Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект внеурочного занятия по программе «Занимательная математика» для 5 класса

Логические задачи

Голованова Людмила Александровна
Форма: интеллектуальная игра «Последний герой» 
Цель: создание условий для развития творческой, познавательной активности учащихся
при изучении математики, развитие и сохранение устойчивого и долговременного интереса
к предмету.
Задачи:
  • развивать познавательные интересы учащихся (восприятие, мышление, внимание, воображение, память и др.);
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету и познавательную активность;
  • формировать навыки самостоятельной работы и потребности в исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.
Личностные результаты: умение самостоятельно
и в команде определять,  высказывать, исследовать и анализировать. Соблюдать  правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметные результаты:   формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий:
регулятивных УУД:
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
познавательных УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
     коммуникативных УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметные результаты: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности,
а именно:
  • познакомиться со способами решения логических задач по математике;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению логических задач.
 
Оборудование:
  • Интерактивная доска;
  • карточки с заданиями;
  • песочные часы;
  • эмблемы на цветных листах;
  • маршрутный лист;
  • обручи;
  • клей;
  • цветной картон;
  • картинки с «тотемами»;
  • скотч;
  • листы бумаги;
Ход внеурочного занятия:
Формирование команд  - каждый участник при входе берет из коробки эмблему, наклеенную на цветной картон зеленного, красного и синего цвета. 
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, учителя и гости! Если вы желаете побывать
в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных, находчивых учеников нашей школы, то присоединяйтесь к нам. Начинаем интеллектуальную игру. Как она называется, вы мне сейчас сами скажете….
Отрывок из передачи «Последний герой»
(Звучит музыка из телепередачи «Последний герой»)
Вас ждут интересные испытания, в ходе которых определится самая умная команда
и будет выбран Последний герой в каждой команде.
Правила игры:
Командам предстоит пройти испытания. Каждое испытание – это задание, которое  надо выполнить за определённое время. В испытании побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество очков. При равном количестве очков победившей считается команда, выполнившая задание за меньшее время. В конце игры каждая команда выбирает лучшего игрока, и они соревнуются за звание Последнего героя. Побеждает тот, кто правильно выполнит последнее задание. А команды сегодня особенные, команды-племена.
Следить за соблюдением правил игры, определять победившее племя, помогать в затруднительных ситуациях будет жюри в составе:
1.
2.
3.
Сейчас уважаемое жюри поклянется в своей объективности. Пожалуйста, положите руки на глобус и повторяйте за мной.
Учитель: «Мы, сидящие перед вами члены жюри, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых, на модель Земли — единственной из обитаемых во Вселенной планет, торжественно клянемся судить по совести!»
Жюри: Клянемся!
Учитель: «Клянемся судить, невзирая на лица!»
Жюри: «Клянемся!»
Учитель: «Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца!»
Жюри: «Клянемся! Клянемся! Клянемся!»
Познакомимся ближе с командами. Теперь давайте дружно крикнем название своего племени, так громко, чтобы ваши соперники испугались. Вождь одной команды говорит: «Три-четыре!», и его племя громко кричит свое название.
И вот настал час испытаний.  Все задания на время с использованием песочных часов. В начале игры напоминаю, что условный день на «острове» 40 минут.
 
Разыгрывается право выбора первого задания
 
Команды становятся вместе. По очереди отвечают на вопросы ведущего, если отвечают правильно, капитаны  делают шаг вперед на одно деление. Команда, капитан которой первый дошел до стола,  получает защитный «тотем» в виде песочных часов или руки, который дает право:
а) на добавления времени при выполнении задания,
б) на выбор задания.
Какой «тотем» выдать решает Жюри.
 
Вопросы  для  первого задания: (6минут)

 
  1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса была предпоследней? (лиса -1, волк – 2)
  2. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек, одна из них – не пятак. Что это за монеты? (5 и 10)
  3. Бутылка с лимонадом стоит 5 рублей, а пустая – 2 рубля. Сколько бутылок лимонада можно выпить, имея 20 рублей. (6 бутылок + 2 рубля сдачи)
  4. Что в России на 1 месте, а во Франции на втором? (буква Р)
  5. Сколько концов у трех палок, а у 4 с половиной? (6 и 10)
  6. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Могло ли это быть? (да, если маляры – женщины)
  7. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 5 кг, Сколько будет весить цапля, если она станет на обе ноги?(5кг)
  8. Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 минут, то сколько времени понадобиться одной кошке, чтобы поймать одну мышь? (5 минут)
  9. Четверо играли в домино 2 часа. Сколько играл в домино каждый? (2)
  10. Горят 7 свечей. Четыре из них потушили. Сколько осталось свечей? (4)
  11. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько  рублей  стоят 10 судаков? (10)
  12. Круглый, мягкий с хвостом как у мыши, а за хвост не поднимешь? (клубок)
  13. Чем кончается день и ночь? (ь)
  14. Человек смотрит на цифру «3», а говорит пятнадцать. В каком случае он прав? (если смотрит на часы)
  15. Есть и у растения и у уравнения  (корень)
  16. Сколько минут в 3/5 часа? (36)
  17. Трудный путь от условия к ответу. (Решение)
  18. Числа, соединенные знаками действия или образец для подражания  (пример)
  19. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (например – домашнее задание, цемент…)
 
