Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация экскурсионной работы в начальной школе

Соловьева Анастасия Анатольевна,
в
оспитатель группы продленного дня
ГБОУ школа № 163
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в учебном процессе ……………………………………………………….
1.1.Роль экскурсий в образовательном процессе у младших школьников ...................................................................................................4
1.2.Возможности применения экскурсионной работы в учебном процессе
......................................................................................5
1.3. Классификация экскурсионной деятельности…………………………………………………………….7
Глава 2. Методика использования экскурсионной работы во
внеурочной деятельности……………………………………………………...
2.1 Методика проведения экскурсий..............................................................9
Заключение ............................................................................................................13
Литература .............................................................................................................14
  
ВВЕДЕНИЕ
Каждая вещь имеет тысячу граней, но искусству только любая ее грань - красота.
(Афанасий Фет)
Актуальность
Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой.
Важно отметить, что экскурсия- это один из способов развития коммуникативных навыков, развития воображения, познавательных УУД, расширение кругозора. В современном мире, очень важно сделать акцент на развитие именно коммуникативных навыков, давая различные упражнения и задания во время экскурсии.
Также стоит отметить, что важна и организация исследовательской деятельности, в которой ребенок выступает как субъект, предполагает овладение младшими школьниками умениями, связанными как с получением и анализом информации, так и с ее творческим преобразованием и презентацией.
Предмет исследования - организация экскурсионной деятельности   младших школьников.
Объект исследования- методические основы экскурсионной работы в начальной школе.
Цель работы – провести теоретическое исследование организации экскурсионной работы в начальной школе.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в учебном процессе 
  1. Роль экскурсий в образовательном процессе младших школьников
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Экскурсия –это одна из форм учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
- экскурсионность объекта;
- способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством наблюдения и анализа;
- эмоциональностьчего?
- быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
Учебная экскурсия — это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия - изучение объектов связано с передвижением учащихся.
Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения. Например, работа на местности учит применять законы геометрии в практике, измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблюдений, собирать тематические коллекции, работать с картой.
  1. Возможности применения экскурсионной работы в учебном процессе.
Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко второй половине XVIII в., когда передовые педагоги высказывались о целесообразности организации для детей прогулок на природу. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Каменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. Благодаря передовым педагогам и методистам рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786 г. и «Школьном уставе» 1804 г.
Появление идей родиноведения дало толчок развитию мысли о предметности и наглядности обучения родного края. К этому времени относится общественно-научная деятельность великого русского педагога-демократа К. Д. Ушинского, который отверг схоластические приемы преподавания и разработал основы научной педагогики. Он рекомендовал выход за пределы обычного схоластического урока. Таким выходом явился новый, наиболее активный метод обучения – экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу.
В начале XX в. видные педагоги, методисты, основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Это были Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, И. М. Гревс, Б. Е. Райков и другие. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела.
Учебная экскурсия организуется в соответствии с программой по разным учебным предметам. В зависимости от темы она проводится до ее теоретического изучения, либо в процессе или после теоретической части.
Экскурсия имеет 3 этапа: подготовку, проведение и подведение итогов.
При подготовке учитель уточняет тему, определяет дидактические задачи, место экскурсии в системе других форм обучения, выбирает объект для изучения. В зависимости от расположения этого объекта от школы он выбирает маршрут, способ передвижения (пешком, на транспорте) и время (день, часы). Преподаватель предварительно сам всесторонне изучает выбранный объект, чтобы потом обратить внимание экскурсантов на определенные стороны и особенности объекта. Преподаватель решает, будет ли он проводить экскурсию сам или обратится за помощью экскурсовода или другого специалиста (технолога, мастера и др.).
Подготовительная работа проводится и с учащимися: по необходимости класс разбивается на звенья; распределяются обязанности, назначаются звеньевые, фотографы, художники, «журналисты», интервьюеры. Дается инструктаж о правилах поведения, технике безопасности в пути и на объекте.
Проведение экскурсии. Экскурсовод, преподаватель или специалист, показывает предметы, явления, процессы, обращает внимание учеников на такие их стороны, которые нужны по теме экскурсии. Экскурсанты делают записи, зарисовки, фото- и видеосъемки. Они задают вопросы экскурсоводу, берут интервью, набирают материальные вещи, которые возможно (разрешено) взять с собой: образцы предметов природы, фрагменты сырья или небольшие детали, изделия производства.
После экскурсии подводятся итоги: беседа, на которой преподаватель выясняет и еще раз объясняет, что наблюдали и увидели там ученики, увязывает эти знания с общей темой. Устраивается выставка из тех рисунков, фотографий, материальных вещей, которые отражают тему экскурсии, знакомятся с кино- и видеофильмами. Проводится обобщающее занятие, где уместны доклады учащихся, викторины по изучаемой теме[12].
Процесс наблюдения на экскурсиях можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.
Различные наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые.
Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами:
  • краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;
  • обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем). На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.
Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребят должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Этот этап можно условно разделить на три части.
Обследование предмета или явления в целом.
Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.
Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Именно в начальных классах закладываются основы культуры, искусства, дается первоначальное представление об окружающей действительности.
  1. . Классификация экскурсионной работы  
Одна из форм внеурочной деятельности, развивающая познавательные универсальные учебные действия – экскурсионная работа. Одна из целей образования - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, часто не умеют видеть действие тех законов, которые изучали в школе, не всегда умеют применить знания. Одной из причин данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения.
Велика роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по родному городу, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). Любая, грамотно составленная, экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики.
Под классификацией экскурсий понимается распределение их на группы и виды по каким-либо признакам, определяющим характер их подготовки и проведения.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания специалистов экскурсионного дела. Одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся опубликовал журнал «Русский экскурсант».
Сегодня наиболее универсальной считается классификация, предложенная Б.В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
- по содержанию;
- по составу и количеству участников;
- по месту проведения;
- по способу передвижения;
- по продолжительности;
- по форме проведения 
Приведенная экскурсионная классификация вызывает сегодня ряд возражений, но не стоит забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися в конце XIX - начале XX в. 
С 1920-х гг. в экскурсоведении появилось немало различных классификаций экскурсий. Так, в 1922 г. Б.Е. Райков в книге «Методика и техника ведения экскурсий» классифицирует их по содержанию, объему, методу проведения, логическому построению, продолжительности, составу участников. Существуют классификации Н.П. Анциферова, В.А. Герда, И.М. Гревса и др.

