Сценарий музыкальной гостиной
Дмитрий Шостакович - гражданин мира!
Усцова Юлия Николаевна
Цель мероприятия:
познакомить учащихся с творчесвтом русского композитора
Задачи:
- Создать предпосылки для музыкального, личностного развития и приобщения учащихся к музыкальному искусству
- Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке
- Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия
- Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащихся
- Обучать учащихся элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности
- Способствовать развитию интереса учащихся к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью
Звучит «Романс» Д. Шостаковича из к/ф «Овод».
Слайд №1
Чтец (на фоне музыки):
«В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.»
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня наша музыкальная гостиная впервые открывает свои двери в мир искусства. Наш разговор мы начали стихотворными строками «Музыка» поэтессы 20 столетия Анны Ахматовой, посвященными музыке Дмитрия Шостаковича.
Наша первая встреча приурочена к Международному дню музыки, который отмечается 1 октября (по решению Международного совета ЮНЕСКО с 1975 года). Мы будем говорить на тему «Музыка гениев прошлых столетий».
Сегодня мы поговорим о величайшем музыканте 20 века, композиторе, пианисте Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче. Каждый год 25 сентября (родился в 1906 году, умер в 1975 году) вся мировая общественность отмечает годовщину со дня рождения этого композитора прошлого столетия.
Звучит вальс
Слайд №2
Ведущий: (на фоне музыки): «Музыка Шостаковича неповторима и без труда узнаётся по нескольким тактам, даже если звучит отрывок из незнакомого произведения. Его музыкальная речь сурова, обнажена, ей чуждо украшательство»
Слайд №3
Ведущая: Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как у настоящего художника, отразилась сложная жестокая эпоха, его музыка неразрывно связана с историей народа, с его успехами и поражениями, радостями и страданиями. Он сочинял так, будто считал себя лично ответственным за неразумные деяния человечества.
Внешне хрупкий, многие годы выглядевший юным, Шостакович был застенчив, немногословен, скромен, несколько неловок. О том, каким человеком был Шостакович, свидетельствуют строки поэта 20 века Евгения Евтушенко, посвящённые постановке оперы Дмитрия Шостаковича «Екатерина Измайлова»:
Ведущий:
«На сцене очкастый человек стоит – не бог.
Неловкость пальцев в судорожной сцепке
И в галстуке, торчащем как – то в бок.
Неловко он стоит, дыша неровно,
Как мальчик взгляд смущённо опустил,
И кланяется тоже так неловко,
Не научился. Этим победил»
Ведущая:И в тоже время Шостакович был смешлив, подвижен, остроумен, общителен.
Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Огромная коллекция зарубежных наград и дипломов, почетных званий многих университетов, музыкальных обществ: Шведская королевская музыкальная академия, Итальянская академия, почетный доктор музыки в старейшем английском университете Оксфорд, командор Ордена искусств и литературы во Франции (первый иностранец, удостоенный этой награды). Советских наград было тоже много: народного артист СССР, заслуженный деятельность искусств РСФСР, лауреат Ленинской и государственных премий.
Но это были «пряники», которые сполна уравновешивались «кнутом»: его ругали, буквально уничтожали, а в 1948 году (знаменитое постановление) его творчество было названо чужим и вредным народу.
Ведущий: А для жизни Шостаковича главным в жизни было писать музыку. Сочинял Шостакович быстро и повсюду – за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Гений Шостаковича универсален. Он обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре ни пробовал он свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения: балеты, оперы, квартеты, концерты, песни, романсы, музыка к к/ф, для детей. Но среди всех произведений Шостакович главным жанром является симфония. 15 симфоний – это мир размышлений о времени, о людях, о себе.
Слайд №4
Звучит симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича, начало 1 части. ВИДЕО
Ведущая: «…Любимая моя симфония – «Ленинградская». Забыть блокаду, забыть, как нас вывозили на Ладоге, – нельзя!»
Ведущий: (на фоне звучащей музыки): Одной из наиболее значительных является Седьмая «Ленинградская» симфония, написанная в 1941 году.
Июнь 1941. В Ленинградской консерватории, как обычно шли экзамены. Профессор Шостакович был председателем экзаменационной комиссии на фортепианном факультете. Но экзаменам не суждено было завершиться. Ранним утром 22 июня началась Великая Отечественная война.
Город перешел на военное положение. Началась срочная эвакуация ценностей из ленинградских музеев. Уезжали театры, филармонии, консерватория. С 8 сентября Ленинград оказался в кольце блокады.
Слайд №5
Ведущая: Шостакович в это время находился еще в городе, он покинул его только в начале октября. Трижды пытался пойти добровольцем в Красную Армию, но получал отказ. Тогда он, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.
Нужна ли музыка, когда люди испытывают лишения, умирают от голода и холода, страдают от болезней?
Главным делом стало для Шостаковича сочинение 7 симфонии.
Ведущий(слайд №6): «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить 3 и 4 части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы сейчас несём свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…Много сил и энергии вложил я в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъёмом, как сейчас…»
Досматриваем видео
Слайд премьера
Ведущая: Премьера не могла состояться в блокадном Ленинграде, потому что нужен был оркестр не меньше, чем сто музыкантов, нужны были силы и время для разучивания произведения. Ни оркестра, ни сил, ни времени не было. Поэтому впервые «Ленинградская» симфония была исполнена в Куйбышеве, а затем Москве, Новосибирске. 22 июня 1942, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне, а 19 июля – в Нью-Йорке (более 60 раз звучала эта симфония за период 1942-1943г).