Этапы игры или испытания:
I.Лишнее
II. Постройте свой дом.
III. Утоление  жажды.
IV.  Запасы
V.Рыбалка для « Последнего  Героя»
Подведение итогов. Рефлексия.
I.Лишнее (4 минуты)
Лишнее, остальное назови одним словом  
  1. тарелка, ложка, чемодан, чашка, вилка;
  2. сапоги, туфли, босоножки, кроссовки, носки.
  3. дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
  4. молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
  5. секунда, час, год, вечер, неделя
  6. смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
  7. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
  8. дождь, снег, осадки, иней, град
  9. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
Вручение тотема( музыка)
II. Дом (10 минут)
Поселившись на острове, первое, что вам нужно сделать – это построить жилище. Та команда, которая быстрее и лучше построит из подручных средств жилище,  получит большее количество баллов. Чтобы построить жилище, вам необходимо решить логическую задачу и выбрать, какие у вас будут крыша и стены. Дом должен быть прочным, не продуваемым и комфортным. После того как вы решите задачу, нужно по одному добежать до обруча, пролезть через него подбежать к столу, где лежат:  лист А3, клей, «строительные» фигуры,   и наклеить только одну часть дома, и так все части дома. Вас шестеро, а деталей четыре, дополнительный балл вы получите, если выполните условие: должны быть задействованы все члены команды.
«Постройте свой дом»
1.Ваш дом состоит из крыши, стен, окна и двери. Известно, что они разного цвета: красного, зеленого, белого и желтого. Постройте свой дом.  Известно, что стены и окно не красного цвета. Желтая дверь имеет туже форму, что и предмет белого цвета.  
  красный зеленый белый желтый
крыша + - - -
стены - + - -
окно - - + -
дверь - - - +
 
Вручение тотема (музыка)
 
III. Утоление жажды (6 минут)
1. На день жизни на острове вам необходимо иметь 4 литра воды. Больше вам взять нельзя. На базе, где имеется источник воды, есть только 5-литровые фляги и 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?
Решение.
Фляга 4 л 0 0 2 2 2 4
Фляга 5 л Набираем 5 л и 3 л выливаем
в банку
2
Переливаем в 4-литровую флягу
0 Набираем 5 л и 3 л выливаем
в банку
2
Переливаем в 4-литровую флягу
0
Банка 3 л   3
Выливаем
0 0 3
Выливаем
0
 
 
Вручение тотема (музыка)
 
IV. Запасы (4 минуты, по минуте на ребус)
 
задача
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_ed66a326e3a32df9064fddf297246808.jpeg.jpg
Вершина
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_4e2c8b54e28cc0873266e141b4c77d31.png.jpg
Знаменатель
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31374_65bcc369e66abf19a23583fa705299d8.png.jpg
 
 
Вручение тотема (музыка)
 
Выбор  командами лучшего игрока. Присвоение ему звания «Последний Герой»
 
V. Задания для рыбалки. Участвуют игроки номинированные командами на звание «Последний герой»  6 минут, по 2 минуты каждому игроку
  1. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра, …
  1. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
Ответ: Положить ее на угол стола
  1. Петя и Лёня делают цветник квадратной формы. Петя сказал «Сделаем так, чтобы сторона нашего квадрата была на 12 м меньше его периметра». Какой будет длина стороны этого цветника.
 Ответ: 4 метра.
  1. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их?
Ответ: 3 человека.
  1. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке
    по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
    Ответ: Ни одного. На березе не растут яблоки.
  2. У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок поймает мальчик, используя остальных мух?
Ответ: неизвестно.
  1. У человека - одна, у коровы - две, у ястреба - ни одной. Что это?
Ответ: Буква О.
  1. Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
Ответ: На Ваших коленях.
  1.  Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Ответ: Нужно бросить яйцо более, чем на три метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.
  1.  Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его.
    Но никто не смог этого сделать. Почему?
Ответ: Его положили вплотную со стеной.
  1.  Какими нотами можно измерить расстояние?
Ответ: Ми-Ля-Ми.
  1.  Что не войдёт в самую большую кастрюлю?
Ответ: Её крышка.
  1.  Во сколько раз увеличится число, если приписать к нему такую же цифру?
Ответ: в 11 раз.
 
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
 
Продолжи фразу:
  • Я хотел бы рассказать другу о том, что сегодня на занятии я смог…
  • Я хотел бы рассказать другу о том, что сегодня на занятии мне понравилось…
  • Я хотел бы рассказать другу о том, что сегодня на занятии у меня получилось..
  • Я хотел бы рассказать другу о том, что сегодня на занятии я научился….
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»