Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса

Александр Невский – защитник Земли Русской

Тягур Светлана Ивановна
Цель: создать условия для усвоения и обобщения знаний о Святом князе Александре Невском.
Задачи:
 образовательная:
- познакомить с личностью Александра Невского;
- формировать у учащихся общую историческую культуру;
развивающая:
- развивать любовь к Родине на исторических примерах самоотверженного служения русских героев на благо своей Родины;
- развивать кругозор, воображение и эрудицию младших школьников;
- накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;
- развивать у детей умение слушать предложенный материал, осмыслить его и выделить главную мысль.
воспитательная:
- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;
- воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения мероприятия.
Тип внеклассное занятие: тематическое занятие
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Форма организации: путешествие
Оборудование: презентация, фрагмент х/ф «Александр Невский» проектор, экран, компьютер.
 
 
Планируемые результаты
 Личностные:
- осознание себя патриотом своей страны;
- воспитание в себе чувства патриотизма;
Предметные:
- понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;
- понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.
Метопредметные результаты
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
- способность обучающегося организовывать свою деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
 
- умение результативно мыслить и работать с информацией;
- совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;

 
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;
 - владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

 
 
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Цель: актуализация знаний, активизация мыслительных процессов.
 
Улыбнулись друг другу
 Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Учитель:
  У каждого народа есть свои герои.
- Как вы понимаете смысл слова герой? (человек исключительной смелости и доблести).  И это не только самые смелые и самые сильные люди.  Сильных и смелых людей много, а своих героев каждый народ знает поимённо, хранит память о них веками. Таковы защитники нашей Русской земли. 
- А как вы понимаете слово защитник? («защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)
 Русь на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев.   Об одном из них мы сегодня и будем вести речь.
Перед вами портрет. Кому знакомо имя этого человека?
- Как вы думаете, о ком сегодня на классном часе мы будем говорить?  
(Слайд №1)
 Среди героев, о которых хранит память русский народ, особое место занимает князь Александр Невский. Он вошел в историю как защитник отечества, полководец и хранитель православной веры.
II. Основная часть
Цель: содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням и традициям; усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском.
Учитель:
В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского. Сегодня на классном часе мы отправимся путешествовать по страницам героического прошлого нашей страны и узнаем о жизни и подвигах Святого князя Александра Невского.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает информационный материал о А. Невском. Дети работают в группах с текстом, затем каждая группа представляет ответ на своё задание.
1 группа – подготовить сообщение о детстве и юности А.Невского
2 группа – подготовить сообщение о битве на Неве
3 группа – подготовить сообщение о битве на Чудском озере
4 группа – подготовить сообщение о Александре Невском и Золотой Орде
1 страница нашего путешествия называется
«Детство и юность»
1 группа
Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии в городе Переславле (ныне Переславль - Залесский).
          (Слайд№2)
Город расположен на берегу большого и живописного озера Плещеево. Новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный своей храбростью, назвал своего второго сына красивым, мужественным именем Александр, которое по-гречески означает защитник людей.
          (Слайд №3)
Уже с трёх лет мальчика отлучили от матери, княгини Феодосии, и передали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие.
(Слайд №5)
Вскоре начали учить грамоте. Александр быстро преуспел и в военном деле, и в чтении и письме.
(Слайд№6)
  Он вырос и превратился в сильного и ловкого отрока, который прекрасно писал и любил читать. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
Юный Александр начал княжить в Новгороде с 1228 года вместе со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А с 1236 года Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Жители Новгорода восхищались своим князем – красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.              (Слайд№7) 
Учитель:
- Где родился А. Невский?
- В каком городе он княжил?
2 страница «Не в силе бог, а в правде»
2 группа
(Слайд №8, №9)     
В 1240 году шведы объявили войну Новгороду. Летом шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.
(Слайд№10)
Александру не было тогда еще 20 лет.  Перед выступлением на шведов, он долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину, словами, наполненными верой: “Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде! Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!” 
(Слайд№11)     
Воспользовавшись туманом, утром 15 июля 1240 года, войска князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их. Эта битва произошла на реке Нева.
(Слайд №12)
Русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание – Невский.
Учитель:
- Какое почётное прозвание получил князь после битвы со шведами?
3 страница «Ледовое побоище»
3 группа
        (Слайд №13)  
В 1242 году зимой началась война с немецкими рыцарями, которые гордо заявляли, что «подчинят себе весь славянский народ». Они хотели уничтожить православие на Руси и обратить русский народ в католическую веру.
Молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А немецкое войско было для русских как на ладони, потому что двигалось по открытому льду. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.
(Слайд №14)
На схеме мы видим, что немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такое построение не раз помогало рыцарям прорывать строй противника и разбивать его по частям. Но Александр Невский обманул врага. Он сосредоточил основные силы не в центре, куда была обращена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.
(Слайд№16)
 Битва получила название «Ледовое побоище». Победа в Ледовом побоище прославила Александра Невского как великого полководца Руси. Хороший урок получили германцы. Летом приехали послы из ордена в Новгород и просили у Александра вечного мира. Мир был заключён. Говорят, что тогда-то Александр произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
Просмотр фрагмента художественного фильма «Александр Невский»
         (Слайд №15)
Учитель
- Каким вы увидели А. Невского в фильме?
-. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент фильма?
- Подумайте, почему битву на Чудском озере назвали Ледовым побоищем?
4 страница «Александр и Золотая Орда»
4 группа
(Слайд №16)
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник – монголо-татары. Называли их Золотой Ордой. Правил Ордой — хан. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом великая мудрость князя.
(Слайд 17)
        Четыре раза Александр Невский ездил в Орду, что­бы уберечь родину от разрушительных набегов татар и догово­риться о сокращении дани ненасытным ханам.
        Однажды, возвращаясь из Орды домой, князь тяжело заболел. Чув­ствуя приближение кончины, святой Александр попросил постричь его в монахи. Так он стал монахом с именем Алексий. 14ноября (21 ноября)1263 года князь скончался.
      Когда весть о кончине князя достигла митрополита Кирилла, он со слезами произнес: «Чадо мои милые, закатилось солнце земли русской».  Его похоронили в монастыре Рождества Богородицы во Владимире.
(Слайд18,19,20)  
 