А ленинградцы, окружённые блокадой, собирали силы для исполнения этого произведения: музыкантов собирали отовсюду. Но самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде состоялась 9 августа 1942 в Большом зале консерватории, ныне носящей имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Ведущий: «…Честное слово, эта музыка стоит многих томов, описывающих ужасы фашизма…» (В. Бузиновский, инженер, г. Свердловск)
Ведущая: Едва ли какое-нибудь другое музыкальное произведение 20 века удостаивалось такого внимания и интереса, как 7 симфония Шостаковича. Они сразу же стала символом борьбы со злом, олицетворением народного мужества и героизма.
Ведущий: … Шостакович труден? Да. Но этого не замечаешь, когда познакомишься с его музыкой поближе.
Слайд №9
Ведущая: «…В творчестве Шостаковича поражает широта диапазона. Он великолепный мастер на все руки…»
Ведущий: Да, гений Шостаковича универсален. Он постоянно удивлял своих коллег и почитателей неожиданным «поворотом пера». Наряду с очень сложной по содержанию музыкой, требующей серьезной работы мысли, он писал совсем простую, доступную любому слушателю. Наряду с оперой – трагедией «Катерина Измайлова» – оперетта «Москва», Черёмушки»; с психологически сложными вокальными циклами на слова Марины Цветаевой – песни на сл. Е. Долматовского. На одном полюсе – трагические симфонии, на другом – «Танцы кукол», «Детская тетрадь».
Слайд №10
Ведущая: Цикл фортепианных пьес «Детская тетрадь» (6 пьес) был написан сразу после войны (1945-1946 г.).
Звучит любая пьеса из цикла «Детская тетрадь», ф-но
Ведущий: А в период 1959 – 1962 г. был написан цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» и включал 7 разнохарактерных пьес. Каждая пьеска звучит ярко, по-своему неповторимо и очень мелодично и, что очень важно, – господствует мажор.
Звучит любая пьесы из цикла «Танцы кукол», ф-но
Слайд №11
Ведущая: Поэзия Марины Цветаевой (1941-1992) привлекла композитора в последние годы его жизни. Поэзия и музыка перекликались глубоко философскими мыслями, суждениями о творчестве и любви. Шостакович создал вокальную сюиту «6 стихотворений М. Цветаевой».
Звучит одна из частей вокальной сюиты Д. Шостаковича «6 стихотворений М. Цветаевой»
Ведущий: И этот же композитор несколько ранее пишет несколько песен на стихи известного поэта – песенника Евгения Долматовского, совершенствуя свой опыт в области массовой песни.
Звучит одна из песен Д. Шостаковича на слова Е. Долматовского (например, «Родина слышит», «Хороший день», «Песня о встречном»).
Слайд №12
Ведущая: «..Я узнавал музыку Дмитрия Дмитриевича и теперь беру на себя ответственность сказать, что люблю её…Самое впечатляющее в ней – непререкаемая человечность» (Э. Мусин, г. Уфа)
Ведущий: Откуда же такой «жадный» интерес у композитора ко всем сторонам музыкального быта, всем жанрам? Наверно, с детства. Шостакович писал:
Ведущая: «Я рос в музыкальной семье. Моя мать, Софья Васильевна, училась несколько лет в консерватории и была хорошей пианисткой. Отец Дмитрий Болеславович, горячо любил музыку и хорошо пел. Среди друзей и знакомых нашей семьи было много любителей музыки, которые охотно принимали участие в домашнем музицировании. Я очень живо помню звучание музыки из соседней квартиры, в которой проживал инженер, отличный виолончелист и страстный любитель камерной музыки. У него регулярно собирались друзья, разыгрывались квартеты и трио Моцарта, Гайдна, Бетховена, Бородина, Чайковского. Чтобы лучше слышать их игру, я забирался в коридор и просиживал там часами. Всё это запечатлелось в моей музыкальной памяти».
Слайд №13
Ведущий: Учась в школе, Дмитрий подружился с детьми художника Бориса Кустодиева. Их объединяла живость характера, склонность к шуткам и умение быть серьёзным, любовь к музыке и театру.
Известный русский художник (1878 – 1927) с интересом слушал юного пианиста Шостаковича, а тот в свою очередь был благодарным слушателем в разговоре о живописи, театре, литературе.
Ведущая: Полотна живописца полны очарования, прелести и особого праздничного настроения. То, что мы сейчас называем «позитивными эмоциями». Все эти впечатления (как в прочем и многие другие) детства послужили мощным творческим импульсом к высокому стремлению отражать жизнь во всей полноте её красок. Возможно, поэтому музыка Шостаковича вдохновила на создание мультипликационных фильмов, среди них: «Оловянный солдатик» ( на музыку 1 части Второго фортепианного концерта), «Танцы кукол» (на музыку одноимённой сюиты для ф-но).
Слайд №14
Звучит главная партия из 1 части 15 симфонии Шостаковича.
Ведущий: Завершая разговор о Дмитрии Шостаковиче, хочется сказать, что в этом человеке, как и в его творчестве удивительно сочетаются серьёзность и юмор, сосредоточенность и беззаботность, а самое главное, что весь его облик «непререкаемо человечен».
На одном из международных форумов, где собирались посланцы доброй воли всей земли, страстно прозвучали слова Шостаковича, гражданина Мира.
Ведущий: (на фоне звучащей музыки): «Пусть все поймут, как прекрасен мир! Мы, говорящие на одном языке человечества, на языке науки и искусства, на языке культуры, мы должны напоминать об этом людям везде и всегда!»
Ведущая: Наша музыкальная гостиная говорит Вам – До свидания! До новых встреч!