Потенциал волонтерства в формировании
экологической культуры школьников
Скуридина Татьяна Юрьевна
Современная экологическая ситуация, связанная с обострением взаимоотношений «окружающая среда» - «человек» не нова, но при этом не теряет свою актуальность. К сожалению, всё большее количество людей начинают относиться к природе исключительно потребительски. Тем самым привлекая внимание вниманий специалистов разных областей, в том числе и педагагов. Перед ними стоит сложная задача - развитие экологической культуры у подрастающего поколения. Многие философы, педагогики и методисты рассматривают понятие экологической культуры как неотъемлемую часть общей культуры современного человека. По мнению И.Д. Зверева «экологическая культура есть динамическое единство экологических знаний, ответственного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде»
Высказывает свои суждения об экологической культуре Э.В. Гирусов. Автор подчеркивает «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая включает в себя достижения экологического знания, навыков, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества».
Анализ литературы показывает, что целью формирования экологической культуры школьников является нравственное воспитание, а именно реализация бережного отношения к природе.
Обратимся к теории. В структуре экологической культуры принято выделять следующие компоненты: когнитивный (знание), деятельностный (умения и поведение) и ценностный (аксиологический, ценностные ориентации).
Формами реализации вышеперечисленного в образовательном процессе являются урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работа, внеклассные занятия. Благодаря творчеству педагогов и инициативных граждан страны этот список дополняется. Возникают полевые практикумы, походы и лагеря, конференции, экологические тропы, массовые акции (Например, «Час Земли» и «Парки, на старт») и другое.
Особым педагогическим потенциалом в настоящее время обладает волонтёрство – направление социальной, общественно полезной деятельности на безвозмездной основе, осуществляемой на основе собственного желания человека. Согласно указу президента Российской Федерации В.В. Путина прошедший год был объявлен «Годом Добровольца (волонтёра)». Сейчас данная деятельность становится всё более популярной не только среди молодежи, но и более старшего поколения.
Волонтёрская деятельность включает широкий спектр реализации в разных направлениях:
- Волонтёры Победы (гражданско-патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти)
- Социальное (оказание помощи незащищенным слоям населения: инвалидам, одиноким пожилым людям, воспитанникам детских домов и т.д.)
- Серебряное (решение значимых проблем общества людьми старшего возраста, имеющих активную гражданскую позицию и ценный опыт)
- Экологическое (защита окружающей среды, решение экологических проблем, формированию экологической культуры населения)
- Событийное (проведение мероприятий регионального, федерального и международного уровней)
- Медицинское (повышение качество медицинской помощи на разных уровнях: профилактическом, лечебном и реабилитационном)
- Культурно-просветительское (сохранение и продвижение культурного достояния, включает в себя музеи, театры, парки, сады, кинотеатры, культурные центры)
- Корпоративное (вовлечение коммерческих структур в социально-значимую деятельность на безвозмездной основе)
- Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях (содействие службам быстрого реагирования, популяризация культуры безопасности в обществе)
По всей стране существуют крупные площадки для подготовки волонтёров в эко-области и применения их опыта: Межрегиональное волонтёрское движение «Мусора.Больше.Нет», эковолонтёрский лагерь «Экодемия», общественное объединение «Национальный Экологический патруль», «Чистые игры» и т.д.
В случае организации волонтёрского экологического движения на уровне школы следует учитывать возможности её образовательного пространства (приусадебный участок, парк рядом, приюты и т.д.), социальных партнеров (библиотеки, музеи, экологические станции, центры дополнительного образования), компетентность педагогических кадров в данном вопросе. Для учителя, в свою очередь, важно обратить внимание на такие важные критерии, как значимость выполняемой работы и посильность, непрерывность и преемственность.
Для школьников следует выбирать работу исходя из интересов, возрастных особенностей, например для начальной школы актуально провести акцию «Птичий дом» (строительство скворечников), конкурс рисунков на тему «Планета Земля – наш дом», для учащихся среднего звена – акции «Посади дерево», мероприятие по сбору мусора «Разделяй и очищай». Для старшеклассников возможны проведения мастер-классов, конференций, диспутов на интересующие экологические темы.
В этой связи, следует сказать, что волонтёрские движения и добровольческая деятельность в изучаемом направлении являются хорошим «полем» для экологического воспитании учащихся. При этом усиливается внимание к фундаментальной науке (отражения идей о взаимосвязи общества, природы и человека), прикладной экологии, в целом развивается культура. А это, в частности, свидетельствует о способности к природосообразной деятельности, ответственном поведении, отображает гуманистический характер личности.