 
5 страница «Святой Александр»
Учитель
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
 Эти слова эти можно считать девизом его жизни. Когда были силы, он набрасывался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял выдержку, терпение, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых. 
(Слайд №21)
(Слайд №22, 23)  
 Петр I в 1724году основал в Петербурге монастырь в честь благоверного князя (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда его останки. Он же постановил 30 августа в день заключения победоносного мира со Швецией отмечать память Александра Невского. 
(Слайд №24)
  21 мая 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917.
(Слайд №25)
  В 1942 году во время Великой Отечественной войны в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден орден Александра Невского. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умелое проведение военных операций.
(Слайд №26) 
Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года учреждён орден             Александра Невского.
А сейчас ответим на вопросы викторины.
        (Слайд№27)
III. Заключительная часть
Цель: Вовлечение учащихся в процесс самопознания
Рефлексия
- Оправдывает ли Александр Невский свое имя? (Александр - «защитник»). Докажите.
Давайте подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы еще хотели узнать об этом легендарном русском полководце. 
В заключение, мне хочется вам пожелать стать настоящими Защитниками Отечества и не забывать знаменитое изречение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» (Слайд №28)
 
 
Приложение 1
Текст для работы в группах
Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии в городе Переславле (ныне Переславль- Залесский). Город расположен на берегу большого и живописного озера Плещеево. Новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный своей храбростью, назвал своего второго сына красивым, мужественным именем Александр, которое по-гречески означает защитник людей.
Уже с трёх лет мальчика отлучили от матери, княгини Феодосии, и передали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. Александр быстро преуспел и в военном деле, и в чтении и письме. Он вырос и превратился в сильного и ловкого отрока, который прекрасно писал и любил читать. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.
Юный Александр начал княжить в Новгороде с 1228 года вместе со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А с 1236 года Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Жители Новгорода восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.
В 1240 году шведы объявили войну Новгороду. Летом шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”. Александру не было тогда еще 20 лет.  Перед выступлением на шведов, он долго молился в новгородском храме
Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину, словами, наполненными верой: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!"
Воспользовавшись туманом, утром 15 июля 1240 года, войска князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их. Эта битва произошла на реке Нева.
Русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский. В 1242 году зимой началась война с немецкими рыцарями, которые гордо заявляли, что «подчинят себе весь славянский народ». Они хотели уничтожить православие на Руси и обратить русский народ в католическую веру.
Молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А немецкое войско было для русских как на ладони, потому что двигалось по открытому льду. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.
На схеме мы видим, что немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такое построение не раз помогало рыцарям прорывать строй противника и разбивать его по частям. Но Александр Невский обманул врага. Он сосредоточил основные силы не в центре, куда была обращена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.
Битва получила название Ледовое побоище. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Невского как великого полководца Руси. Хороший урок получили германцы. Летом приехали послы из ордена в Новгород и просили у Александра вечного мира. Мир был заключён. Говорят, что тогда-то Александр произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник - монголо-татары. Называли их Золотой Ордой. Правил Ордой — хан. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом великая мудрость князя.
Четыре раза Александр Невский ездил в Орду, что­бы уберечь родину от разрушительных набегов татар и догово­риться о сокращении дани ненасытным ханам.
Однажды, возвращаясь из Орды домой, князь тяжело заболел. Чув­ствуя приближение кончины, святой Александр попросил постричь его в монахи. Так он стал монахом с именем Алексий. 14 ноября (21 ноября) 1263 года князь скончался.
 
Источники информации:
  1. Александр Невский и его сыновья// Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. И доп./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2000. – С. 225-233.
  2. Александр Невский// Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече. – С. 67-98.
  3. Вальнер Н.А.// Ольгин град: Книга для детей младшего школьного возраста. На рус. И англ. яз. – Псков: ПОИПКРО, 2001. – С. 26-31.
  4. Ледовое побоище. Жизнь Святого Благоверного князя Александра Невского/ ред. В.М. Федоров. – Псков: Славяне, 1992, с. 30, [2] с.: ил.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/- Википедия.
  6. http://rushist.com/index.php/russia/2812-aleksandr-nevskij-kratkaya-biografiya - Биография А. Невского.
  7. http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/mech-aleksandra-nevskogo.html - Оружие времен Невской битвы.
  8.  https://ru.wikipedia.org/wiki - Орден Александра Невского.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»