Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности подготовки досуговых мероприятий
с элементами театрализации в школьной библиотеке

Аш-Шериаа Елена Анатольевна
В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести время.
Т.Б.Ловкова даёт следующее понятие культурно - досуговой деятельности: «Под культурно - досуговой деятельностью публичных библиотек мы понимаем целенаправленную, структурированную рационально-осмысленную активность библиотек, связанную с формированием, удовлетворением и возвышением жизненно насущных духовных потребностей пользователей в целях всестороннего и гармоничного развития личности в пространстве досуга».
Подготовка массового досугового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартного решения.
Массовая работа нередко объединяет читателей с разными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. Что бы читатели не только на слух, но и зрительно воспринимали то, о чём рассказывают, нужно стараться включать в мероприятие элементы театрализации.
Очень важно воспитать у детей зрительскую культуру-умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь организовывать дело так, чтобы дети периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей. О педагогическом значении театрализации писал на заре советской власти А.В.Луначарский, утверждавший, что театрализация жизненного материала «возможна и применима в работе среди взрослых именно в известном «педагогическом смысле», так как она помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию».
По мнению Луначарского, сценарий массового действа выгодно отличается от многих других тем, что это не действие отдельных актёров, не специально разученная пантомима, не формальные перемещения разноцветно одетой массы, а именно массовое действие, сценарно выстроенное и художественно оформленное.
Ни одно детское мероприятие не обходится без музыки. Важность музыки отмечает И.Г.Шароев: «Музыка-действие. Раскрыть музыкальную драматургию — это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл её и борьбу противоположностей, в ней заключённую».
Важным в подготовке мероприятия является подбор художественно-выразительных средств. Это могут быть музыкальные инструменты, аудио - записи, видео - записи, кино-ролики, презентации и др.
Детский библиотекарь, создающий мероприятие с элементами театрализации должен создать определённую дружескую атмосферу.
Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией.
Примером досугового мероприятия может статьигра-путешествие «Прощание с Азбукой» с элементами театрализации.
При подготовке и проведении мероприятий в детской (школьной) библиотеке учитываются определённые требования:
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, должно создавать целостность настроения, вызывать переживания. Данное досуговое мероприятие было подготовлено в виде игры-путешествия по станциям, где детям дана возможность, как самостоятельного выступления, так и работе в команде. Где учащиеся сумели показать свои таланты, учились слушать других, учились помогать друг другу, переживать за своих друзей.
2.Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга детей, что бы каждый смог проявить активность и свои знания, способности и дарования. Нужно стремиться, что бы все приглашённые принимали участие. По сценарию каждый из учеников имел возможность выступить.
3.Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Игра-путешествие «Прощание с Азбукой» рассчитано на младший школьный возраст, и время его проведения составляет 60 минут, с учётом физкультминуток проходящих по сценарию.
4.При проведении мероприятия нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусмотреть перспективу развития детей. Когда слишком просто – это не интересно, когда очень сложно - тоже неинтересно. Все задания соответствовали возрастной категории участников.
5.Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от формы подачи материала, активности участников. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. К данной игре-путешествию были разработаны слайды с видео и музыкальным сопровождением, путешествия по станциям, с ярко красочными картинками и анимационным эффектом. Во время проведения мероприятия создавались минутки отдыха, где дети могли потанцевать и снять эмоциональное напряжение. Сценарий рассчитан как на познавательную, игровую и эмоциональную составляющую. Что подходит для детской аудитории.
6. Следует активно применять игровые и театрализованные формы. К особенностям данного мероприятия игры-путешествия относится то, что дети превращаются с самого начала в экипаж путешественников, где у каждого своя роль. Вначале мероприятия дети погружаются в мир театра, где разыгрывается смешная сценка. Это способствует тому, что обстановка на данном мероприятия начинает становиться дружеской ближе к домашней, так как в сценке участвовали бабушки учащихся. Таким образом снимается некое напряжение. В сценарии присутствуют костюмированные персонажи Феи, Загадочной дамы, и мальчика и девочки которые играют и задают вопросы ребятам. Становясь вместе с детьми участниками путешествия.
7.Нужно учитывать возрастные и психологические особенности возраста ребёнка. Что бы получить максимальный эффект проводимого досугового мероприятия. От этого зависит насколько комфортно будет себя чувствовать ребёнок на данном мероприятии. В младшем школьном возрасте словесные объяснения ещё мало эффективны, поэтому нужно активно применяют игровые и театрализованные формы проведения досуговых мероприятий.
8.Основная задача библиотеки — это приобщение к чтению и поощрение чтения. Детям всё труднее читать и воспринимать тексты. Для развития интереса и желания ходить в библиотеку библиотекари стараются использовать всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы игры. Как правило, они дополняются просмотром презентаций. За день до игры-путешествия «Прощание с Азбукой» был проведён библиотечный урок «История Азбуки» с показом презентации, которая рассказывала об истории Азбуки от основания до современности. Особое внимание было уделено тем Азбукам, по которым учились бабушки, дедушки, мамы и папы учащихся. И было дано домашнее задание выяснить у родителей, какие произведения, и каких, авторов они любили читать в детстве.
Нужно показать детям, что чтение — это общение, диалог между читателями. Поощрять чтение можно как материальными ценностями (книгами, закладками, альбомами и другим) так и не материальными ценностями виде выставок любимых произведений или авторов, посещение театрализованного представления по произведению, попытаться самостоятельно разыграть сценки из литературного произведения, посетить места, описываемые в произведении и другое. После данного мероприятия детям вручались памятные подарки.
     Подготовка и проведение мероприятия в школьной библиотеке и не только включает в себя несколько этапов. Библиотекарь должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сюда входят:
I.Организационный момент.
1. Выбор темы и определение формы проведения мероприятия. Тема игры-путешествия была выбрана вместе с классным руководителем в рамках школьной программы и после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Форма проведения игра-путешествие с элементами театрализации, что должно было активизировать творческие способности учащихся путём воображения и фантазии, и отвечает стремлению библиотеки использовать новые формы проведения массовых мероприятий. Было предложено подготовить и провести мероприятие в классе совместно с библиотекой и театральной студий школы, подготовить книжную выставку, знакомящую читателей с детской литературой.
2.Обсуждение этапов подготовки игры-путешествия и разработка плана.
-распределение обязанностей по реализации всего плана;
-выбор ответственного за подбор материала для мероприятия;
II.Подготовительный.
1.Сбор материалов,необходимых для написания сценария и проведения мероприятия (использовалась литература из фондов школьной библиотеки).
2.Офрмление.
-Книжная выставка;
-материально-технические средства;
-планировка пространства;
-подборка музыкального сопровождения и слайдов;
-подготовка плана проведения.
III.Реализация
-назначение даты проведения;
-подготовка афиши и приглашений.Приглашение было оформлено виде пригласительных билетов и дана информация в социальной сети Вконтакте.
-оформление отчёта о проделанной работе.
Библиотечное мероприятие не будет считаться эффективным без анализа данного мероприятия, который завершается общими выводами, рекомендациями.
Таким образом, подготовка массового мероприятия требует творческого подхода,гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартного решения, атеатрализация, используемая в таком мероприятии,развивает творческие способности, корректирует поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развитию речи, ораторским способностям, придаёт уверенности в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»