длилась блокада Ленинграда?
Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады?
Како

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»