 
Глава 2. Методика использования экскурсионной работы во
внеурочной деятельности
2.1 Методика проведения экскурсии
В методике выделяют три блока: 
Подготовка экскурсии. Любая экскурсия требует определенной подготовки. Тематика экскурсий включается в календарно-тематический (перспективный) план, где указывается тема экскурсии и определяется ее место в системе других учебных занятий. Например, при составлении годового плана в III классе учитель решает по теме «Природа нашего края» провести две комплексные экскурсии в самом начале осени и одну заключительную экскурсию в конце учебного года. В первом случае экскурсия направлена на накопление непосредственных представлений у учащихся о природе своего края, сбор дидактического материала для последующих классных занятий; во втором – соотнесение полученных на классных занятиях знаний с реальными объектами и явлениями природы, изучение природных связей, вопросов ох­раны природы территории своего проживания. 
Далее учитель определяет цель экскурсии. Цель производственной экскурсии ориентирована не только на ознакомление с данным производством, но и на трудовое воспитание, профориентацию учащихся, на раскрытие воздействия человека на природу в процессе трудовой деятельности и использования ее богатств. 
После этого он намечает маршрут экскурсии, который позволил бы охватить объекты по рассматриваемым вопросам. Такими объектами могут быть овраги, почвенные разрезы, обнажения горных пород, водоемы, природные сообщества, архитектурные памятники, этапы производства продукции и изделий. 
Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание для наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. При подготовке к производственной экскурсии учителю необходимо самому предварительно познакомиться с производством, получить разрешение администрации на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться о выделении сопровождающего «экскурсовода», согласовать план осмотра производства. 
К экскурсии необходимо готовить и учащихся. На предшествующем уроке сообщается о предстоящей экскурсии, ее целях и задачах, перечисляются вопросы, которые будут рассматриваться. Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, в природе, о правилах дорожного движения. Важно внушить детям, что экскурсия не развлекательная прогулка, а особая форма организации учебно-познавательной работы. Если предполагается работа по группам, то формируются группы по 6-8 человек и назначаются старшие, которые отвечают за выполнение заданий в группе, за оборудование, за дисциплину и порядок во время работы. За день до экскурсии учащимся сообщается о форме одежды, о необходимости взять с собой завтрак, если намечается продолжительная экскурсия. 
Составление конспекта экскурсии – один из важных моментов при ее подготовке. В конспекте указываются тема, цель экскурсии, оборудо­вание, маршрут движения, содержание работы на остановках, примерное время, затрачиваемое на движение и работу, отдых детей. 
Основными методами, используемыми на экскурсии, являются наблюдения и практические работы. Словесные методы – беседа и рассказ играют роль вспомогательных методов. Используются также стихотворения, загадки, пословицы. 
В план экскурсии включаются следующие основные структурные элементы: 
- краткое вступительное слово учителя; 
- наблюдения и практические работы учащихся под руководством учителя; 
- обобщающая беседа. 
Вопросы и задания, которые должны направлять внимание учеников на изучаемый объект или явление, включают приемы сравнение, выявление характерных признаков и причинно-следственных связей. Например: «Как вы думаете, для чего птицы собрались в стаю?», «Как образовался этот овраг, повинен ли в этом человек?», «Как человек способствовал возникновению оврага?». 
Следует помнить, что в задания включается только тот материал, который можно непосредственно изучать на данной экскурсии. Исключение составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых. 
Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. 
Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр.
Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:
  1. Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
  2. Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● содержание;
● методика и техника ведения;
● знания педагога;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам:
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала. 
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
  • способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
  • расширяет кругозор школьников;
  • учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
  • способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. Экскурсия является увлекательной формой работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о по различным предметам. Поскольку основным методом изучения наблюдения, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
Также во время экскурсии у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, так как при проведение экскурсии они активно взаимодействуют друг с другом, если в экскурсии используются задания различных форм (групповые, парные, индивидуальные). 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки
  2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков, Э.К. Никитина. – Москва : Академия, 2014. – 264 с.
  3. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2015. – 80 с.
  4. «Понятие экскурсии».- Текст электронный https://pedagogical_dictionary.academic.ru/3592/Экскурсия%28_учебная%29 (дата обращения 23.11.19)
  5. Электронный учебник “Возрастная психология” https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf
  6. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
  7. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.6-9.
  8. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С.33-37.
  9. «Формы проведения экскурсии» https://studref.com/368172/kultu rologiya/formy_provedeniya_ekskursiy
  10. Ушаков, Д.М, Толковый словарь / Д.М. Ушаков.- Москва: Академия, 1935.- 1239
  11. https://mybiblioteka.su/11-87683.html
  12. https://textarchive.ru/c-2510799.html

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»